«АЭЛИТА-99»: РАЗЫСКИВАЮТСЯ НОВЫЕ СТРУГАЦКИЕ
Фестиваль
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© Е. Сусоров, 1999
/ Беседовал Е. Сусоров / Фото А. Лаптев // На смену! (Екатеринбург).- 1999.- 30 марта.- ( 34 (15592)).- С. 1-2.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
В воскресенье завершился очередной ежегодный фестиваль российской фантастики "Аэлита". После трехлетнего перерыва - с 1994 по 1996 годы, связанного с финансовым кризисом журнала "Уральский следопыт", писатели-фантасты Урала, Сибири и обеих столиц снова стекаются по весне в Екатеринбург. "Аэлита" - не единственная: есть еще питерский "Интерпресскон", казанский "Зиланткон", котласский "Нордкон"... Екатеринбург в этом ряду играет роль прародителя движения фэнов.
Увы, среди "аэлитчиков", стоявших двадцать лет назад у истоков фестиваля, множатся потери: не сколько лет назад не стало Виталия Бугрова (теперь победителям "Аэлиты" вручают мемориальный приз его имени), а в марте этого года скоропостижно ушел Игорь Халымбаджа. Библиограф, эрудит, энтузиаст. Утром в воскресенье, всего за три дня до начала фестиваля, торопился на встречу с членами оргкомитета, почувствовал себя плохо...
Так что в первый день "Аэлиты" плановых мероприятий не было: фэны прощались с человеком, без которого, может, и не было бы этих ежегодных слетов.
|
На снимках: Сергей Лукьяненко (Москва) в "Ночном дозоре"; Александр Сидорович, Санкт-Петербург; Евгений Харитонов с призом имени Бугрова; Андрей Плеханов получает приз.
Фото Анатолия ЛАПТЕВА |
Список лауреатов в этом году невелик, зато весьма молод. Их имена прозвучали в субботу на сцене Литературного театра, где заезжая знаменитость Кир Булычев и местная святыня Медной Горы Хозяйка награждали лучших фантастов. Конечно, "лучших" - звучит очень относительно. Среди предполагавшихся номинантов в списке значились и Н. Перумов, и В. Пелевин, и Г. Л. Олди, в миру больше известные как Д. Громов и О. Ладыженский.
Но то ли не сумели мэтры приехать, то ли не захотели...
Сергей Лукьяненко был первым среди победителей этого года, получив из рук Хозяйки "Аэлиту" - "за вклад в развитие российской фантастики". У экспертов "НС!" сложилось мнение, что вклад на энное количество процентов состоит из последнего по времени произведения молодого москвича, антиутопии "Ночной дозор".
Активист питерского аналога "Аэлиты", "Интерпресскона", Александр Сидорович завоевал приз имени Ивана Ефремова - "за пропаганду фантастики"; нижегородец Андрей Плеханов удостоился "Старта" - за лучшую книгу, написанную в прошлом году дебютантом; наконец, Евгений Харитонов из Москвы стал обладателем мемориального приза имени Виталия Бугрова.
* * *
После церемонии награждения армия фэнов атаковала старейшину русской фантастики Кира Булычева, желая лишь одного - автографа. Журналистам, однако, этой феньки было явно мало, и Игорь Всеволодович Можейко (именно так звучит настоящий имярек фантаста) был злодейски умыкнут газетчиками в закуток Литературного театра, где и допрошен по третьей степени строгости. Стенограмму допроса прилагаем ниже.
О ПОКОЛЕНИИ NEXT
|
На снимке: Кир Булычев, член жюри "Аэлиты". Фото Анатолия ЛАПТЕВА |
- В послевоенной фантастике, я считаю, уже сменилось четыре поколения. Стругацкие были в первой когорте, я сам принадлежу ко второй. После того как много лет назад мне в руки совершенно случайно попала "Страна багровых туч", я постоянно подсознательно ищу среди молодых авторов некое подобие Стругацким. Но пока что не нашел. Сегодня количество писателей резко увеличилось, фантастика стала более разнообразной, но сократилось количество "социальных" сюжетов. Видимо, дело в отсутствии идеологического пресса, сегодня можно писать на любую тему, и можно уже не эзоповым языком. Печально, что современное поколение так ориентировано на коммерцию. Даже те, кто действительно талантлив, например, Лукьяненко, не вызывают у меня вот этого вот священного трепета, как в свое время от Стругацких. Пелевин? Я отдаю должное его таланту, особенно в рассказах, но это не мой писатель. Рыбаков? Слишком уж эпигон Стругацких, чтобы быть в моих глазах самостоятельной величиной. "Вертолет "Цесаревич" - высосанная из пальца политическая идея. Семенова или Перумов... Они, бесспорно, профессионалы, но... я подчас начинаю скисать уже на 50-й странице, когда очередной рыцарь бьет очередного дракона. И еще - я не согласен с американизацией русской фантастики. Это как разрекламированный "Сибирский цирюльник" - по сути та же американская "клюква" о загадочных русских.
САМОЕ ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ВОСПОМИНАНИЕ ДЕТСТВА
- 2 мая 1945 года, когда в окнах домов впервые за четыре года зажегся свет, потому что сняли затемнение. Мне, ребенку, это было почти в диковинку - я забыл о том, что окна могут светиться...
О ЖАНРЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ИСТОРИИ
- Историческая литература и фантастика - два наиболее близких вида литературы, потому что обе имеют дело с вымышленным антуражем. Воссоздать историческую картину точь-в-точь ведь невозможно, да и читать это будет скучно. Поэтому присутствующие в моих рассказах Великий Гусляр и Веревкин, несмотря на вымышленность названий, - вполне реальные города: Великий Устюг и Венев Тульской области, где есть даже собственный фанклуб. Кстати, Венев до сих пор после войны не отстроен до конца.
ОДНАЖДЫ БУЛЫЧЕВ СНЯЛСЯ В КИНО...
- На самом деле по моим книгам снято много экранизаций, та же "Гостья из будущего" или "Подземелье ведьм"... что перечислять-то, сами знаете. Поэтому я воздержусь от оценок этих фильмов: этично ли это будет, когда многие режиссеры до сих пор со мной в дружеских отношениях? Лучше всего работалось с Ричардом Викторовым, который был моим большим другом. Приятно сотрудничать с Пашей Арсеновым. Данелия - террорист хуже Сталина: весь день ставит съемочную площадку на уши, а под вечер врывается в мой номер и говорит мне, полусонному: "Слушай, я тут придумал отличный ход!" А если серьезно... нет у меня пока моего режиссера.
Сколько раз меня лично снимали в кино?! С моим-то брюхом да с картавостью? Впрочем... был один эпизод. Кто-то из режиссеров мучился подбором массовки, колорита ему не хватало и вдруг увидел меня, сценариста. "Вот ты там третьим справа и будешь сидеть!!!" - обрадовано завопил он. Больше я на съемочную площадку не вылезал: каждый должен заниматься своим делом.
Беседовал Евгений СУСОРОВ
|