История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ДРАКОНОВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ, НО...

Подведены итоги викторины «Знаете ли вы фантастику?» (26. 01., 15. 03 и 26. 04. 86.)

ЮМОР, КОНКУРСЫ

© 1986

Рис. А. Жирнова // Заря молодёжи (Саратов). - 1986. - 14 июня. - С. 9.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2006

КАК ИЗВЕСТНО, драконов не существует... Имеется три типа драконов: нулевые, мнимые и отрицательные. Все они, как было сказано, не существуют, однако каждый тип – на свой особый манер.

(С. Лем.).

ИТАК, викторине подошла к концу. Позади осталось полтора десятка вопросов. С одними уважаемые знатоки справились без труда (и даже сетовали на их легкость), другие потребовали значительного напряжения сил. Так или иначе, теперь мы – на финише нашего почти полугодового фантастического марафона, и пора назвать имена победителей.

Илллюстрация А. ЖИРНОВА к роману В. Орлова «Альтист Данилов».

Но сначала – несколько слов об ответах на вопросы заключительного III тура.

1. Фантастика – место любопытнейших встреч и больших возможностей. Если алхимики прошлого десятки лет проводили в поисках «философского камня» (и, увы, тщетно), то безымянному герою Г. Уэллса из рассказа «Человек, который делал алмазы» уже понадобилось только 15 лет для воплощения своей мечты, а Румата (Стругацкие, «Трудно быть богом») синтезировал золото из опилок за считанные минуты.

Платон, рассердившись на внука (К. Булычев, «Диалог об Атлантиде») создал легенду об острове, поглощенном морем, а древний человек С. Гансовского, спасаясь от волков, сделал Балтийское море.

В фантастике, как и в жизни, люди противоречивы в своих желаниях. Монтегю Генри Клайд хочет совершить чудо во благо обездоленных и угнетенных (А. и С. Абрамовы, «Человек, который не мог творить чудеса») и делает промах за промахом, а «человек, который мог творить чудеса» (герой одноименного рассказа Г. Уэллса) в итоге желает лишь одного – избавиться от способностей чудотворца. И Корнелию Удалову из цикла рассказов К. Булычева было бы, наверное, не так горько претерпевать житейские злоключения, если бы он знал, что в городке Рожденьевске-Прощалинске живет Степан Петрович – «неуклюжий, несообразительный, невыдающийся, невезучий, некрасивый», чью жизнь тем не менее описал В. Шефнер в повести «Человек с пятью «не», или Исповедь простодушного» (мы процитировали письмо А. и О. Борисовых).

2. Можно ли достигнуть бессмертия? Этот вопрос издавна волновал человека. Но почему же в «Путешествиях Гулливера» Д. Свифта (а именно там описаны вечные старцы-струльдбруги) бессмертные выглядят очень непривлекательно? По мнению инженера А. Скорлупкина, в этом образе Свифт «воплотил идею вечной жизни за порогом старения» и обрисовал первый из барьеров на этом пути – биологический.

Немало книг писателей-фантастов посвящено было только этой стороне вопроса (А. Ломм – «Исполин над бездной», Г. Бальдыш, «Я убил смерть», И. Росоховатский, «Каким ты вернешься?» и многие другие). Однако более всего писателей волнует не способ достижения бессмертия, а связанные с ним нравственные проблемы: зачем нужно бессмертие? и нужно ли оно нам вообще? И сможет ли бессмертный человек остаться человеком? Об этом в своих произведениях размышляют К. Чапек («Средство Макропулоса») и Станислав Лем («Звездные дневники Ийона Тихого»), братья Стругацкие («Далекая Радуга», «Пять ложек эликсира»), Г. Гор («Ольга Нсу»), В. Шефнер («Лачуга должника») и т. д.

3. «Описать все способы путешествий во времени ох как трудно! – справедливо замечает учащийся В. Бизяев. – В фантастике время бороздят во всех возможных направлениях со всевозможными целями». Читатели вспомнили не только классический роман Г. Уэллса «Машина времени», но и десятки произведений других авторов. Среди них – «Конец вечности» А. Азимова, «Хроноклазм» Д. Уиндема, «Винсент Ван Гог» С. Гансовского, «Похищение чародея» К. Булычева, «Встречники» В. Савченко... Произведения о путешествиях во времени можно было бы перечислять еще очень долго.

4. На этот вопрос практически все знатоки дали исчерпывающий ответ: впервые слово «робот» встретилось в пьесе «Р. У. Р.» К. Чапека, а Айзек Азимов, автор цикла рассказов «Я, робот», сформулировал знаменитые «Три закона роботехники».

Наконец, дадим ответ и на дополнительный вопрос («ЗМ», 22.03.86.): «НИИЧАВО имени братьев Стругацких» упоминается в рассказе Г. Гуревича «Нелинейная фантастика».

Поздравляем знатоков!

ПЕРВОЕ МЕСТО разделили В. Юрьев (г. Энгельс), А. и О. Борисовы, Т. и О. Колесовы и О. Керзина (г. Москва).

НА ВТОРОМ МЕСТЕ те, кто не нашел ответов только на 1–2 вопроса – А. Ежов, А. Кроль, Л. Сидорова (г. Астрахань), А. Голов, А. Медведев и А. Кузнецов (г. Балашов).

Кроме того, ОТМЕЧЕНЫ ответы А. Карташова (г. Ростов-на-Дону), А. Фурсова, И. Чичерова (Мокроус Федоровского района), А. Скорлупкина, В. Бизяева, Т. Мазепиной, А. Вишнякова (г. Ершов), а также ответы на один из туров А. Яковлева, В. Шукрелиева, В. Данилова, Е. Алаторцевой, В. Белоглазовы, С. Груздева, Д. Протасова, С. Кузьмина, Д. Канавина и Гены Божке (г. Энгельс).

ВСЕМ будут высланы ПРИЗЫ – книги писателей-фантастов.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001