История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

2000 ЗИЛАНТКОН: ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ С ДРУГОМ

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© , 2000

Rolemancer (М.). - 2000. - 1. (Дек.). - С. 38-45.

Пер. в эл. вид А. Кузнецова, 2002

Юбилей и история

В ролевом движении продолжается пора юбилеев. В 1999 году отмечали десятые по счету Хоббитские Игрища, или просто ХИ. Тогда на открытии из почти тысячной толпы игроков вышли всего три человека, которые могли похвастаться тем, что были на всех ХИ, начиная с первых, что были под далеким Красноярском. Вроде 10 лет не такой уж и почетный возраст, но только не для ролевой игры, да и всей ролевой тусовки, где за это время успело смениться не одно поколение. Когда-то несколько студентов и аспирантов решили провести фестиваль "Дни Толкиена в Казани". Теперь же пришла пора десятого Зиланткона.

Что такое Зиланткон? "Кон" - это конвент (от латинского conventus - собрание, сходка), т.е. встреча единомышленников. А вообще - это "фестиваль фантастики и ролевых игр", который проводится в городе Казань на ноябрьские праздники с 1991 года.

Началось все с фестиваля любителей фантастики "Аэлита", который ежегодно проводился в городе Свердловске еще с тех лет, когда мало кого из вас на свете было. Туда съезжались представители КЛФ (клубов любителей фантастики) из всех уголков Нерушимого. Были там и казанцы из КЛФ "Странники". С начала 90-х стало стремительно развиваться ролевое движение, которое тогда прочно ассоциировалось с именем Дж. Р. Р. Толкиена. Тогда люди с удивлением узнали, что о фантастических мирах можно не только спорить - в них еще можно играть. Секции ролевых игр (или просто РИ) сначала возникли как часть КЛФ, а потом отпочковывались от них с целью свободного плавания. Проводятся первые игры, организуются первые ролевые "коны". В это благодатное для ковки железа время несколько "Странников" решились организовать "кон" в Казани. "Кон" получил имя местного мифического дракона Зиланта (видимо, в пику аспринскому Глипу, чье имя носил уже проводившийся тогда ролевой "Глипкон" в Иванове). В последний день рождения Созданного Волей Народной в Казани собралось около 100 человек, чтобы приветствовать новорожденный "кон". Такая вот преемственность.

Но шутки шутками, а по крайней мере одну черту "Зилант" перенял у Союза - это интернациональность. Поясню на примере. Существует питерский "Интерпресскон" - сугубо для "фэнов", т.е. любителей фантастики (по большей части серьезных дядей, которые помнят еще "Аэлиту"), существуют чисто ролевые (в натуре) "коны" - "Москон", "Веркон", сюда же относился ныне покойный "Глипкон". Еще есть "коны" и фестивали узкой направленности - исторической реконструкции какого-нибудь периода (например, пензенская "Гардарика"). И только "Зилант" объединяет и первых, и вторых, и третьих, и еще некоторых. Это главный плюс и одновременно основная проблема фестиваля. Но о грустном позже.

Итак, какие же цели ставит перед собой фестиваль? Вот как их сформулировала Рушана Садретдинова - представитель пресс-службы фестиваля. Это, во-первых, связь внутри движения (мало где еще москвичу удастся вот так запросто пообщаться с друзьями из Минска и Иркутска). Во-вторых, анализ прошедшего года: разбор игр, обмен впечатлениями, просмотр видеоархива. И наконец, это возможность впервые заявить о себе как о талантливом писателе или певце, как об отличном бойце, как о гениальном мастере игр. Но этим список не исчерпывается, "Зилант" настолько огромен и разнообразен, что в нем найдется место всем.

Пиво и Калугин

Итак, долгое и поучительное вступление и исторический экскурс окончены. Приступим собственно к анализу действа под названием "Зиланткон-2000". На этот раз стены ДК им. Гайдара (или, на мэстном нарэчии, Гайдар-сарая) должны были вместить 1331 гостей фестиваля из 108 городов СНГ и даже США, и это не считая самих казанцев, а также тех, кто приехал, не озаботившись предварительной заявкой (для сравнения: в прошлом году было около 800 человек). Разумеется, такого количества участников Гайдар-сарай не вместил, поэтому под фестиваль были выделены еще две близлежащие школы и соседнее ДК им. Ленина (Ленин-сарай?). Также народ селился в соседнем профилактории и оккупировал почти все городские гостиницы, расположенные зачастую далеко от места Действа. Поэтому, даже гуляя по городу, глаз постоянно мозолили ролевики, а уж что говорить про окрестности Соцгорода (не пугайтесь, это так микрорайон называется). Хотя в чем-то он оправдывал свое название, по крайней мере москвичи, посмотрев на местные цены на пиво, провозгласили в нем коммунизм.

