Сергей Соболев
ЗВЕЗДОПАД В ХАРЬКОВЕ
«Звездный мост 2000» 14-16 сентября
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© С. Соболев, 2000
Семечки: Липецкое оборзение фантастики.- 2001.- 14.- С. 12-15.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Приехал я в Харьков в полночь с 13 на 14. Кое-как найдя "готель" "Турист", сел в коридорчике и около часа ждал регистраторшу. Странное дело, но оказалось, что ждать ее совсем не трудно - болтали с дежурным милиционером о книжке М. Успенского "Там, где нас нет".
Вселившись наглым образом к Гинтасу Иваницкасу, меня тут же понесло по этажу в поисках питерских фэнов, которые не заставили себя долго искать. Владимир Ларионов, например, провел экскурсию по номерам приехавших накануне гостей и спасал от наследников рододендрария князя Потоцкого.
Генри Лайон Олди |
Дмитрий Ватолин и Марина Дяченко |
С утра, отдав положенные почести оргкомитету и плотно позавтракав, тела наши бренные были перемещены в поисках так необходимого фэнам (после ночных тостов за встречу и знакомство) книжного рынка. Могучий книжный рынок в Харькове огорожен хилым железным забором. Около сотни палаток, почти все торговцы придерживаются какой-то своей узкой специализации, представлены все серии художественной и/или элитарной литературы, новинок полным-полно, цены не намного зашкаливают пресловутые московские. Букинистические ряды наполнены таким скучным мусором, что даже не верится, кому все это теперь нужно. Помня разговор с Александром Павловичем Лукашиным о существовании на Украине оригинальных украинскоязычных фантастов, я пытался найти что-нибудь из свеженькое именно на этом языке. Тщетно.
Только над одним-единственным лотком зоркий Первушин, вооруженный вспомогательными органами зрения, разглядел-таки надпись: "Книги на украинском языке". Надпись была почему-то на русском. Видимо, для особо изощренной категории читателей. Все остальные книжники почему-то предпочитали торговать московскими и питерскими изданиями. Как потом выяснилось в ходе конвента, впервые за несколько постперестроечных лет только летом этого года на Украине была предпринята попытка издать фантастику на своем, на украинском языке. Во Львове издали два премило оформленных томика избранных произведений М. и С. Дяченко, и в Харькове выпустили большущий томище "Антологiя украiнського жаху".
Торжественное открытие фестиваля провели в большом актовом зале Харьковского национального университета - народу понабежало много, с трудом расселись все желающие, да еще и ровными рядами прошли курсанты МВД в одинаковой форме (странно, если 6 у них форма была разная) и один генерал.
При песнопении какого-то местного хора раздались жидкие непродолжительные аплодисменты, переходящие в гробовую тишину. Зато выход на сцену Евгения Лукина, "старшины фантастического цеха", вызвал шквал аплодисментов. Получив награду за прошлый год, Евгений Лукин горячо поблагодарил организаторов конвента, и сказал, что, возможно, после битвы между Москвой и Санкт-Петербургом за звание столицы фантастики, реальной столицей может стать как раз Харьков.
Потом для приветственного слова был вызван гость города Харькова, "старшина фантастического цеха", Евгений Лукин. Ситуация напомнила юмореску М. Жванецкого: "Теперь выступит начальник автотранспортного цеха".
Официальное открытие на радость фэнов плавно переросло в микроконцерт писателей-фантастов, в котором приняли участие только Юлий Буркин и Евгений Лунин.
После концерта представители издательств и журналов устроили презентацию своих изданий и проектов. Леонид Шкурович из ЭКСМО говорил про серии фантастики, и что скоро должно появиться на русском языке свежее (1999) продолжение романа П. Андерсона "Операция "Хаос"".
Василий Мельник рассказывал про "Центрполиграф", серии "Миры Юрия Никитина", "Загадочная Русь", "Перекресток миров" (очень своевременно "Центрполиграф" подхватил название серии вечно разоряющегося "Северо-Запада" - как раз накануне кона вышло четыре книжки в "С-3", в своей серии "Перекресток миров"). Больше меня порадовало сообщение о планирующемся журнале нашей фантастики с бесхитростным названием "Наша фантастика". Специализируется журнал на русской фантастике, а каждый новый номер будет оформляться работами одного художника-графика - причем ни фига не "в тему", а просто так.
