В. Яковлев
ОБ ОЦЕНКЕ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАЧИНАЮЩИХ АВТОРОВ
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© В. Яковлев, 1982
Яковлев В. Об оценке научно-фантастических произведений начинающих авторов // Методические рекомендации по пропаганде научно-фантастической литературы.- Абакан, 1982.- С. 10-13.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Среди любителей научной фантастики часто встречаются желающие попробовать свои силы в написании научно-фантастического произведения. Пишут рассказы, юморески, пародии, а иногда сразу берутся за роман. Простая оценка типа "нравится" - "не нравится" мало что дает начинающему автору, а ему хочется и полезно знать, что именно в его опусе исполнено на достаточно хорошем уровне, а что - ниже нормы.
Настоящие заметки не претендуют на описание всесторонней оценки НФ произведения, и могут служить лишь примерным методологическим пособием при работе с начинающими фантастами, особенно в таких условиях, когда невозможен или трудно реализуем квалифицированный разбор творения опытным редактором.
В научной фантастике большой вес имеет собственно научно-фантастическая идея. Придумать новую НФ-идею довольно сложно, и хорошая новая идея встречается гораздо реже, чем даже хорошие произведения. Как правило, молодые фантасты используют вторичные идеи. Это не всегда заведомо плохо, но в таком случае становится особенно важной реализация этой идеи. Полезно сравнить произведение начинающего автора с уже известными рассказами на ту же тему и выяснить, чем отличается новое от старого. Некоторые идеи так широко разработаны фантастами (машина времени, пришельцы, роботы), что в них трудно найти даже новый поворот в освещении темы.
Далее, важно также, для чего использована автором эта идея? Помогает ли она ярче осветить характеры героев, высказать какую-то общественно значимую мысль, выявить ростки намечающихся тенденций в окружающем мире и так далее. Обязательно стоит оценивать новое произведение с позиций коммунистической направленности, гуманизма, то есть даже в самом маленьком произведении искать зерна сверхзадачи, которые, возможно, стоит развить, дать им прорасти в самостоятельный организм, принести желаемые плоды.
Иногда в произведениях молодых авторов встречается неумение строить сюжет. Полезно оценивать сюжеты по общим литературным критериям (наличие завязки, кульминации и т. д.), указывать на логические противоречия, если таковые встретятся, наконец, находить оплошности, неграмотные или малонаучные места с целью их устранения. Следует помнить, что в коротких рассказах, там, где невозможно достаточно полно разработать характеры героев, сюжет играет главную роль, зачастую действие закручивается, как пружина, чтобы сорваться в самом последнем предложении или абзаце. Хорошо, если автору удается найти такую концовку, такой неожиданный поворот (или даже два поворота) в ситуации, который заставляет читателя производить молниеносную переоценку прочитанного.
И конечно же, в любом произведении важен стиль письма, литературные качества написанного. Начинающие авторы, часто неосознанно, переносят в свои творения манеру и образ писания наиболее импонирующих им авторов. Конечно, у мастеров нужно учиться, но в любом литературном произведении ценится именно самобытность автора, и любое подражание рано или поздно начинает раздражать читателя, особенно если оно бросается в глаза. На это следует обращать внимание молодых писателей, стремиться помочь им выработать свой стиль, свой язык, свое отношение к описываемому.
Автор предлагаемых глав из фантастической повести "Каторга для богов", Александр Бушков, в общем-то, уже не новичок в фантастике. В пятом номере журнала "Литературная учеба" за 1981 год была опубликована его повесть "Варяги без приглашения", ряд рассказов А. Бушкова печатался в молодежных газетах.
В новой повести А. Бушкова основная идея - наказание землян инопланетянами за варварское отношение к "братьям нашим меньшим" - животным планеты Земля. И хотя не каждый согласится с тем, что высший разум сможет позволить также далеко не гуманное отношение к разумным существам - людям-охотникам, направленность повести достаточно актуальна и современна. Когда-то охота была для человека единственным средством выжить, тогда она была насущной необходимостью, а не развлечением, теперь же охота на животных чаще всего выглядит жестокой потехой. Браконьерское отношение к дичи чаще всего приводит к вымиранию отдельных видов животных. На грани исчезновения находятся и хищники, и травоядные во многих странах. И повесть "Каторга для богов" с новой точки зрения подводит читателя к простой, но далеко не всем ясной истине: жестокость к животным будет наказана. Скорее всего, дело обойдется без инопланетян, но расплата неминуемо наступит!
Предлагаемые главы из повести достаточно разноплановы, чтобы оценить мастерство автора. Если в "Гладиаторе" главное - действие, насыщенное экзотикой и фантастикой, то глава "Подсудимые" - рассуждения о судьбе животных в нашем мире. Рассуждения в форме монолога, где автор не спешит назидательно и снисходительно объяснить, кто прав, кто виноват. Обе главы читаются с интересом, автор умеет держать читателя в напряжении, которое не исчезает ни на минуту.
А. Бушков пишет раскованно, четко и последовательно, его лексикон достаточно широк. Может быть, временами он злоупотребляет вниманием читателя, роскошно выплескивая свою эрудицию, как, например, в речи Ляхова, но с другой стороны, это увеличивает познавательную ценность произведения, что в научной фантастике также немаловажно. Начитанный любитель фантастики заметит, видимо, что сцена сбора синих лепешечек перекликается с охотой на яйца ганзеров в "Обмене Разумов" Р. Шекли, но аналогия между этими описаниями чисто внешняя и не нарушает общего впечатления от прочитанного.
Конечно, по части произведения нельзя судить о нем в целом но можно смело сказать, что автор выдал хорошую заявку на добротную повесть. Хотелось бы надеяться, что через некоторое время мы увидим "Каторгу для богов" опубликованной.
|