О. Князева
ВИКТОРИНА-90
Обзор ответов
|
ЮМОР, КОНКУРСЫ |
© О. Князева, 1991
Уральский следопыт.- 1991.- 2.- С. 53-54.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Став многовариантной, наша викторина неизбежно отяжелела и разрослась, - мы лишний раз убедились в этом, готовя традиционный обзор для декабрьского номера. Усложнилась обработка ответов, проверка и перепроверка их, подготовка итогового материала, сам этот материал стал чересчур громоздким - оттого-то и пришлось часть полностью набранного обзора переносить в этот номер. Оттого же, собственно, в новой викторине мы вернулись к двум вариантам - хотя и предвидим определенное неудовольствие отдельных читателей...
Тур I-Б
Я начал заниматься подобными головоломками благодаря обстоятельствам моей жизни и особым природным склонностям.
Ответов на вариант с криптограммой в этом году поступило уже почти столько же, сколько и на вариант "А" (31 школьник и 66 взрослых), хотя результаты ненамного успешнее прошлогодних. Возможно, слишком поздно появилась "подсказка" - разбор и подробное объяснение секретов подобных заданий были напечатаны лишь в апрельском номере. Тем не менее, 4 школьника набрали более 15, а 5 взрослых - более 25 баллов. Успешнее всех ответили А. Цеменко (Керчь; 26,0) и Елена Ларченко (Челябинск, 8 класс; 20,5).
Надеемся, что теперь-то рассказ о первой нашей криптограмме прочитан, поэтому ограничимся конкретными ответами и некоторыми особенностями нынешней задачи.
Прежде всего - "литературная часть".
Все отвечавшие в этот раз разделили текст на четыре части и, по-видимому, не встретили особых затруднений в поисках "первоисточников". Рассказ В. Колупаева "Газетный киоск" (цитата перед криптограммой и после нее, кончая словами: "...написано удивление") назвали 3 школьника и 32 взрослых; многие заверяют, что завтрашняя Катина газета вспоминается мгновенно. Следующий отрывок (вплоть до "...неведомой грамоты") 20 человек, в том числе 4 школьника, нашли в рассказе А. Беляева "Амба". Дальнейший текст перед конкретными вопросами участники, 19 школьников и 44 взрослых, легко обнаружили в "Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда". Р. Стивенсона. Наконец четвертый отрывок (весь текст после вопросов) 3 школьника и 23 взрослых отыскали у М. Пухова в рассказе, имеющем два названия: "Звездный дождь" и "Точки для прямой" (в зачет шло любое из них).
- Прежде всего, - сказал дядюшка, - надо выяснить язык "шифра". Это не должно представлять затруднений.
Ж. Верн. Путешествие к центру Земли
Для многих это действительно было несложно: они быстро поняли, что ответы на вопросы 1-8 должны быть цифрами или числами (хотя кое-кто и счел почему-то невозможным появление одинаковых цифр в разных вопросах). Самыми легкими оказались 1-й и 4-й, а самым сложным - 8-й (это нас, признаться, очень удивило). Итак...
1. Планета Цельсий-5 (Р. Шекли. Обмен разумов) была достигнута без приключений: на вопрос в той или иной мере ответили 19 школьников и 58 взрослых.
2. Определить объединяющую произведения тему несложно: контакт человека и некой Разумной Жидкости (причем "объем" ее заметно убывает: Океан у Лема, Море у Гуляковского, лишь Озеро у Г. Темкина). Труднее оказалось выбрать нужное произведение. Забыв о поисках "ключа" (или не поняв задачи), 16 взрослых и 6 школьников предложили "Кораллы Кайобланко", по два участника из обеих групп назвали "Шестой трофей" (а здесь "не та" цифра), двое взрослых просто указали нужное число. Правильно ответили, назвав "Двадцать шестой сезон", 52 человека (16 школьников).