Очередь за пивом вообще представляла собой редкое по красоте зрелище. Я представляю, какие бы деньги заработала пивная компания, выпусти она рекламный ролик, где за ее маркой плечом к плечу стояли бы закованный "по самое не хочу" в броню рыцарь, расфуфыренный маркиз эпохи Людовика n-адцатого, дивный эльф и одетый в камуфляж техногенщик с парой дробовиков за спиной. Неудивительно, что пиво раскупили на корню, сделав счастливым продавцам за день несколько месячных выручек.

Но хватит пока о пиве - вернемся к фестивалю. Торжественное открытие состоялось 4 ноября, однако многие приехали еще третьего числа. И было из-за чего, в этот вечер концерт давал сам Сергей Калугин.

Личность Калугина овеяна множеством мифов, которые прежде всего являются результатом его творчества. Ролевики признают его "своим" поэтом и составляют львиную долю публики на его концертах, куда достать билет, кстати, крайне сложно. Мини-интервью, которое мне организовала все та же радушная пресс-служба фестиваля, пролило свет на некоторые загадки личности Сергея. К сожалению, не могу вам процитировать интервью, как и все прочие многочисленные разговоры в течение "кона". Как оказалось, Сергей никоим образом не связан с "ролевой тусовкой", никогда не участвовал в играх и "конах", хотя и много слышал. А вот с творчеством Профессора знаком давно, читал еще в самиздате и, разумеется, книги Толкина влияют на его стихи и песни. Что ж, еще одно доказательство того, что "Зилант" - это не закрытое общество "только для поклонников...", а фестиваль для всех и каждого.

А потом мы наслаждались концертом. В какой-то момент Сергей остановился и сказал: "А вот я точно знаю, что у кого-то в зале есть пиво". Когда на сцену вынесли пару бутылок и полуторалитровый баллон, Калугин одобрительно заключил: "Я вижу, что концерт будет долгим". Пел он почти два с половиной часа и закончил только потому, что ДК им. Ленина закрывали на ночь... К сведению тех, кто не попал на концерт, на вопрос "Что нужно, чтобы вы отыграли концерт в Е-бурге?", - певец ответил, - "лично мне - деньги на дорогу, квартира и хавчик". Мотайте на ус, господа.

Открытие и награды

Торжественное открытие фестиваля состоялось 4.11 в 16:00, когда уже вовсю шла работа многих секций. Как всегда, его вел председатель оргкомитета Андрей Ермолаев. Он рассказал об истории фестиваля, представил его спонсоров. Фестивалю уже 7 лет помогает комитет города по делам детей и молодежи. В главных спонсорах у фестиваля ходят, в частности, интернет-магазин "Озон" и компьютерная фирма "Нивал", представителями которых были известные в роле-

[...] тельную фразу, которая, на мой взгляд, явилась лейтмотивом "кона": "Сейчас многие думают, что лучше жевать, чем говорить. Так вот, давайте говорить друг с другом".

После вводных слов и поздравлений перешли к самой торжественной части - вручению премий. Самая почетная здесь - Большой Зилант - выдается писателям за "произведение эпохальное, но не получившее в свое время премий", т.е. за произведение, чья гениальность и значимость была понята только по прошествии определенного времени. Подобные призы увозили с собой такие известные писатели, как Хаецкая, Лукьяненко, в прошлом году такой чести удостоился Логинов. Победитель этого года - рижская писательница Д. Трускиновская с романом "Шайтан-звезда".

Кроме Большого и Малого Зиланта, выдающегося особо отличившимся казанцам, в этом году вручали еще Юбилейный Зилант - спецпремии с пометкой "за все". Их удостоились известный критик Сергей Переслегин и Алексей Свиридов.

Помимо премии Зилант от оргкомитета, на "коне" также вручается премия "Дюрандаль", или игровой "Оскар", которой ведает известный питерский писатель А. Мартьянов, известный в ролевой среде как Гунтер. "Оскар" выдавался по трем номинациям. "За выдающийся вклад в ролевое движение" был награжден Ермолаев - председатель оргкомитета "кона", один из зачинателей "Зиланта". Номинацию "за лучшее освещение РИ" выиграла "Арда-на-Куличках" (www.kulichki.ru/tolkien). И, наконец, самой "лучшей игрой года" была признана новосибирская "Сердце Льва".