Андрей Белянин рекламировал новую премию "Меч без имени" - в пику номинациям "Странника" назвали, что ли? Только присуждать ее будет вовсе не питерская Terra Fantastica, а московская "Армада-Альфа" по двум номинациям: 100 баксов за роман, и два гранда по 50 - за повестушку или рассказ. Принципиальный барьер - к конкурсу допускаются только молодые авторы из провинции: "Например из Киева". Адрес: 125565, Москва, а/я 4.
Алексей Корепанов показывал кировоградский журнал "Порог", которого издано уже шестьдесят выпусков.
Дмитрий Скирюк рассказывал про пермский журнал "Лавка фантастики", коего вышло уже шесть номеров.
Гинтас Иваницкас вертел в руках два первых номера красочной "Империи": "Я буду представлять журнал, который вы в ближайшее время прочитать не сможете. Он на литовском языке". (Я и сейчас кручу-верчу эти номера на столе, а кроме подписей к рисункам и фамилий авторов ни бельмеса понять не могу. Не могу также понять, почему в Литве этот полноцветный таблоид стоит примерно $1.10, а наши журналы здесь при значительно худшем полиграфическом исполнении стоят не меньше?). Потом Гинтас презентовал Олди ихнюю книжку на литовском языке. Оказывается, издательство "Eridanas", специализирующееся на фантастике, выпустило уже 170 книжек разных фантастов (www.imperij.lt),
Представление нового журнала "Звездная дорога" получилось насыщенным - издатели пригласили на сцену авторов, напечатавшихся в первом выпуске "ЗД", и выдавали каждому по пять авторских: по крайней мере, В. Головачев, Г.Л. Олди, А. Валентинов, М. Дяченко, А. Корепанов и др. свои комплекты получили. Остатки продавали в фойе. Остатков было много и в последний день.
Василий Владимирский рассказывал о специализированном книжном журнале "ПитерЬоок", показывал цветную обложку и говорил, что к 2005 году из четырех страниц "Фэн-клуба" выйдет полновесный критико-библиографический журнал не хуже "Локуса". "Скользкая штучка" - сказала в фойе девушка, когда получила на память от соавтора Криса Картера экземплярчик "Питербука". В седьмом номере - репортаж со второй "АБС-премии", интервью с Андреем Черктовым [Чертковым - YZ] по поводу его проектов. № 8 - интервью с Вячеславом Рыбаковым, в № 9 - с Андреем Измайловым и заметка о фантастическом детективе.
Естественно, новости фантастики, издательские проекты, и рецензии, рецензии - причем вместе с обложками, как это и принято. Игорь Черный презентовал толстый (144 стр.) справочник "Фантасты современной Украины" - 30 писателей, более-менее подробные биографии, аннотированный разбор произведений. Обещает сделать целую серию под названием Энциклопедия украинской фантастики.
Выступление дамочки из легендарной "Химии и жизни" сводилось к трем словам: "Мы еще живы...", но ни единого номера эти живчики с собой не привезли. Или привезли, но не сочли нужным показывать мертвецам. Или привезли, но побоялись показать. Что ж, после такого выступления некогда горячо любимую "ХиЖ" еще долго никто не увидит.
А то, о чем говорил Дмитрий Ватолин, подержать в руках было невозможно: сервер "Русская фантастика" находится в интернете (www.rusf.ru).
