Е. Гранова
О ПРЕПОДАВАНИИ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТИТУТАХ
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© Е. Гранова, 1988
Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 80 - 83.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Главная задача преподавания художественной литературы применительно к проблеме воспитания подростков и молодежи - растить в человеке Человека, формировать интеллектуальное и эмоциональное развитие личности, ее способность к творческой деятельности. Педагогический институт должен подготовить учителя-словесника, способного решать эту задачу в школе на материале классической и современной художественной литературы. Произведения научно-фантастической литературы, которая особенно популярна у молодежи, предоставляют огромные и плохо используемые возможности для проведения воспитательной работы в школе.
Традиционный "бытовой" роман зачастую уже не может вместить новое сложное содержание жизни, так как в жизни современного человека глобальные, даже космические интересы, наука, техника стали занимать неизмеримо большее место по сравнению с прошлым. Этому новому подходу человека к жизни лучше всего отвечает научная фантастика, так как она имеет возможность поставить в наиболее острой форме главные всеобъемлющие вопросы современности: политические, экономические, моральные, вопросы бытия и будущего развития человечества. Научная фантастика позволяет представить себе будущее, осознать долгий и трудный путь великой человеческой мечты о светлом будущем, связать идеал с повседневной практической жизнью. В научной фантастике образ положительного героя - воплощение высоконравственных общественных идеалов.
Известно также, что изложение курса ТРИЗа (теория решения изобретательских задач) начинается с развития творческого воображения при помощи цикла лекций по научно-фантастической литературе.
Вышесказанное объясняет, почему на филологическом факультете Николаевского госпединститута с 1975 г. читаются спецкурсы и ведутся спецсеминари по научно-фантастической литературе. Для студентов-филологов эти занятия дают дополнительную возможность углубить знания по теории и истории литературы (например, проблемы условности, мифология и фантастика, НТР и литературный процесс, происхождение литературы из волшебной фольклорной сказки и т. п.). До 1980 г. спецкурс по научной фантастике вел доцент Г. Ф. Федосеев. В процессе работы студенты выступали с докладами на научных студенческих конференциях, писали курсовые работы, готовили дипломные работы.
В 1978 г. ИМЛИ им. Горького АН СССР, НГПИ им. В. Г. Белинского и общество "Знание" провели в г. Николаеве научно-теоретическую конференцию по проблемам современной советской многонациональной литературы. На конференции работала секция "Своеобразие раскрытие настоящего и будущего в современных научно-фантастических произведениях советской литературы". С докладами и сообщениями выступили ученые и критики, писатели и журналисты, приехавшие из разных городов Советского Союза. Работа конференции привлекла большое внимание и стимулировала продолжение учебной работы по проблемам научно-фантастической литературы.
В январе 1988 года после завершения семинара по научно-фантастической литературе среди его участников была распространена анкета с вопросом "Что Вам как человеку и будущему учителю литературы дала работа в этом семинаре?" Все ответы подтверждают полезность этого спецсеминара и аргументируют необходимость более глубокого изучения научно-фантастической литературы в пединститутах.
Остро стоит вопрос об обеспеченности студентов художественной и критической литературой по научной фантастике. Существует поразительная диспропорция между количеством издаваемой фантастики и реальными потребностями читателей, между идеологической и социальной ролью фантастики и тем вниманием, которая уделяется ей в издательской политике. Создавшееся положение нетерпимо.
|