История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ник Ример

«СТРАННИК-2000»

Снаружи и внутри

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© В. Владимирский, 2001

Питерbook.- 2000.- 11.- С. 45-46.

Выложено с любезного разрешения В. Владимирского - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

    Я с детских лет не в силах разобраться,
    И часто спорю вплоть до кулаков:
    За что у нас так любят иностранцев?
    В особенности классовых врагов?..

      Андрей Макаревич

Так уж сложилось, что в первую очередь внимание прессы на каждом "Страннике" привлекают зарубежные гости. В прошлый раз такими "пришельцами издалека" стали классики, на чьих произведениях выросло не одно поколение советских школьников - нестареющий Роберт Шекли и один из столпов "твердой" НФ США Пол Андерсон. В сентябре нынешнего, 2000 года устроители Конгресса решили пригласить в Санкт-Петербург "современников" - тех, по чьим книгам сходят с ума нынешние тинейджеры. Благодаря оргкомитету "Странника" отечественные любители НФ получили возможность воочию увидать писательницу Лоис Макмастер Буджолд, автора "барраярского цикла" и обладательницу высших наград за литературные достижения в области фантастики; Роберта Джордана (настоящее имя - Джеймс Оливер Ригни-младший), создателя толстенной эпопеи "Колесо Времени", пользующейся в России феноменальной популярностью; и, наконец, автора более сорока романов, лихого новеллизатора кино- и телесериалов, настоящего профессионала от массовой литературы Алана Дина Фостера. Именно эти писатели стали своеобразным "гвоздем программы" на юбилейном, V Конгрессе фантастов. Они активней прочих раздавали автографы на книжной ярмарке в ДК им. Крупской и в магазинах города, чаще отвечали на вопросы журналистов и с особым удовольствием позировали российским фотокорреспондентам. В общем, делали все, чего можно ожидать от почетных гостей.

И все же возьму на себя смелость заявить: среди отечественных писателей, съехавшихся в этом году на "Странник", хватало людей куда более интересных, чем именитые американцы. Увы: даже многое испытавший на собственной шкуре вьетнамский ветеран Роберт Джордан, с грудью, усыпанной боевыми медалями, в дискуссии о войнах грядущего не сумел высказать ни одной яркой, неожиданной мысли. Что уж говорить о чистых теоретиках вроде Буджолд или Фостеpa... Скучноватые выступления западных писателей, местами явно написанные по принципу "для сельской местности сойдет", заметно проигрывали тем спорам, что спонтанно вспыхивали в кулуарах Конгресса. Проигрывали не только по эмоциональному накалу, по экспрессии - это еще можно объяснить языковым барьером, - но, что характерно, и по уровню аргументации. Один только полуночный спор между Василием Звягинцевым и Сергеем Синякиным о значении белогвардейского движения для судеб России стоил, пожалуй, всех официальных выступлений и пресс-конференций вместе взятых. Жаль, что самые увлекательные разговоры велись за закрытыми дверями в сугубо неформальной обстановке...

Организационно V Конгресс прошел достаточно гладко, хотя и без особого размаха - для поддержания интриги явно не хватало жанровых "Мечей", присуждаемых раз в два года по результатам голосования всех собравшихся на "Странник" писателей, имеющих хотя бы одну авторскую книгу. Как и в прошлом году, жили участники Конгресса в огромной и роскошной гостинице "Советская" - той самой, что была прославлена в известном детском стишке. Завтракали там же, долго и с нескрываемым удовольствием: "шведский стол" во всем своем разнообразии завораживал. После официальных мероприятий, на сей раз открытых для всех, кто сумел раздобыть достоверную информацию о месте и времени их проведения, ехали обедать в "Метрополь". За четыре дня конвента прошло три банкета, включая вечер на Елагином острове с бильярдом и неограниченным количеством бесплатного пива от "Балтики". Так что недостатка в развлечениях на нынешнем "Страннике" не ощущалось. Более того, одна из акций такого рода - "Все мы вышли из гоголевской шинели" - прошла в предпоследний день конвента, 23 сентября, у памятника Николаю Васильевичу Гоголю (угол Невского проспекта и Малой Конюшенной). Хотя театрализованный митинг не вызвал особого ажиотажа у российских участников "Странника", это остроумно организованное праздничное действо привлекло внимание многих случайных прохожих, так что в результате вокруг бронзового Николая Васильевича образовалось плотное кольцо любопытствующих. Да и пресса не обошла это событие вниманием. Так что по меньшей мере одного зайца организаторы этим выстрелом убили, заявив таким образом о "Страннике" как о мероприятии всегородского масштаба.

Однако ключевым моментом "Странника" традиционно стало вручение одноименной литературной премии, проходившее в петербургском Доме композиторов под великолепную клавесинную музыку в исполнении Айны Калнциема. Присуждается премия по результатам голосования профессионального писательского жюри, в состав которого входят ведущие отечественные фантасты. Сейчас состав жюри медленно, но верно расширяется. Пожалуй, нынешний "Странник" ближе всего к "Аэлите" той краткой эпохи, когда премию вручало жюри, состоящее из членов СП РСФСР. Хотя компания "странников", спору нет, более авторитетна и представительна. Другое дело, что эстетические вкусы большинства членов жюри достаточно близки, так что результат голосования обычно можно предсказать без особого труда.

