Р. Арбитман
ЧТО ЗНАЧИТ ИМЯ? (ИМЕНА В ФАНТАСТИКЕ А. И Б. СТРУГАЦКИХ)
[Тезисы доклада]
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© Р. Арбитман, 1987
[Доклады на «Аэлите-87»].- Б. м., б. г. - 8 с.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2000 |
1. Проблема выбора имен персонажей НФ произведения очень сложна; имя в фантастике, помимо всего прочего, как один из компонентов выдуманного, нереального, фантастического мира, должно исподволь служить авторской концепции; помогать достраивать вымышленный мир в воображении читателей. В книгах А. и Б. Стругацких особенность употребления антропонимов становится одним из немаловажных художественных приемов. Для их творчества характерно как использование традиций мировой нефантастической литературы, так и введение определенных поправок на специфику НФ.
2. Полемизируя с "Туманностью Андромеды" И. Ефремова, Стругацкие сознательно наделяют героев своей коммунистической утопии "Полдень. XXII век." именами, практически ничем не отличающимися от современных, это - одно из проявлений авторской концепции, значимой для многих произведений Стругацких о Будущем: "Мы населили этот воображаемый мир людьми, которые существуют реально, сейчас, которых мы знаем и любим..."
3. "Изобретая" имена для своих инопланетных персонажей, Стругацкие не идут по пути, проложенному дурной традицией НФ литературы (с одной стороны имела место установка на полную "внеземность", абсолютную непохожесть, что вело к неудобочитаемости; с другой стороны, попытки иных авторов, вполне в духе классицизма, жестко связать имена с характерами героев (Мрак, Хром, Ум, Добр, Выдум в "Фаэтах" Казанцева и т. д.) кончались, как правило, творческой неудачей - произведения приобретали лишь элемент пародийности). Стругацким приходит на помощь метод ассоциаций - языковых, литературных, исторических, географических. Как мир Стругацких собирался из непредсказуемых сочетаний тщательно подобранных примет и реалий реального бытия, связанных парадоксальной логикой иного мира, так и имена персонажей производили для русскоязычных читателей эффект "знакомых незнакомцев", ассоциативно связывая выдуманный мир с реально существующим (в качестве примера можно рассмотреть имена в "Трудно быть богом", "Обитаемом острове", картина ассоциации на фонетическом уровне хорошо прослеживается в повести "Парень из преисподней"). Еще один прием, благодаря которому Стругацкие сглаживают читательское отчуждение на стыке реального мира с выдуманным: система прозвищ и кличек персонажей, которые без вреда для антуража придают героям "земные" черточки. Эффект возникает и при эмоциональной окраске прозвищ (см., например, "Улитку на склоне", "Сказку о Тройке и др.)
4. Успешно используют Стругацкие литературные и мифологические имена, что дает богатую возможность для необходимых авторам реминисценций ("Улитка на склоне", "Понедельник начинается в субботу", "Второе нашествие марсиан" и т. д.) В ряде случаев такие имена - знак преемственности, иногда - форма скрытой полемики. Многие имена собственные в сатирических произведениях Стругацких возникли в тех случаях, когда авторы опирались на традиции именообразования сатир Щедрина, раннего Чехова, Ильфа и Петрова и др. Иногда прием обыгрывания имени персонажа в контексте непосредственно связан со спецификой сатирических произведений, иногда - в тех случаях, когда имена должны быть семантически нейтральны. Так в повести "За миллиард лет до конца света" подтекстовое значение имен, значение порождаемых ими ассоциаций раскрывается лишь при внимательном прочтении.
5. Итак, роль и значение личных имен в фантастических повестях А. и Б. Стругацких, принципы их отбора или новообразования, учитывающие все аспекты - от чисто фонетического до семантических, появление подтекста, дополнительных ассоциаций в контексте, необходимых для развития сюжета, наконец, точность и тщательность, с которыми Стругацкие строят свой фантастический мир, еще раз свидетельствует о больших (и далеко не исчерпанных) возможностях литературной антропонимики в создании произведений любого поджанра современной НФ - сатирического, социально-философского, приключенческого или психологического.
|