Наконец Ермолаев объявил фестиваль открытым, после чего был торжественно укачан оргкомитетом. Действо началось.

Секции и работа

На "Зиланте" легко потеряться. Программа фестиваля разбросана по трем помещениям, между которыми надо пройти какое-то расстояние по улице. Хорошо, что в этом году было не так прохладно, а вот в прошлом, например, был жуткий холод. Раздевалка есть только в ДК, поэтому, чтобы не таскаться с курткой на руках, бегут по закоченевшим улицам дамы в изящных летних платьях и кавалеры в не менее изящных камзолах, давая сто очков вперед местным "моржам".

А еще на "Зиланте" много чего происходит одновременно. Это когда "кон" насчитывал 100-200 человек, а программа заключалась в 2-3 секциях, паре концертов и турнире, все было просто. А сейчас попробуй всунь в 4 рабочих дня около сотни докладов на десятке секций, пару десятков сольных концертов, выступление нескольких театров, три турнира, несколько видов литературных секций и даже рок-оперу. Список можно продолжать, и это не считая спонтанно возникающих семинаров и дискуссий типа "Домашние животные на РИ" или "Проблемы отыгрыша процесса размножения и деторождения". И, что самое характерное, каждый требует себе помещение под это безобразие. Вот и получается, что программа, вывешенная на текущий день, обрастает многочисленными изменениями, дополнениями и комментариями. Причем каждое висит на отдельном листочке, причем не всегда рядом с расписанием. Чтобы иметь полную информацию о состоянии дел, надо периодически обходить все ДК (а заодно и всю школу - нужное объявление может висеть только в одном месте), тщательно исследуя стены. То еще развлечение, доложу я вам.

Так вот. Чтобы не теряться в море информации по имени "Зиланткон", я кратенько (или не очень) расскажу о секциях, здесь представленных, чем они занимаются и зачем туда надо (или вовсе не надо) ходить.

Секция - это мини-конференция, где представляется заранее оглашаемый список докладов, посвященный общей тематике. После каждого доклада следует его разбор и о(б)суждение. Если дискус-с-сия затягивается - она переносится в кулуары после завершения работы секции. Иногда вопрос так важен и интересен для обсуждения, что по нему назначается отдельный семинар.

Секция фантастиковедения

Самая старая секция. Мало чем изменилась со времен "Аэлиты" по духу, разве что народу стало существенно меньше, а настроения - минорнее. Как известно, авторами мифов о каком-то народе или обществе зачастую являются сами представители данного народа/общества. Похожая ситуация в среде "фэнов": многие считают их бронтозаврами, живыми окаменелостями современного века ролевых и техногенных игр, которые до сих пор снова и снова обсуждают творчество Стругацких и Азимова. Но ведь сами "фэны" создают себе такой образ. В свое время было много статей о смерти "фэндома", написанных самими "фэнами". Они сами выработали стереотип элитарности и даже аутичности своего круга, чем отгородили себя как от новых людей, так и от свежих идей. В секции почти не присутствует лишний народ, все - старые члены КЛФ, помнящие друг друга по "Аэлите". Семинары, несмотря на явную великовозрастность участников, посвящены истории советской фантастики в тех или иных аспектах. Что странно, неужели за пару десятков лет "фэны" еще не выучили наизусть свою историю?

Другая важная тема здесь - хаяние коммерческой литературы в докладах типа "Зажравшийся фантаст". Досталось всем известным современным писателям от Лукьяненко до Логинова. А больше всего Головачеву, он, как выяснилось, "вообще не фантаст" (это притом, что Толкина фантастом назвали). IMHO, например, Киркоров - отстойный певец (поет-то он хорошо, но такую... бредятину), но я его не могу назвать "не певцом", ибо он собирает стадионы. Поэтому, опять же IMHO, основной темой должен быть не подсчет того, сколько заработал Головачев за очередную халтуру, а реальные предложения по поднятию уровня нашей фантастики. А то уж больно похоже на мысли на тему "как всякие козлы деньги на халяве гребут, а у меня не получается" (и кто тут тормоз?). Хотя, если учесть, что тут сидят в основном критики, то многое становится ясно. И расчет докладчика на свой узкий круг: "все мы знаем, что..." или "как мы помним тот гениальный роман..." (далее на ссылках к нему строится значительная часть доклада, причем сам роман так и не называется); и разбрасывание утверждениями типа "произведения Успенского - это сборник постмодернистских хохмочек и синтез цитат Проппа".