Интервью с Евгением Лукиным на улице |
Телемост |
Организаторы конвента нашли удивительно радостное сочетание необходимого "для галочки" официоза и умеренно пьянящей атмосферы тесного общения фэнов и писателей, причем мероприятия плавно перетекали одно в другое и совершенно ясно было, что общенациональный телемост Харьков-Одесса-Киев-Днепропетровск- и т.д. серьезным быть ну никак не может: после стольких-то часов общения в летних кафе! Шатающийся коршун Андрей Валентинов, "наевшийся будущего", объяснял фэнам, почему пишет историческую фантастику. Моментально протрезвевший под оком телекамер Олег Дивов говорил, что книга "Выбраковка" написана для того, чтобы показать людям, которые хотят расстрелять всех негодяев, к чему приведет эта осуществленная справедливость. Василий Головачев поведал читателям, что всегда решал Вселенские проблемы левой ногой. Ею же он пишет сюжеты. Потом Днепропетровск смыло с эфира. Дождем. На что Лев Вершинин тут же сказал, что в Одессе нет будущего и стал сыпать комплименты прекрасной девушке. Девушка как раз находилась в Одессе, по ту сторону экрана. Было весело и совершенно никто не расходился. Даже после окончания телемоста.
Владимир Березин, Андрей Белянин, Александр Ройфе |
Андрей Синицын, Александр Громов |
Программа следующих дней несколько попуталась в моей голове, поэтому передам общее впечатление.
На секции творческой мастерской «Второй блин» профессор Игорь Черный делал доклад о явлениях пограничного характера в российской исторической фантастике последнего десятилетия. К.и.н, Александр Валентинов с пафосом читал зажигательный доклад "Кто в гетто живет?" - об отношении современной литературы к фантастике. Выходило так, что так называемая Большая литература ничего уже и не умеет, кроме как плакаться о своей тяжкой доле, в то время как фантасты читателя своего не потеряли. С чем нас всех и поздравил. Доклад москвички Кэтрин Кинн "О сиквелах и сериалах в фзнтези и научной фантастике" вертелся вокруг продуктивной идеи, что сериалов много, а у Джордана можно найти всяческие сюжеты, хотя можно его и не читать.
Послеобеденный семинар молодых авторов провели Дмитрий Громов и Олег Ладыженский. Много полезного узнали начинающие авторы о том, как полезно строить предложения или как не стоит слишком злоупотреблять прилагательными в погоне за красотами стиля. Однако на вопрос Димы Кумока "А как же научить писателя выдумывать новые идеи?" ответа не последовало. Идеи, что ли, кончились?
Если кто из присутствующих начинающих литераторов хотел обрести навыки писательского мастерства, то для удовлетворения их желаний было сделано несколько любопытных шагов: фанаты Юрия Никитина продавали брошюрку "Как стать писателем и заработать свой миллион"; кажется, Николай Басов привез свою книжку двух-трехлетней давности о том же; Василий Купцов распространял информацию о сайте "Авторы предлагают издателям" (http://api.rema.ru/).
Вечером в фойе большого актового зала университета были вывешены фантастические работы местных и иногородних художников. Там же висели картины, присланные на конкурс неопубликованных иллюстраций к произведениям отечественной фантастики последних лет. С подачи липецкого фэна Геннадия Соколова, постоянного нашего "зампотеха", на этот конкурс были посланы три картины липецких художников. Каково же было мое изумление, когда один из наших рисунков был признан лучшим! Мне даже пришлось везти в Липецк похвальную грамоту и статуэтку, изображающую двух переплетающихся в экстазе змеек (кадуцей). Но об этом я узнал только на следующий день.
Народ ходил, рассматривал картины, обсуждали номинационные списки и вспоминали, кто что прочитал. Проголосовавшие бюллетени сначала помещались в обычную коробочку, и лишь примерно через час откуда-то появилась картонная урна, запечатанная для чего-то бумажными лентами. Совершенно лишняя предосторожность, ведь на этом же столе, где урна стояла, среди двух десятков бланков для голосования по конкурсу "Эпиграмма-2000" я легко нашел и взял на память парочку бюллетеней для голосования по романам.
Номинация "Мастер фэн-до" разыгрывалась прямо тут же, в фойе. Боевые эпизоды придумывались писателями-фантастами экспромтом, декламируясь вслух - и тут же демонстрировались группой каратистов и каратисток, одетых в былые и черные кимоно. Голосование проводилось по принципу "кто кого переорет". Результаты таковы:
Черный пояс 3-го дана: Андрей Белянин (Астрахань). Эпизод "Конный бой". Черный пояс 2-го дана: Марина Дяченко (Киев). Эпизод "Мальчиш-Кибальчиш" по известному произведению А. Гайдара.
