История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

В. Владимирский

АЭЛИТА-97

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© В. Владимирский, 1998

Анизотропное шоссе (СПб.).- 1998.- февр.- 0.- С. 6 - 8.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

"Аэлита"... Даже в конце восьмидесятых, в период рассвета фэндома, когда новые конференции, творческие семинары и фестивали любителей фантастики нарождались как грибы, а билеты на поезд от Питера до Свердловска стоили меньше среднего месячного оклада, именно этот кон продолжал оставаться чем-то большим, чем один из многочисленных праздников фантастики. Хотя бы уже потому, что когда-то именно он стал первой ласточкой, проложившей путь всем остальным. Смерть Виталия Ивановича Бугрова, казалось, подвела черту под целой эпохой. Два года фэндом жил без "Аэлиты". "Интерпресскон", "Зиланткон", "Странник" и некоторое количество нерегулярных конвенций так и не смогли в полной мере заменить свердловский фестиваль фантастики.

И вот - свершилось... Долгожданный фестиваль фантастики "Аэлита-97", организованный редакцией "Уральского следопыта" и местными спонсорами, состоялся после трехлетнего перерыва в Екатеринбурге с 31 мая по 2 июня 1997 года. Премии, - а их на сей раз было немало - в полном соответствии с предварительной информацией получили наконец-то согласившийся Кир Булычев (собственно "Аэлита"), Андрей Валентинов ("Старт"), Вл. Гаков и коллектив авторов небезызвестной "Энциклопедии фантастики" (Ефремовская премия) и художник-иллюстратор Евгения Стерлигова (Мемориальная премия им. В.И Бугрова). Именно официальная церемония открытия фестиваля и раздачи слонов, проходившая на территории работающей книжной ярмарки (ее администрация выступила в качестве одного из спонсоров конвента) стала главным - и единственным - торжественным событием "Аэлиты". По крайней мере, только тут можно было встретить представителей местной прессы и телевидения. Характерно, что из всех лауреатов только Вл. Гаков по каким-то причинам не смог лично появится на фестивале, в результате чего Игорю Георгиевичу Халымбадже пришлось вручать увесистую каменную пирамидку самому себе Всего же на нынешнюю "Аэлиту" слетелось и съехалось порядка сорока иногородних фэнов и писателей - лауреаты Кир Булычев (Москва) и Андрей Валентинов (Харьков), Геннадий Прашкевич (Новосибирск), Любовь Федорова (Тверь), Воха Васильев (Москва-Николаев), Евгений Носов (Новосибирск), Олег Колесников, Дмитрий Байкалов, Юрий Семецкий, Вадим Кумок, Ирина Бузулуцкая (все - Москва), Андрей Коломиец, Павел Поляков (Омск), Владислав Гончаров (СПб.) и некоторые другие. Уже в день заезда фэны имели возможность приобрести в редакции "Следопыта" два раритетных издания: книгу рассказов И. Г. Халымбаджи, вышедшую тиражом 200 экз. (с автографом автора) и посмертный сборник рассказов Виталия Ивановича Бугрова "Второе путешествие Филеаса Фогга" с предисловием Сергея Казанцева и традиционно великолепными иллюстрациями Евгении Стерлиговой, выпущенный в количестве 150 экземпляров (так, по крайней мере, указано в выходных данных).

К сожалению, на открытие "Аэлиты" из приезжих фэнов, по обыкновению измученных ко второму дню конвенции нарзаном, не явился практически никто за исключением Владислав Гончарова, члена оргкомитета фестиваля, писателя Васильева, мужественно переборовшего себя и сумевшего добраться из гостиницы "Большой Урал", где жило большинство приезжих, до помещения местной книжной ярмарки, малопьюшего Олега Колесникова и автора этих строк. Тем не менее, зал на открытии был полон: помимо всего прочего "Аэлита" стала прекрасным поводом для встречи старых екатеринбургских фэнов, зачастую не видевших друг друга уже несколько лет. "Аэлиту" почтил своим присутствием и местный писательский актив: Владислав Крапивин, Сергей Другаль, Александр Чуманов, Александр Щупов, Валерий Брусков и другие. Среди них, несмотря на трость и легкую хромоту, блистал импозантностью и моложавостью Владислав Крапивин После вручения двое из лауреатов - историки Шмалько (Валентинов) и Можейко (Булычев) отправились на пресс-конференцию в местный Университет, а прочий народ начал медленный дрейф в направлении городской библиотеки, где должна была проходить основная часть мероприятий.