Впрочем, в этом "андерграунде" встречаются и по-настоящему интересные вещи. Например, доклад Бережного об американской журнальной фантастики начала XX века - это просто академическая вещь (лучший доклад из услышанных мною на "Зиланте"). В общем, если вас отвращает Головачев и привлекают Лем и Стругацкие - заходите. Только помните - ни слова об играх.

Секция толкиенистики

Еще одна "самая старая" секция. В принципе, то же самое, что и фантастиковедение, только посвящено творчеству одного писателя. Догадайтесь какого. Чувствуется, что большинство здесь сидящих - постоянные посетители этого семинара и уже знают все или почти все о Профессоре и его творчестве. Поймите меня правильно, никакой иронии по отношению к толкиенистике как к литературному и историческому исследованию я не питаю. Толкиен - великий писатель, и его произведения заслуживают столь же подробного разбора и исследования как, скажем, работы Шекспира. Толкиен - видный ученый широкого гуманитарного профиля, а не простой фэнтэзист, высасывающий из пальца произведения с "чешуйчатыми кольчугами", поэтому в его работах находит отражение и европейская история Средневековья, и мифология многих народов, и даже история XX века. Безусловно, его работы и его биография заслуживает детального исследования, но, дорогие мои человеки, нельзя же сравнивать все что ни попадя с творчеством скромного профессора филологии. Я еще понимаю, когда в его книгах ищут отражение европейской королевской традиции, но вот когда там ищут славянские мифы... А вообще чувствуется, что секция работает давно, и все самое интересное о Толкиене уже рассказано (впрочем, удачные доклады прошлых "Зилантов" можно найти на "Арде"). Остались либо неочевидные проблемы, спорить о которых можно до бесконечности, либо незначительные аспекты, интересные лишь узкому кругу. Несмотря на это, секция до сих пор собирает немало народу. Приходите, слушайте, спорьте. Но не дай бог, вы перепутаете ударение в эльфийском имени, когда будете задавать вопрос. Разорвут. Хоть и не эльфы.

Секция теории и практики ролевых игр

Самая популярная секция. Здесь собираются и те, кто делает РИ (они носят претенциозные титулы Мастеров), и те, кто в них играет (собственно игроки). Прежде всего, секция отдана на откуп первым - идет обмен опытом мастерских команд со всего бывшего Союза, обсуждаются различные технические и организационные моменты создания РИ. Однако игрокам тоже интересно это послушать: дабы понять все тонкости моделирования различных ситуаций (чтобы лишний раз в процессе самой игры не материть мастеров за непонятную ситуацию) и чтобы прокомментировать высказываемые мысли с точки зрения игрока (все для того же). Сюда интересно зайти даже тем, кто первый раз на фестивале и вообще слабо представляет, что такое РИ. Заодно и разберетесь.

Секция работает почти все дни "кона". Доклады здесь самой разнообразной направленности: от общих (как сделать РИ) до узкоотраслевых (как создать на РИ нужный настрой у игроков или как организовать лагерь психологической разгрузки на РИ).

Секция техногенных игр

Техногенные игры настолько сильно отличаются от прочих РИ, что выделились в отдельную секцию. Здесь собираются люди, у которых на уме не мечи и магия, а базуки и ядерные бомбы. Это приют тех, для кого музыкой звучат слова Fallout, Jagged Alliance, Cyberpunk. Техногенщиков легко отличить от прочих ролевиков благодаря камуфляжному костюму, черной шапке-маске на лице и паре-тройке "стволов", торчащих из-за спины и из-за пояса.

Проблемы, обсуждаемые на данной секции, соответствующие: как смоделировать танк на РИ; как адекватнее "отыграть" ядерный взрыв и что при этом случится с мутантами и биороботами; как бы не сжечь лес при очередном ракетном залпе. Впрочем, работа секции не ограничивается сидением в душном классе. Есть еще практика на открытом воздухе. Представьте себе полсотни крепких ребят, выглядящих как подразделение "Альфа", которые носятся по детской площадки, паля друг в друга из всех мыслимых средств массового поражения. Старушки очень пугались. А милиция вроде ничего. Даже с интересом поприсутствовала на пиротехнической демонстрации, послушав попутно лекцию о том, как делать взрывчатку из подручных средств.

