Я. Голобородько
СОПОСТАВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИЙ БУДУЩЕГО В РОМАНАХ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?» И И. А. ЕФРЕМОВА «ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ»
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© Я. Голобородько, 1988
Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 49 - 52.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Отличительной и одновременно родственной чертой эстетического мышления Чернышевского и Ефремова является научность. Об этом свидетельствуют романы "Что делать?" и "Туманность Андромеды". При их создании писатель-революционер (философ, экономист, социолог) и писатель-фантаст (доктор биологических наук, палеонтолог) опирались на известный им базис научных знаний.
Общество будущего, нарисованное в обоих произведениях, - это не только продолжение гуманистической традиции мировой и отечественной литературы, не только дерзкая попытка предсказать историю, этапы, пути и состояния ее развития, но и научно обоснованные прогнозы, проекты счастливого и гармоничного мироустройства.
Н. Г. Чернышевский заглянул вперед на десятки, от силы на сотни лет, И. А. Ефремов - на два тысячелетия. Общество Света и Счастья в романе "Что делать?" противостоит той уродливой буржуазной действительности, в которой живут "новые люди". Коммунистическая реальность "Туманности Андромеды", наоборот, - логическое завершение социальных преобразований на планете, начатых "в древности" (т. е. в 20-м веке).
Великий революционер довольно подробно изложил свою версию экономических начал грядущего коммунистического мира, показав их влияние на этико-эстетические нормы жизни.
Проблемы архитектуры, досуга, сельского хозяйства, организации труда пророчески поставлены в интеллектуальном романе "Что делать?" Ряд Прогнозов-перспектив (к примеру, превращение негодных земель а плодородные) содержит не только предсказания направлений экономического развития, но и практические советы и рекомендации.
Чернышевский вывел на страницах произведения картины коммунистического общества. Для его героев такое мироустройство еще в будущем, оно - цель их деятельности. Ефремов создал не панораму гармоничного сообщества. Для его героев коммунизм - это существующая реальность, это опора, средство их социальной практики. Коммунистическая формация у И. Ефремова - это отрегулированная духовно-научная система. Писатель-фантаст рассмотрел основные звенья общественной структуры будущего: образование и становление активной юной личности, значение искусства и физической культуры для творческого потенциала индивида, особенности морали и необходимость глубоких научных познаний, предельная самоотдача и способность к подвигу как норма поведения.
Если Чернышевского в социальных фантазиях влекла мысль о разумной и справедливой организации общества, то Ефремова - о максимальной эффективности его организации.
Крупным социально-художественным достижением, на наш взгляд, следует признать гипотезу фантаста о внутренней структуре коммунистического общежития, о рычагах демократии в нем, один из которых - свободное конкурирование и обсуждение самых разных мнений и положений.
Знаток истории древности, И. Ефремов соединил в коммунистической личности физическое совершенство человека античности и высокую научную и этико-эстетическую культуру человека будущего. Коммунизм, по его мнению, - его союз красивых и образованных гуманистов.
Н. Г. Чернышевский осуществил попытку показать общество будущего со стороны, И. А. Ефремов - изнутри. Думается, что это различие в формах изображения, по вествования о коммунистическом обществе обусловлено прежде всего огромной разницей в объеме и качестве научных знаний, которыми обладали художники. Детализированный рассказ о буднях, тревогах и радостях коммунизма (в отличие от очерково-информативного у Чернышевского) стал возможен вследствие колоссального рывка социально-технического прогресса.
Концепция будущего в романе "Что делать?" связана с идеей социальной революции и экономического переустройства, в романе "Туманность Андромеды" - с технологическими революциями и проблемами освоения космоса. Глубокое изучение вселенной, в чем убежден фантаст, возможно лишь при условии полного объединения человеческих усилий, мыслей, мировоззрений, при условии всестороннего единства человечества. Идея братства людей Земли составляет гуманистический пафос художественной мысли писателя-фантаста.
Романы "Что делать?" и "Туманность Андромеды" - произведения политические. Чернышевский обосновал требование изменения строя, Ефремов выразил идеологию коммунистического общества. Ряд прогнозов великого революционера (механизация, машинизация труда и др.) сбываются. Думается, что роман И. А. Ефремова тоже окажется пророческим. И убедиться в этом смогут те, кому выпадет счастье жить и трудиться в коммунистическом мире.
Я. В. ГОЛОБОРОДЬКО
Херсон
|