ИТАК, ФАНТАСТЫ ПРЕДСКАЗЫВАЮТ: БУДЕТ...
На пороге 2000 года [На вопросы отвечают Г. Альтов, Д. Биленкин, Г. Гуревич, Е. Парнов, В. Щербаков]
|
ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА |
© 1984
Литературная газета.- 1984.- 4 янв.- ( 1 (4963)).- С. 12.
Выложено с любезного разрешения В. Н. Журавлевой - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
В ЛЮБОМ фантастическом произведении есть, как известно, элементы прогностики. Именно поэтому накануне нового, 1384 года мы решили осуществить необычный опыт прогнозирования - привлечь к этому делу не соответствующих экспертов, которых обычно привлекают при прогнозировании, а писателей-фантастов. Мы попросили их ответить на следующие вопросы:
1. Какие области науки, техника, культуры, искусства, морали, быта и т. д. вы хотели бы избрать для прогнозирования?
2. Чем объяснить ваш выбор?
3. Какие существенные изменения могут произойти, на ваш взгляд, в этих областях через 20, 30, 40, 50 и т. д. лет?
4. Не могла бы вы назвать наиболее яркие примеры удачных предсказаний, которые делали фантасты в прошлом? Случалось ли вам делать подобные предсказания?
5. Говорят, что всякий прогноз опирается на то, что уже есть в настоящем, хотя бы в зародыше. Не знаете ли вы примеров предсказаний, которые такой опоры не имели - были бы целиком продиктованы фантазией, и интуицией?
Генрих АЛЬТОВ:
...РЕВОЛЮЦИЯ В СФЕРЕ ТВОРЧЕСТВА
1. Выбираю то, что в равной степени связано со всеми названными областями: развитие творческих способностей человека.
2. Во-первых, здесь назревают грандиозные события. Во-вторых, это моя специальность, дало всей жизни, судьба.
3. Идет научно-техническая революция. Ее рабочий инструмент - творческое мышление. Но как ни парадоксально, само творческое мышление, его технология, принцип действия не претерпели качественных изменений. Считалось и до сих пор считается, что только немногие люди от рождения наделены способностью к творчеству. Эти люди упорно размышляют над задачей - и внезапно приходит озарение. Невозможно раскрыть механизм этого процесса, научиться им управлять, сделать его доступным всем... Такой взгляд на творчество поразительно устойчив, он господствует и по сей день. Поправки имеют чисто косметический характер. Вместо "осенения" ввели более респектабельный термин - "инсайт". Вместо открытого признания непознаваемости творчества уклончиво говорят о сложных процессах в подсознании... Но уже создана ТРИЗ - теория решения изобретательских задач (под "изобретательскими" подразумеваются любые творческие задачи, не только технические, хотя ныне ТРИЗ используется прежде всего в технике). ТРИЗ принципиально меняет "технологию" производства новых идей: не поиски на ощупь, а планомерные мыслительные действия, основанные на знании законов развития,
Творческая революция, которая произойдет в течение ближайших 25-30 лет, по своему значению, видимо, не уступит революции научно-технической. Главной целью обучения станет развитие творческого мышления на протяжении всей жизни человека. Поразительно низкий коэффициент реализации творческих возможностей, свойственный предшествующим векам, будет вызывать в XXI веке таксе же удивление, какое вызывает у нас низкий коэффициент полезного действия старинных паровых экипажей...
К середине XXI века ощутимо проявится последствия творческой резолюции. Истинное творчество по самой своей сути несовместимо со злобой и глупостью. Человечество станет мудрее и добрее.
4. В 60-е годы я опубликовал серию очерков о предвидениях фантастов. Вот уточненные цифры. Ж. Верн: 108 прогнозов, из которых 10 ошибочных. Г. Уэллс: из 86 прогнозов верными оказались 77. А. Беляев: только три ошибки на 50 прогностических фантазий.
Фантастика - художественная литература: ее цель не прогнозы, а человековедение (я бы сказал - мироведение). Но, стремясь к художественной достоверности и используя художественную логику, писатель нередко предвидит будущее. Уэллсу для "Войны миров" нужна была марсианская техника, похожая на земную. Он начал последовательно придумывать техническую цивилизацию, не знающую колеса. Получилось то, что мы теперь называем бионикой, копированием природных прототипов (в природе тоже нет колеса). Ж. Верну нужно было убежище для капитана Немо - и впервые писатель (не ученый!) прогнозировал неизбежность комплексного освоения подводного мира...
Ценность идеи определяется на только достоверностью, но и красотой. Вот "Бегущая по волнам" Грина. Считать "бег по волнам" несбывшимся прогнозом? Но ведь дьявольски красиво! А если красиво, значит, сбудется, обязательно сбудется...
5. В 1898 году неприметный писатель-фантаст Морган Робертсон сочинил роман "Тщетность". Действие разворачивается на корабле "Титан": длина 243 метра, водоизмещение 70 тысяч тонн, мощность двигателей 50 тысяч лошадиных сил, скорость 25 узлов, 4 трубы, 3 винта. Холодной апрельской ночью происходит столкновение с айсбергом. Корабль гибнет. Через 14 лет после появления романа был построен и ушел в свой первый рейс реальный "Титаник": 269 метров, 66 тысяч тонн, 55 тысяч лошадиных сил, 25 узлов, 4 трубы, 3 винта. Холодной апрельской ночью 1912 года "Титаник" столкнулся с айсбергом и погиб...
Потрясающий пример предвидения, основанного на фантазии и интуиции! Совпадают все обстоятельства катастрофы: по три тысячи человек на "Титане" и "Титанике" (предсказано даже название корабля!), нехватка спасательных шлюпок и т. д. Такой прогноз не под силу и целому институту, вооруженному современными методами прогнозирования и арсеналом вычислительных машин. В конце XIX века большие корабли считались непотопляемыми. Прогноз Робертсона был явно еретическим. Может быть, именно в этом секрет фантазии и интуиции? Надо преодолеть психологический барьер и последовательно домысливать идеи, не страшась необычной логики "забарьерного пространства"...
|