В общем, веселые ребята... Да, чуть не забыл. Есть еще Doom, проводящийся в одной из гостиниц города, после чего коридоры остаются засыпанными парой тысяч шариков для страйкбола.

Секция настольных игр

Секция работает почти без перерывов в течение всего "кона". Собственно, это не секция в привычном понимании слова. Здесь нет докладов, а есть определенный круг людей, которому есть о чем поговорить. Здесь вы узнаете все о тонкостях миров типа D&D и MTG. Умные DM'ы со всего Союза расскажут вам о своих модулях, и вас поводят. Завзятые МТСшники склонятся над чужими альбомами, выискивая карты для обмена и колоду для боя. Особо продвинутые полиглоты будут переводить прочим забугорные D&D'шные журналы... А потом окажется, что "Зилант" уже кончился и пора домой. И долго еще народ будет соображать, как успели промелькнуть эти дни.

Секция педагогики и РИ

Если какую секцию и можно назвать развлекательной, то только не эту. Это в основном удел учителей и тех, кого раньше называли "массовиками-затейниками" или "инструкторами по работе с молодежью". Доклады типа "Школьные РИ", "Психология подростков" и т.п.

Секция РИ исторического моделирования

В этом году не работала. Точнее - рассеялась на несколько отдельных семинаров. Чего стоит одно собрание католического клира, которое проходило в последний день "кона". В целом же секция предполагает разбор РИ, где сюжет берется из нашего разнообразного прошлого, поэтому и атмосфера зачастую напоминает конференцию историков.

Коротко об оставшемся

Собственно, на этом список секций исчерпывается, но есть еще немало семинаров, которые представлены всего парой докладов, но обсуждение может растянуться не на одни сутки. Коротенько перечислим:

Психология и РИ - очень своеобразная вещь. Разговор о способах медитации и психотренинге, а также о проблемах транса. Кто желает попробовать - милости просим (штука неоднозначная и для массового потребителя настолько же безопасная, как какая-нибудь "Церковь Вселенской Любви к Бобрам и Деревьям. - Ред.)

История костюма - семинар, выделившийся из секции РИ исторического моделирования. Не секрет, что многих реконструкторов интересует прежде всего точное соответствие одежды с моделируемой эпохой, а не, скажем, воссоздание манер или менталитета. Зато костюмы у них хорошие.

Музыка и танцы - очень практичный семинар. Здесь вас научат танцевать средневековые танцы, чтобы на балу, речь о котором впереди, вы не жались к стенам.

РИ в Интернете - очень любопытный семинар, посвященный MUD и прочим игровым радостям во всемирной паутине.

Экономика и РИ - проблемы моделирования экономики на РИ настолько важна, что ее решили выделить в отдельный семинар.

Список можно продолжать. Здесь и семинар любителей "Вавилона-5", и куча семинаров, посвященных конкретным играм, и семинары мастерских команд. В прошлом году, я помню, был даже семинар "Женщины на РИ". Теперь, по правилам политкорректности, надо провести семинары, посвященные афрорусским и пассивным дендрофилам.

Салоны и отдых

На "Зиланте" работали три салона: литературный, музыкальный и видеосалон. Литсалон был открыт почти все время "кона" и разделен на три основные части: литмастерская, где свои творения читали начинающие поэты и прозаики; литсеминар, где критическому разбору подвергались уже сложившиеся певцы слова, и собственно литсалон, где выступали те, кому уже не нужны признание и критика. Кстати, по итогам "кона" лучшие произведения входят в литературные сборники, которые, как и многое другое, можно приобрести на ярмарке. Музыкальный салон и салоном-то назвать трудно. 44 сольных выступления за три дня, не считая финального Большого Концерта и бесчисленных "лестничников" (от слова "лестница", а не "лесничий"). Сольники идут с утра до вечера, параллельно друг с другом, поэтому крайне трудно иногда выбрать, куда пойти. Впрочем, если не успел на чей-то сольник, есть шанс послушать менестреля на Большом Концерте. Сие действо длится два-три часа, в течение которых все самые популярные "эстрадные исполнители" поют по две песни. Если и этого мало, имело смысл сбегать на ярмарку, пока не раскупили все аудио-кассеты и CD с дорогими сердцу песнями. Видеосалон, как всегда, ведет Fangorn Video. Здесь вы могли еще раз насладиться играми ушедшего года, ну и, конечно, покричать на ухо соседу: "Вон, видишь, как я его мечом рубанул. Круто, да?.. Что? Ну подумаешь, кроссовки неантуражно, ты на меч, на меч смотри. Меч-то от Дика, 110 баксов, между прочим".

