С. Шошура
СВОЕОБРАЗИЕ ТИПИЗАЦИИ В РОМАНЕ И. А. ЕФРЕМОВА «ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДА»
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© С. Шошура, 1988
Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 28 - 30.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Особенности типизации в произведении И. А. Ефремова "Туманность Андромеды" - одна из недостаточно исследованных проблем его творчества. Проделанный анализ дает основание утверждать, что в романе использован тот принцип типизации, который, некоторые литературоведы называют романтическим. Суть его состоит в том, что "писатель-романтик берет в человеке такие "готовности", которые, доведенные до предела, вызывают восторг и восхищение или ужас и отвращение у читателя по отношение к носителям таких "готовностей" (1).
Романтическая типизация проявляется в "Туманности Андромеды" как при изображении положительных персонажей (Эрг Нoop, Низа Крит, Дар Ветер, Веда Конг, Мвен Мас и другие), так и отрицательных (Пур Хисс, Бет Лон). Если изображение первой группы персонажей вызывает у читателей чувства прекрасного, возвышенного, героического, то вторая категория действующих лиц произведения - прямо противоположные эстетические эмоции - низменного, безобразного.
Романтической трактовке характеров персонажей подчинена вся система художественных приемов и средств, максимально целенаправленно реализуемых писателем в романе, - деталей предметной изобразительность (изображение внешности персонажей, их поступков, передача душевного состояния и т. д.), речевого строя произведения и его композиции.
Выбор романтического, а не какого-либо иного способа типизации в "Туманности Андромеды" не случаен. Он продиктован замыслом романа - нарисовать картину будущего человечества как коммунистического общества эры Великого Кольца. Тот факт, что представление писателя о будущем человечества основано на глубоком понимании законов диалектического и исторического материализма, на учете современного к моменту создания произведения уровня развития науки и техники, позволяет прийти к выводу, что романтическая типизация проявляется в рамках реалистического искусства.
Недостаточная полнокровность характеров персонажей книги, в чем порою упрекают автора некоторые исследователи (2), объясняется не только тем, что И. А. Ефремов описывает далекое будущее человечества, которое невозможно предвидеть в деталях. Одна из причин такого раскрытия человеческой личности в "Туманности Андромеды", по нашему мнению, заключается в своеобразии авторского замысла - нарисовать величественную картину коммунистического будущего человечества, в которой главное - не детали, а цельное о нем представление. Другая - в специфике типизации реалистической литературы, для которой, как свидетельствуют работы последнего времени, всесторонность раскрытия человеческих характеров и их индивидуализация вовсе не обязательны. (3)
Уяснение природы типизации, таким образом, углубляет понимание идейно-художественного своеобразия романа И. А. Ефремова, свидетельствуя тем самым о том, что научная фантастика - один из полноправных видов словесного искусства.
1. Толстов В. П. Роды литературы //Тези доповiдей i повiдомления до XVIII науковоi конференцii: Серiя лiтературознавства. - Ужгород, 1964, С. 84.
2. Брандис Е., Дмитриевский Вл. Через горы времени. - М.: Сов. писатель, 1963. - С. 180.
3. См.: Поспелов Г. Н. Искусство и эстетика. - М.: Искусство, I964. . C. I03. . I04. Хралченко М. Б. Горизонты художественного образа. М.: Худож. лит., 1966. - С. 16-18.
|