Т. Пономаренко, Е. Ковшова
ОБ ОБРАЗОВАНИИ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ, СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ РАБОЧИХ
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© Т. Пономаренко, Е. Ковшова, 1988
Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 91 - 93.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Художественная литература - одно из важнейших средств эстетического и идеологического воспитания молодежи. В работе школы воспитание книгой - одна из самых сложных проблем, особенно важной в условиях современной перестройки. В. А. Сухомлинский утверждал: "...чтение, вызванное потребностью думать - главное условие развития умственных способностей личности". (1)
Научно-фантастическая литература в силу своей специфики предоставляет прекрасные возможности для решения целого ряда воспитательных задач.
Именно поэтому перед нами встал вопрос, какое место в материале чтения нанимает научно-фантастическая литература. Исследуя эту проблему, мы интересовались читательскими интересами школьников старших классов, студентов и, частично, рабочей молодежи. В средних школах №№ 34, 19, 15, 6 г. Николаева, в детской юношеской библиотеке им. А. Гайдара, на филологическом факультете НГПИ им. В. Г. Белинского, в заводской библиотеке при цехе № 22 Черноморского судостроительного завода было проведено анкетирование.
На основе наших наблюдений мы пришли к выводу, что на формирование интереса к чтению научно-фантастической литературы влияют такие факторы, как читательские интересы родителей, учителей-словесников школы, товарищей, наличие домашней и школьной библиотек, в которых есть научно-фантастические произведения. Отсутствие этих факторов порождает индифирентность или слабый, незначительный интерес к научной фантастике.
По данным анкет читателей в научно-фантастических произведениях интересует разное: больше всего увлекаются героями произведений, затем сюжетом, и лишь незначительное число респондентов указывают на значительность идей и философских концепций.
Отсюда мы делаем вывод, что только квалифицированное руководство чтением со стороны прежде всего учителя может научить читателя воспринимать произведения научной фантастики всесторонне и глубоко.
Однако наш учитель-словесник не готов к такому руководству. Этот недостаток объясняется тем, что в учебных планах по русской и зарубежной литературе из всех писателей-фантастов изучается только творчество Г. Уэллса, причем без акцента на своеобразие его как фантаста.
Выпускники НГПИ, получившие на спецкурсах или спецсеминарах по научной фантастике подготовку, утверждают, что энание фантастики позволяет им наладить контакт с учащимися.
В школах, где педпрактику проходят студенты - любители научной фантастики, интерес к этой литературе у школьников глубже и ими прочитано большее количество произведений. Следовательно: при распространенном интересе к научно-фантастической литературе у молодежи, было бы правильно ввести изучение научной фантастики в учебный план филологических факультетов педагогических институтов.
1. В. А. Сухомлинский. Избр. пр-я и 8 тт. 1979г., т.5. стр. 432.
Т. Л. ПОНОМАРЕНКО, Е. КОВШОВА
Николаев
|