Т. Пересунько
К ВОПРОСУ ОБ ЭЛЕМЕНТАХ ФАНТАСТИКИ В «ЧУДОТВОРНОЙ» В. ТЕНДРЯКОВА
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© Т. Пересунько, 1988
Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 109 - 112.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
В сюжет повести "Чудотворная" (1958) В. Тендряков вводит случай: ученик Гумнищенской неполной средней сельской школы Родька Гуляев выкапывает на берегу реки древнюю потемневшую икону. И это событие ломает ему жизнь, ибо религиозные фанатики объявили мальчика "божьим избранником". Находка могла бить и не быть. Но попытка насильственного приобщения Родьки к вере в родной семье, усиление религиозной пропаганды в Загарьевском округе после войны - это уже не случайность. И. В. Тендряков с кропотливостью социолога, известной нам еще по его повестям начала 50-х годов, ищет общественный истоки того, что стряслось с Родькой Гуляевым и другими персонажами "Чудотворной", втянутыми в сети религии. И в этом писателю помогает широкое введение в повесть реалистической условности.
Прежде всего, сюжет в повести зависит от таких деталей, как крестик, который бабка насильно надела внуку, или мичманка пришедшего с фронта председателя колхоза Ивана Макаровича. Эта мичманка - предмет мальчишеской зависти Родьки, мечтающего стать моряком. Наиболее трагический момент в повести, когда привычный мир рухнул для Родьки, воспринимается подростком как прощание со своей мечтой: "Где уж там бескозырка с ленточками, когда тебе придется молиться, когда ты нашел святую икону, когда за тобой следит бог, ты у него на примете" Неужели жить, как велит бабка?" (1)
Так точно найденная деталь, включенная в сюжет, становится широким обобщением. Родька решил жить не с богом и бабкой: он по-своему расправляется с ненавистной ему иконой.
Во-вторых, в образе "чудотворной" важную сюжетно-композиционную роль выполняет такая деталь, как глаза иконы. По мере нарастания экспрессии действия писатель находит такие определения для характеристики взгляда этих глаз, которые довольно впечатляюще выражают смысл разыгрывающейся драмы. Вначале глаза чудотворной с "какой-то угрюмой нелюдимостью уставились мимо Родьки" (1, 433). Затем, когда мальчик принес икону домой, они глядят уже "с унылой суровостью" (1, 435), точно предрекая что-то недоброе. Бабка принудила внука впервые в жизни перекреститься, и вот Родька "увидел сквозь слезы сердитые белки, уставившиеся на него с темной доски" (1, 446).
В момент накала страстей "от молчания, от слез сына, от чудотворной, зловеще выкатившей белки глаз, от всего непонятного, что творилось на белом свете, Варвару (мать Родьки. - Т.П.) охватил дикий ужас" (1, 490).
Так при помощи художественной детали В. Тендряков передает движение сюжета. Икона в повести - сквозная деталь. Она определяет завязку, развитие действия, его кульминацию и развязку в произведении.
Наконец, наличие контрастных символов пронизывает образную структуру "Чудотворной": с одной стороны - светлый мир ребячьих игр Родьки с его ровесниками вне избы Гуляевых, с другой - мрачные лица религиозных изуверов, идущих к бабке, чтобы поклониться чудотворной и "святому отроку"; с одной стороны - пионерский галстук, с другой - медный крестик на шее у Родьки, который "жжет кожу..."
Не зря и режиссер-постановщик кинофильма "Чудотворная" В. Скуйбин показывает характеры и конфликты повести В. Тендрякова посредством контраста. Тут - борьба двух цветов: белого и черного. Белый - это весеннее солнце, чистые стены школы, веселые гуси на молодом лугу, голые тела ребят в воде, развевающаяся Родькина рубаха, кофточка учительницы Парасковьи Петровны...
Черный цвет - платки богомолок, потертый поповский пиджачок, темная изба, тени на стенах, ночная вода-омут, куда бросился Родька...
Детали в миниатюре отражают органичную особенность художественной манеры писателя- парадоксальность, остраннения сюжета, в котором, однако, по мере развития действия не оказывается ничего фантастичного, странного. Изображая внезапное, неожиданное, из ряда вон выходящею, "чрезвычайное", писатель намеренно строит сюжет на основе обнаженной диалектичности, придавая действию большую стремительность. Не парадоксы, а диалектика жизни - вот что интересует В. Тендрякова.
1. Тендряков В. Избранные произведения в 2-х томах. ГИХЛ, М., 1963, т. 1, с.491. В дальнейшем цитируется по этому источнику с указанием тома и страниц в скобках в тексте.
Т. К. ПЕРЕСУНЬКО
Николаев
|