Помимо салонов, где услаждались слух и зрение, на "Зиланте" были места, где можно усладить кое-что другое. Я говорю, конечно, о буфете и о ярмарке. Буфеты работали в ДК, в школе была открыта столовая - и всюду можно было поесть "весело и вкусно", а главное, недорого. В местный сыр с чесноком я просто влюбился, правда, так и не узнал, как он называется (сыр с чесноком. - Ред.). Что касается ярмарки, то поесть там было проблематично, а вот облегчить кошелек - сколько угодно. Продавали все: от ручной работы маленьких колечек и "фенечек" за 10 рублей до доспехов и арбалетов за пару сотен долларов. В принципе, здесь можно было купить любую деталь к вашему костюму или доспеху. А если деньги отсутствовали по идеологическим причинам или просто ничего не приглянулось, то можно было договориться с продавцом об индивидуальном заказе. Кроме ткани-железа, присутствовали карты MTG и прочих TCG, фигурки Warhammer'a, книги, кассеты (аудио и видео), CD, самиздатные журналы и сборники стихов и даже картины. Главное, чтобы хватило денег.

Турнир и бал

Турнир всегда был один из гвоздей фестиваля. А с прошлого года, когда начали проводить "железный" турнир, и вовсе стал чуть ли не самым ярким событием. С появлением "железячников", правда, турнир на "игровом" оружии отошел в тень, ибо не столь ярок. Но что поделаешь, конкуренция. На железном турнире воины, как можно догадаться, одеты в железные кольчуги/доспехи и дерутся железным оружием (тупым, естес-с-сно).

Полутемный зал, забитый публикой. В центре - арена, огороженная шестами и веревкой, увитая разноцветными флагами. По периметру арены бродят судьи, а за ними начинаются лавки, где под знаменами с гербами участников сидят их прекрасные дамы. Ведет турнир его хозяин Хабар-мурза, который ревностно следит, как выступают его воины Золотой Орды. Соперники тоже не слабые: это и братья-славяне, и викинги, и рыцари. Звучит команда, и под оглушительный вой Rammstein соперники сшибаются. Лязг железа и крики толпы заглушают музыку. Это не игровое шоу, не WrestleMania, здесь нередки травмы (в основном, к счастью, легкие, и после оказания медицинской помощи пострадавший продолжает бой). Но оно того стоит, ведь что может быть лучше победы и права выбора королевы турнира?

А потом, после тяжелого боя, наступает пора бала. Участники "кона" (в первую очередь прекрасный пол) достают из рюкзаков аккуратно сложенные платья и костюмы, тратят пару часов на одевание и причесывание и идут на бал. Бал - это прежде всего безумной красоты и сложности костюмы. Если собрать всю ткань и все украшения с участников бала, то на вырученные деньги, думаю, можно купить небольшую африканскую страну. А может, и среднюю.

Играет Blackmore's Night, начинается танец. Понятное дело, соответствующей эпохи. Потом идут вальсы, где победители турнира имеют преимущество в приглашении дам, и "бистрые, зажигатэльные мэлодии", где вся орава образует один безумный хоровод. Но вот на подмостки с аппаратурой взбирается киборг с торчащими из лица металлическими пластинами и посвящает следующую песню всем, пережившим ядерный взрыв. Звучит металл, и техногенщики радостно вскидывают руки с зажатыми в них обрезами... А на все это безобразие с любопытством глядит родная милиция, устроившаяся наверху, на балкончике. Правда, время от времени милиционеры с подозрением косятся на снайпера, что пристроился недалеко от них и теперь высматривает в зале какую-то цель через оптический прицел.

Пресс-конференция

Прежде чем перейти к выводам, упомяну о еще одном значимом событии "кона" - это пресс-конференция писателей-фантастов, съехавшихся в Казань. Вот где мне пригодился бэджик Rolemancer'a. За время фестиваля в связи с этой "наколкой" меня принимали за кого только можно: от организатора "кона" до литературного критика (правда, вот недавно приняли за официального представителя Дж. Буша, причем уже без "бэджа" - может, дело в лице?). И вот наконец свершилось. На суровый возглас: "Только для почетных гостей и прессы": - я ответил: - "Пресса".