Черный пояс 1-го дана: Лев Вершинин (Одесса). Эротический эпизод "Черные силы нас злобно гнетут".
Юлий Буркин |
Евгений Лукин |
Поздним вечером для обитателей гостиницы "Турист" представители местного клуба "Что? Где? Когда?" устроили что-то вроде брэйн-ринга по фантастическим произведениям. Фантастичность ситуации заключалась в том, что половину игры все шесть команд либо правильно отвечали на вопросы, либо круто ошибались.
Потом устроили старую добрую игру, когда жестами надо показывать название какого-нибудь известного произведения. Легко изобразить, например, "Полдень, XXII век" АБС или там "Голубые люди Розовой земли" Мелентьева. А вот попробуйте жестами изобразить название рассказа Пелевина "Проблема верволка средней полосы".
***
Пили, похоже, все: Гинтас Иваницкас обмывал с Лукьяненко право на издание некоторых романов на литовском языке, Алексей Корепанов радовался одновременному выходу в свет четырех номеров "Порога", Дмитрий Скирюк обмывал вторую свою книжку "Сумерки меча", Геннадий Карпов чуть не пропил видеокамеру на банкете, Антон Первушин радовался приезду Николая Большакова (вроде бы они когда-то собирали осколки), Басов (тоже, говорят, писатель) оплакивал потерю кошелька ну т.д. Только Василий Владимирский не пил - он отпраздновал свое двадцатипятилетие и готовился стать писателем.
Николай Большаков и Антон Первушин |
Соревнование по пейнболу |
Утро 16 сентября превратилось в массовое побоище: в Молодежном парке на пэйнтбольном полигоне фантасты, фзны и издатели лупили друг друга из спецоружия. В результате победителями вышли Юрий Белов (Воронеж), Алексей Иконников (Москва) и команданте Николай Чадович (Минск), по месту своего последнего ранения получивший прозвище "Синяя борода".
Николай Чадович и Владимир Ларионов |
Каратисты |
Олег Дивов и Николай Басов |
Торжественное закрытие фестиваля и вручение премий состоялось опять-таки в актовом зале университета. Специальные премии от Харьковского института чудаков "за выдающиеся заслуги перед Ее Величеством Фантастикой" вручены после изрядного театрализованного представления Евгению Лукину (Волгоград) и Сергею Лукьяненко (Москва).
Премию Университета внутренних дел МВД Украины "За правдивое и высокохудожественное отражение работы органов охраны правопорядка и спецслужб в фантастических произведениях" получили Андрей Белянин (Астрахань) за роман "Тайный сыск царя Гороха", и Олег Дивов (Москва) - за целый ряд произведений, и харьковчане Андрей Валентинов и Г.Л. Олди - за роман "Нам здесь жить".
Специальная премия Университета внутренних дел МВД Украины лучшие произведения в жанре фантастического детектива вручена Василию Головачеву (Москва). В довесок к премии В. Головачев получил милицейский берет, генеральский галстук и право смотреть свысока на работников ГАИ Украины.
За лучшие критические и литературоведческие статьи о фантастике премии издательства "Теленеделя" и оргкомитета фестиваля получили сразу несколько критиков:
Александр Ройфе (Москва) - за статьи "В тупике" и "Из тупика".
Игорь Черный (Харьков) - за литературоведческие работы о фантастике, опубликованные в 2000-ом году.
Владимир Березин (Москва) - за рецензии и интервью, опубликованные в 1999-2000 г.г.
Владимир Бычинский (Житомир) - за ряд статей и послесловий и книгам писателей-фантастов, опубликованных в 1999-2000 г.г.
Премия ТМ «Второй блин» досталась Леониду Шкуровичу, заведующему редакцией фантастики московского издательства ЭКСМО с формулировкой "человеку фантастики и фантастическому человеку".
