М. Исангазин
«ПОЛДЕНЬ. XXII ВЕК»
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© М. Исангазин, 1984
Вологодский комсомолец (Вологда).- 1984.- 13 янв.- ( 6 (5732)).- С. 4.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
"Всем людям доброй воли!
Всем, кому дорог мир, кому не безразлична судьба планеты Земля! К вам обращаются представители клубов любителей фантастики Советского Союза, собравшиеся на встречу в Свердловске, посвященную 25-летию журнала "Уральский следопыт" и вручению премии "Аэлита-83".
Это первые строки обращения за мир, против ядерной войны, принятого единогласно на заседаниях 22-23 апреля 1983 года в небольшом кинозале Дома культуры "Автомобилист". Здесь собрались энтузиасты, читатели и почитатели фантастики из Москвы и Минска, Тирасполя и Ростова-на-Дону, Иркутска и Новосибирска, Семипалатинска и Тбилиси и других городов нашей страны.
Дом культуры "Автомобилист" - тесное, скромное по современным дворцовым меркам здание постройки конца 50-х годов. Здесь, на втором этаже, в девятнадцатой комнате размещается Свердловский КЛФ "Радиант", взявший в свои руки всю организационную сторону встречи.
Заходишь в клуб - и словно попадаешь в другой мир. Обе стрелки больших круглых электрических часов над входом навсегда сомкнулись на 12-ти. "Полдень, XXII век" - написано под часами.
Просторная комната, десяток сдвинутых низеньких шахматных столиков мягко блестят лаком, топорщатся стулья, с плафона свисает на нитке склеенная из бумаги и раскрашенная летающая тарелка, сверкает никелированный электрический самоварчик, слева от дверей - три больших незастекленных книжных шкафа - музей фантастики, где есть и вылепленные из пластилина инопланетные животные, глазастые и безглазые, носатые и безносые, страшные и смешные, и дружеские шаржи, тоже пластилиновые, на активистов клуба. Здесь и экспонаты сказочной фантастики, такие, как шапка-невидимка, которую, естественно, не видно, или большой обломок кирпича - "философский камень" и другие подобные им предметы.
Стены 19-й комнаты оклеены и завешены афишами, фотостендами, портретами писателей-фантастов, юмористическими стенгазетами. Среди всего этого - большая карта Советского Союза. Красными флажками отмечены на ней города, где существуют КЛФ. А сверху надпись - "Великое кольцо". Надо, наверное, разъяснить этот термин, тем более, что так называется и содружество КЛФ страны, и приз клубов за лучшие фантастические произведения года. Словосочетание родилось в романе И. Ефремова "Туманность Андромеды", и означает оно дружеский контакт различных космических цивилизаций, объединенных системой Галактической связи. Это как бы организация объединенных миров, соединивших свои усилия, мощь своих разумов в поиске нового, движении вперед, исследовании еще не познанного.
КОЕ-ЧТО О КЛУБАХ.
По данным на апрель 1983 года у нас в стране существуют 79 КЛФ.
Большинство КЛФ создано в последние год-два. Эти клубы еще молодые, начинающие, в стадии становления. У них, конечно, много проблем. Одни клубы работают при библиотеке, другие при горкоме комсомола, третьи при молодежной газете или при местном отделении Всесоюзного общества книголюбов.
По классификации Степанова из Куйбышева КЛФ делятся на
- детские;
- взрослые (часть из которых играют, как дети);
- узкие (т. е. узкой специализации: киноклубы, клубы художнинов...)
По своим целям КЛФ делятся на
- клубы общения;
- пишущих и переводящих;
- истинные клубы, цель которых - пропаганда и агитация фантастики.
Некоторые перерастают узкие рамки этой классификации и включают в себя секции художников, кино и мультипликации, переводчиков, библиографии и т. п. Тут дело даже не в количестве, а в активности. Так, на объявление о создании КЛФ в Харькове собралось несколько сот человек, но клуб так и не появился.
Самыми горячими поборниками объединения КЛФ а "Великое кольцо", а значит, и взвалившими на себя основную работу по межклубному общению и взаимодействию, стали у нас в стране четыре клуба: "Радиант" (Свердловск), "Ветер времени" (Волгоград), "Рифей" (Пермь), "Притяжение" (Ростов-на-Дону). Роль всеобщего координатора и информатора взял на себя пермский "Рифей", насчитывающий более 100 активных членов.
* * *
В первый же день, 22 апреля, встал вопрос о том, чтобы апрельские свердловские ежегодные встречи превратить в чтения, на которых бы обсуждалась продукция клубов. "То, что они дают, а не чем живут"...
Один оратор сменял другого, говорили горячо, заинтересованно, о фантастике и за фантастику, делились методами своей работы. При всем многообразии КЛФ основная цель их в конечном счете - это формирование и развитие творческой активности. Не случайно же в клубах появляются свои поэты, прозаики, критики, даже драматурги.
Пусть все не станут писателями-фантастами и изобретателями, но будут мыслящими, социально активными людьми...
Пик интереса к НФ литературе приходится на 8-18 лет. Это тот возраст, когда, по выражению Альберта Эйнштейна, складываются те предрассудки, тот здравый смысл, которым человек потом пользуется всю жизнь. А фантастика сильна именно своей идейной, идеологической нагрузкой. "Драмой идей" назвал ее писатель-фантаст Г. Альтов. Нет фантастического произведения без идей, свежих, часто парадоксальных, "безумных", пусть они научные, технические, социальные; без разведки вперед. Этим она и привлекает молодежь.
По данным писателя Е. Парнова 60 процентов физиков в МГУ избрали свою специальность не без помощи научной фантастики. А по результатам социологических опросов, проведенных пермским "Рифеем", среди любителей фантастики вдвое больше читателей научно-популярной и на треть - общественно-политической литературы, чем среди обычных читателей. Фантастика помогает установиться мировоззренчески. И поэтому-то "Рифей" в прошлом году прочел и в будущем еще будет читать через общество "Знание" цикл лекций по истории фантастики в школах и ПТУ города Перми; и поэтому-то семипалатинский "Прогрессор" устраивает широкие просмотры и обсуждения фантастических фильмов; и поэтому-то выступал с трибуны худой, нескладный, порывистый, как и его речь, пусть и несколько наивная, пермяк из КЛФ "Мир наизнанку", спрашивая: откуда берутся в нашем обществе хулиганы, спекулянты, равнодушные, нет ли а этом нашей прямой вины?
Кульминацией встречи была "Аэлита" - советская премия по фантастике, хрустальный шар с прожилками, поддерживаемый мельхиоровой спиралью на подставке из обсидиана. Под прицелом кинокамер, при ярких фотовспышках и громких аплодисментах ее вручили на вечере в ТЮЗе Владиславу Петровичу Крапивину за повесть "Дети синего фламинго".
М. ИСАНГАЗИН,
зам. председателя КЛФ "Инсома".
|