Андрей Балабуха, Борис Завгородний и неизвестный фэн [Неизвестный фэн - Олег Малютин - ЮЗ]

Впрочем, из всех заявленных семинаров, реально состоялись только три: молодых авторов, библиографии и по фантастиковедению, мягко перетекающему в фэн-прессу. Суть семинара молодых авторов заключалась в том, что некий скучный дядечка средних лет (не Сергей Казанцев), доподлинно знающий, как и что следует писать, долго и нудно поучал сидящих в зале "молодых". При этом любая попытка обратить внимание ведущего на то, что его представления о книгоиздательской политике, мягко говоря, не вполне соответствуют реальному положению дел, разбивалась о стену непонимания, в результате чего пропадала всякая охота к дискуссии. И хотя некоторые конкретные замечания ведущего не были лишены рационального зерна, едва ли авторы раскритикованных произведений восприняли эти слова как руководство к действию. Семинар по библиографии, проводимый самим Халымбаджой, к сожалению, был поставлен в параллель с семинаром молодых авторов, и прошел почти незамеченным. Что же касается фантастчковедения/фэн-прессы (шедших под руководством вездесущего Владислава Гончарова), то наиболее вразумительная часть семинара - а именно оживленная дискуссия о концептуальных различиях между сказкой, фэчтези и НФ - сильно напомнила мне некий более-менее конструктивный вариант фэновской переписки. То же, что многие из профессиональных любителей фантастики (Байкалов, Поляков, Кумок, Коломиец и другие) приняли в этом обсуждении самое деятельное участие наводит на мысль, что состояние фэндома не столь безнадежно, как это порой кажется.

На следующий день, первого мая, в ДК МЖК прошел бал, организованный местными ролевиками. На балу господа Дивные демонстрировали чудеса импровизации. Как стало известно позже, первоначально сценарий бала писался для другого, более просторного помещения, в результате чего дюжина танцующих пар толпилась на довольно-таки узком пятачке, наступая на шлейфы платьев, толкая друг друга локтями и старательно делая вид, что ничего необычного не происходит. Потом одна из девушек пригласила на танец Андрея Коломийца, на чем торжественная часть бала как-то скоропостижно кончилась. Впрочем, несмотря на всю спонтанность и неподготовленность, именно бал (и последовавший за ним импровизированный концерт Вохи Васильева, прошедший, правда, уже вне стен ДК) продемонстрировал, что если и не у "правильных фэнов", то по крайней мере у толкиенистов энергии не занимать - а, значит, песня фэндома спета еще не до конца. Все-таки Толкиен - это тоже где-то фантастика. Праздник, как-то сам собой перенесшийся под крышу "Большого Урала", закончился лишь под утро второго июня, и даже местные охранники, встревоженные обилием лиц женского пола, не смогли испортить настроение присутствующим. Следующий день был официально объявлен днем отъезда, но часть участников "Аэлиты" предпочла задержаться еще на одни сутки. Автор этих строк и Дмитрий Байкалов, например, получили приглашение от Юрия Никитина, создателя клуба почитателей творчества В. П. Крапивина "Лоцман" (Юра выступал на семинаре по фэн-прессе с небольшим информационным докладом об очень профессионально сделанном альманахе "Та сторона", выпускаемом клубом), которым не преминули воспользоваться - и в результате в течение часа решали головоломку, на которую, по признанию главного "лоцмана", у пятиклассников уходит обычно порядка нескольких минут.

Лауреат премии "Старт-93" Сергей Лукьяненко

Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить основные плюсы и минусы этого конвента, в первую очередь бросающиеся в глаза. Во-первых, главным и центральным минусом нынешней "Аэлиты" можно назвать отсутствие единства времени-места-действия: когда помещения, где проходят мероприятия, разбросаны по городу в произвольном порядке, да еще и достаточно далеко от центра компактного проживания фэнов - это сильно выбивает из колеи. Особенно тех, кто, как я, впервые в Свердловске. Даже если у участников конвента первоначально и есть желание работать, как в этот раз, надолго ли хватит энтузиазма после беготни по городу? Не легче ли было снять за минимальную сумму какое-нибудь помещение (пустующую школу, к примеру) и всю "Аэлиту" проводить там, спокойно и без ненужной суеты? Именно так поступают, скажем, устроители "Зиланткона". Насколько можно понять, требуемая сумма у организаторов "Аэлиты" имелась. Хотелось бы надеяться, что на следующей "Аэлите" оргкомитет реализует именно этот не слишком трудоемкий вариант. Главный же плюс "Аэлиты" на сегодняшний день - ее открытость, что подтвердил факт участия в коне екатеринбургских ролевиков. Пожалуй, одна из главных бед нынешнего фэндома - отсутствие притока новых сил, новых лиц и идей; беда же ролевого движения в отсутствии профессионализма и наработанного в глазах общественного мнения положительного имиджа. Да, у ребят, организовывавших бал, многое не получилось, часть мероприятий оказалась скомкана, отнюдь не все шутки ведущих были смешны, но именно на "Аэлите" я почувствовал, что сам факт принадлежности к какому-либо общественному движению (к фэндому в данном случае) может быть достаточным основанием для того, чтобы вызывать повышенный интерес у женщин и детей. Приятно, черт возьми!

Мне искренне хотелось бы надеяться, что в следующий раз подготовка "Аэлиты" будет осуществляться "правильными фэнами", имеющими бесценный опыт подготовки профессиональных конвентов, и ролевиками, способными обеспечить фестивалю столь необходимый приток свежих сил, на равных правах.

(В оформлении использованы фотоматериалы, позаимствованные из архива "Аэлиты" прошлых лет)



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001