В. Переверзев
К ВОПРОСУ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЖАНРОВ НФ ЛИТЕРАТУРЫ И «ФЭНТЕЗИ»
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© В. Переверзев, 1988
Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 70 - 72.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
1. Существует ряд явлений литературы, в которых важную роль играют сказочно-фантастические элементы. Одно из них - "фэнтези". Часть исследователей рассматривает "фэнтеэи" как субжанр НФ, часть говорит о ее самоценности.
Наиболее широкое определение указывает, что фантастика - это такая литература, где существенную роль играют фантастические образы. В центре понятия "фантастический образ" оказывается категория невозможного, выступающая на 4 уровнях: невозможного принципиально, невозможного реально, технически невозможного, практически нецелесообразного.
2. Первоначально категория невозможного находит свое воплощение в волшебной сказке и обосновывается внелитературной действительностью. Низкий же технический уровень производства приводит к совпадению технически невозможного с невозможным реально.
Литературная сказка продолжает традиции волшебной сказки. Но, в отличие от последней, она глубоко национальна, т. к. отражает время создания и особенности конкретной национальной культуры.
3. По мере развития литературы обоснование невозможного начинает осуществляться через психологию и социальное бытие героя.
Еще с XII в. начинается проникновение в фольклорную традицию авантюрного элемента, характерного уже для римского бытового романа. Случайность как определяющая составляющая авантюрного элемента наиболее полно выражается в приключенческом романе, удовлетворившем массовый рынок печатной продукции.
Дальнейшее развитие НТР привело к вычленению невозможного технически из невозможного реально и отказа на реалистической основе от невозможного принципиально. На основе внесения невозможного технические приключенческую литературу возникла НФ литература, характеризуются попыткой также представить случайность как научно детерминированную.
4. С этих позиций представляются неверными теории Ю. Кагарлицкого и Т. Чернышевой о том, что НФ-литература является детерминированнной художественной моделью действительности, обосновываемой "единой посылкой", "частной мотивировкой", "мотивировкой", т. к. само обоснование представляет собой дополнительную мотивировку, внутренне необоснованную и призванную объяснить набор с первого взгляда случайных событий.
Т. Чернышева указывает, что универсальные мотивировки позволяет рассмотреть адетерминированную художественную модель действительности, т. е. "фэнтези".
5. Представляется, что "фэнтези" возникает в результате привнесения невозможного технически в литературную сказку, за счет чего невозможное принципиально начинает вторую жизнь. И т. к. и волшебная, и литературная сказки лишены элемента случайного, то и в "фэнтези" случайность мнимая. Она внутренне обосновывается всем контекстом предшествующих литературных явлений.
Таким образом, в качестве критериев отличия произведений "фэнтези" от произведений НФ литературы выдвигаются:
- использование автором системы фантастических образов, характерных для сказки, а также элементов невозможного технически;
- отсутствие видимых мотивировок при обусловленности сюжета;
- внутренняя взаимозависимость всех элементов при отсутствии доминирования элемента случайности.
|