На пресс-конференции присутствовали Логинов, Трускиновская, Васильев, Резанова, Буркин, Мартьянов и опоздавший Свиридов. Кроме всего прочего, у меня было партийное задание от редакции задать писателям вопрос: "Почему в России не пишутся книги по мотивам компьютерных игр или D&D миров?". Особого энтузиазма мой вопрос не вызвал. Лишь Васильев (который, напомню, написал в свое время книги по мотивам Х-Com и Warlords) пробормотал: "А до нас все доходит позже". Интересно, как надо трактовать слово "доходит". Свиридов, пойманный в кулуарах, был более словоохотлив.

Итак, допустим, фирма Nival решила выпустить книгу по "Проклятым Землям". Тираж - 10 тыс. экземпляров, т.е. 10 тыс. долларов. При этом прибыль максимум процентов 40 (4 тыс.). Фирма получает, скажем, 2 % прибыли. Т.е. $80. Спрашивается, зачем мучиться? (Реально расценки другие, но суть подчеркнута верно. - Ред.)

Размышление и проблемы

Торжественное закрытие закончилось. Участники фестиваля прощаются с Казанью до следующего года. Пора подвести кое-какие итоги. Безусловно, "Зилант" - самый крупный и самый разносторонний "кон" для любителей фантастики и РИ. Но именно в этом и таятся его проблемы. Слишком разбухшая программа уже давно не влезает в 4 дня фестиваля. Секции страдают малочисленностью, т.к. люди предпочитают посидеть на "сольнике", особенно если поют их любимые менестрели или даже они сами. Турнир в этом году затянулся и наложился на начало бала, отчего немного пострадали оба мероприятия. Многие секции идут одновременно, приходится скакать с одного места на другое. Все меньше и меньше места уделяется централизованным мероприятиям. Многие мероприятия начинаются рано, а на этом празднике жизни народ встает по утрам с трудом. Выхода два: либо расширять временные рамки фестиваля (что тоже плохо: одно дело отпроситься с работы/учебы на праздники и пару дней, а совсем другое, скажем, на неделю), либо пытаться специализировать кон (но ведь его визитная карточка - универсальность). В общем, головной боли у организаторов хватает. Хотя в этом немало вины и участников, которые обожают заявлять о концерте, докладе или семинаре за неделю до "кона". Именно поэтому организаторы объявили, что отныне заявки можно подавать уже с января, чтобы программа готовилась заранее, а не в последний день.

И еще немного о проблемах. Всем известно, что некоторые слои "местного населения" не любят ролевиков и иже с ними. Помню, на Москоне как-то приходилось закрывать окна кроватями, чтобы не залетел камень. Так вот, Казань не исключение. В основном, люди здесь радушны, но гопники тоже есть. И провокации бывают. И даже милиция не в силах охранять полторы тысячи любителей РИ, особенно если они гуляют по городу от рюмочной к рюмочной. Будьте аккуратны, господа, и не отвечайте на провокации.

Организаторам же стоит задуматься о выделении дополнительной охраны на отдаленные участки "кона". Так, во время бала, когда все внимание было сосредоточено на ДК, в одну из школ ворвались человек 20 местной шпаны и, сметя троих охранников, устремились в спортзал. Они не учли только одного: на "железный" турнир, который как раз заканчивался, допустили не всех желающих. И вот человек 10, так и не сняв доспехи, пило горькую в спортзале, сетуя на то, что не удалось подраться. И тут такой подарок. В общем, когда прибежала милиция, на охране школы стояла эта самая дружины. Что стало с нападавшими, выяснить не удалось.

И все же эти мелкие и не очень накладки и проблемы не смогли испортить праздник. Юбилейный "Зилант" удался. И я уверен, все, кто на нем присутствовали, приедут еще раз. И если кто из любителей РИ и фантастики еще там не был, пора открывать карту, чтобы выяснить, где находится Казань, и начать откладывать деньги на дорогу.

P.S. К сожалению, в статью не поместился обзор РИ будущего сезона. О них будет отдельный рассказ в следующем номере.

Огромное спасибо оргкомитету "Зиланткона", особенно Рушане Садретдиновой; спасибо "трезвому залу" ДК Гайдара за гостеприимство - и всем участникам фестиваля.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001