Почетные гости "Странника" (слева направо): Логс Макмастер Буджолд, Роберт Джордан, Алан Дин Фостер. Фото Вячеслава Коблика

Лауреаты премии уже перечислялись в предыдущем номере "ПитерЬоок'а", и все же еще раз напомню лидеров в основных номинациях:

За лучшее произведение крупной формы, опубликованное в 1999 году, премия досталась роману "Казнь" Марины и Сергея Дяченко (Киев);

За произведение средней формы - повести "Путь Наюгиры" Владимира Михайлова (Москва);

За произведение малой формы - рассказу "В Стране Заходящего Солнца" Евгения Лукина (Волгоград);

В номинации "Критика, литературоведение, публицистика, эссе" победил Дмитрий Володихин (Москва) с циклом статей, вышедших в газете "Книжное обозрение";

В номинации "Перевод" - Павел Вязников (Москва) с переводом романа Фрэнка Херберта "Дюна";

В номинации "Художник" премию получил Игорь Тарачков (Москва) за оформление обложек журнала "Если" №№ 6-12, 1999;

В номинации "Редактор, составитель" - Дмитрий Ватолин (Москва), за создание и поддержание интернет-сайта "Русская фантастика в Сети";

В номинации "Издательство" - "Азбука" (Санкт-Петербург);

Звания "Паладин фантастики" за общие заслуги перед литературой были удостоены Аркадий и Борис Стругацкие.

Р. Джордан, Д. Ватолин, А.Д. Фостер и Л.М. Буджолд

Можно по разному относиться к "Страннику". Например, возмущаться, что жюри со свистом прокатило самый модный роман минувшего года, "Generation "П"" Виктора Пелевина, предпочтя ему произведение талантливого киевского дуэта. Но как бы то ни было, другой такой премии - и другого такого конвента - у нас нет и не предвидится. Что же до субъективности судей, то это всегда входит в правила игры. В конечном счете, любая литературная премия, вплоть до Нобелевской, отражает чье-то частное мнение, хорошо если более или менее аргументированное. Вопрос в том, насколько авторитетен обладатель этого мнения в профессиональной среде. Ну а тем, кого не устраивает такой расклад, никто не мешает создать собственную премию и вручать ее по своему усмотрению. Что, кстати, происходит сплошь и рядом. Ведь на истину в последней инстанции жюри премии и не претендует...

Эдуард Геворкян

Андрей Лазарчук

Вячеслав Рыбаков

После окончания Конгресса мы задали его участникам, писателям-фантастам Эдуарду Геворкяну, Андрею Лазарчуку и Вячеславу Рыбакову, несколько вопросов об особенностях "Странника-2000".

Питерbook: Отличался ли нынешний "Странник" от предыдущих?

Эдуард Геворкян: Отличался. Большей организованностью, отлаженностью работы Оргкомитета. Но в итоге превратился в отличное... шоу! Сохранились, впрочем, добрые традиции, другое дело, что иногда хочется чего-то новенького....

Андрей Лазарчук: Да. Он прошел более гладко и более скучно. Надо придумывать что-то новое.

Вячеслав Рыбаков: Все в нашей жизни ново и прекрасно. Каждый листопад и каждый снегопад. Ощущают однообразие лишь те, кто вообще ничего не ощущает.

Пb: Как Вы можете охарактеризовать литературный сезон 1999 года, итог которого подвел нынешний "Странник"?

Э. Геворкян: Сезон как сезон, бывало лучше, бывало хуже. Одно славно, нет больше панических криков "Фантастике кирдык" и т.п. Жизнь идет, появляются новые авторы, издатели ожили... до нового дефолта, не к ночи будет помянут.

А. Лазарчук: Сезон был очень неплох, хотя в финале я отчасти хотел бы видеть другие имена. За исключением призера - здесь все правильно и даже чуть поздновато, Дяченки должны были получить "Странник" уже два-три года назад.

В. Рыбаков: Сезон не лучший, но, в то же время, ничего трагического я в этом не вижу. Общественная мысль на распутье - и вместе с нею стоит перед камушком типа "налево пойдешь - направо пойдешь" вся литература. И уж фантастика, разумеется, в том числе. Надо только набраться решимости пойти, а не приплясывать на месте. Десять или двадцать припрыгов перед камнем совершит тот или иной автор - не очень важно. Хотя, конечно, платят-то за каждый припрыг отдельно... Но зато для того. кто прыгает на одном и том же квадрате чаще других. существует реальная опасность, быстрее прочих разбрасывая каблуками почву из-под ног, постепенно погрузиться в землю с головой...

Пb: Над чем организаторам еще следовало бы поработать?

Э. Геворкян: Либо усилить элемент шоу, больше эффектных мероприятий, наподобие шинельных мытарств у памятника Гоголю, либо сделать упор на умственную работу - больше диспутов, семинаров, дискуссий. И в том, и в другом случае привлекать больше молодежи.

А. Лазарчук: Над внутренним наполнением кона. Я думаю, уже в будущем году нужно предусмотреть выступления участников конгресса в школах, вузах, библиотеках. Уделить этому хотя бы один день. И - более четко организовать работу жюри.

В. Рыбаков: Все было замечательно.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001