Потом были вручены премии, присуждаемые всеобщим голосованием участников кона:
Номинация "Циклы, сериалы"
1. Владимир Васильев (Николаев) и Сергей Лукьяненко (Москва) "Дневной дозор"
2. Марина и Сергей Дяченко (Киев) "Авантюрист"
3. Юрий Брайдер и Николай ЧАДОВИЧ (Минск): "Губитель Максаров".
Номинация "Крупная форма"
1. Марина и Сергей Дяченко (Киев), Андрей Валентинов и Генри Лайон Олди (Харьков): "Рубеж".
2. Евгений Лунин (Волгоград): "Алая аура протопарторга".
3. Олег Дивов (Москва): "Выбраковка".
Номинация "Дебютная книга":
1. Дмитрий Скирюк (Пермь), "Осенний Лис".
2. Андрей Льгов (Харьков), "Непобедимый Олаф".
3. Владимир Хлумов (Москва), "Мастер дымных колец".
В номинации неопубликованные иллюстрации к произведениям отечественной фантастики последних лет
1. Евгений Мельников (Липецк) за иллюстрацию к дилогии Сергея Лукьяненко "Лабиринт отражений" и "Фальшивые зеркала".
2. Евгений Скиданюк за иллюстрацию к роману Г.Л. Олди "Герой должен быть один".
3. Антон Дербилов (Харьков) за иллюстрацию к роману Марии Семеновой "Волкодав".
Номинация "Эпиграмма" (за лучшую эпиграмму на отечественных писателей-фантастов и их произведения):
1. Андрей Цеменко (Керчь) - за эпиграмму на роман Марии Семеновой "Волкодав".
Накушался как-то раз Скирюк водовки. Сердобольные товарищи постеснялись бросать его на полу - положили тело на стол. А он возьми и проснись среди ночи, когда во дворе темень тьмущая, и ничего абсолютно не видно, даже окна не разглядеть. Попробовал Дима привстать - а нога до пола не достает. Попробовал рукой - пустота. Вытащил из-под себя он металлическую вилку, и кинул в кромешную тьму, туда, куда хотел ногу поставить. Вилка зацепилась за край скатерти, и повисла. А Скирюк секунды отсчитывает: "Раз, два, три... ". До десяти где-то досчитал, прежде чем вилка оторвалась и бляцнула об пол "Дзинь!" Быстренько прикинул ускорение свободного падения. Получилось много - метров сто. Дикий крик огласил соседей и всю округу.
С тех пор Скирюк пишет только фэнтези.
***
Около Харьковского Национального Университета фэны завидели праздно гуляющего Николая Чадовича.
- А где же Брайдер? - поинтересовался кто-то.
- Ему к 1 ноября мой роман надо закончить, - флегматично ответствовал мэтр белорусской фантастики.
***
В коридоре гостиницы сидят маститые писатели. Подходит начинающий автор из Дагестана, лицезреет пред собой великого Лукьяненко, и пытается представиться:
- Меня зовут Абу@%(* Алив*_&&^$#...
- ???
- Ну, Аб@#*~ Аверди%^...
Тут до Абутраба Аливердиева доходит, что ни окружающие, ни он сам не могут расслышать и уж тем более запомнить такую хитрую фамилию, и он делает хитрый финт:
- Ну если так сложно, зовите меня просто Аб.
***
Василий Мельник, новый редактор "Центрполиграфа", отмечал хороший праздник. Сел в метро на станции "Арбатская", и едет себе, кемарит на скамеечке. Тут раздается из громкоговорителя: "Станция "Арбатская". Следующая станция - "Смоленская"". Непонятно, но спит дальше. Через полчасика металлический голос: "Станция "Арбатская"". Следующая станция - "Смоленская"". Легкое удивление в глазах редактора фантастического отдела. Но сон берет свое. Когда же и еще через пару остановок диктор повторил то же самое, Мельник спросил у старушки:
- Какая это станция?
- "Арбатская", какая же еще.
Только тогда Василий Иванович огляделся, и понял, что сидит на лавочке. Но не в вагоне, а на перроне.
|