3. Эту цифру, вообще-то, можно было вывести логическим путем (что и сделали 12 человек) - и получить часть баллов. Однако довольно многие из 33 взрослых и 10 школьников не только назвали рассказ А. Азимова "Улики" из цикла "Я, робот", но и привели ответ в виде цитаты: "Она медленно и отчетливо прочла на память, слово в слово, знаменитые Законы, напечатанные крупным шрифтом на первой странице Руководства по роботехнике..." (в новейших переводах - "по робототехнике").
4. Небольшой рассказ К. Кэппа "Посол на Проклятую" запоминается неординарностью способа контакта с инопланетным разумом: послом был аккредитован... сын капитана-администратора. "Возраст... двадцать семь дней или что-то в этом роде. Он уже становится староват для этой работы..." Из отвечавших 7 назвали только число, 5 - название рассказа или его автора. 68 человек (взрослых - 48) дали полные ответы.
5. Вопрос о количестве писателей оказался самым коварным. Хотя и есть в письмах версия о том, что все это имена героев НФ, основная путаница возникла из-за разночтений в биографиях, помещенных в различных сборниках, старых и новых. А истина (известная 29 взрослым и 4 школьникам) состоит в том, что приведенные фамилии - псевдонимы двух писателей: американских супругов-соавторов Кэтрин Мур и Генри Каттнера.
6. Отыскать центральный кратер темпор-объекта достаточно просто, и 57 человек (15 школьников) легко выяснили, что его номер - 666. Кстати, одна из глав второй книги романа С. Павлова "Лунная радуга" так и называется: "Кратер № 666".
7. Произведение и автора (К. Саймак. Театр теней) нашли 62 человека, но лишь 12 школьников и 44 взрослых привели и число. "Их было девять - девять человек и девять персонажей"...
8. На этот легкий, в общем-то, вопрос полностью смогли ответить только 14 участников викторины (из школьников-1). По 3 человека из каждой группы назвали нужное число, 8 - "только "Голубятню на желтой поляне" В. Крапивина; верно получив цифру 5, без долгих раздумий 10 читателей назвали у В. Шефнера "Человека с пятью "не". Но дело-то не просто в цифре, а в ситуациях, которые она объединяет. Поэтому верный ответ - "Лачуга должника". Сравните: "Притворяешься, что не знаешь, что пять - недоброе число. Разве можно садиться впятером за один стол или под один парус?! Наверняка жди беды" (В. Шефнер). И у В. Крапивина: "Всем на свете людям известно, что пять - это всегда не к добру. Во всех случаях жизни".
- Очень интересно, как вы будете действовать дальше, - заметила Анна. - Я пока не понимаю".
Ю. Долгушин Генератор Чудес
А дальше - чисто техническая работа, которую почему-то сумели выполнить лишь немногие. В отличие от прошлого года, все было даже проще: ответ на все вопросы давали 8 чисел (или 12 цифр), которые пишутся под буквами зашифрованного текста. Затем проделывается несложная операция: от каждой конкретной буквы нужно отступить назад по алфавиту в соответствии с цифрой, стоящей под нею (следует иметь в виду, что при печатании книг буква "ё" обычно не используется, и ее надо пропускать при подсчетах). С этой работой успешно справились лишь 14 человек, и только половина из них (в том числе 1 школьник) определила происхождение отрывка.
А зашифровано было вот что: "Хэдфилд отозван. Нам только что сообщили, что отдел межпланетных исследований обязал главного управляющего вернуться на Землю "Аресом", который вскоре покидает Деймос. Объяснений нет". Объяснение можно найти в "Песках Марса" А. Кларка - вряд ли вопрос труднее тех, что обычны в варианте "А".
Особенностью криптограммы этого года было то, что ответом на некоторые вопросы (2, 4, 6) являлись не цифры, а числа. Это осложняло работу, если разгаданы были не все задачи, но все же не делало ее безнадежной, хотя при полном отсутствии каких-либо "зацепок" попытки применить здесь частотный анализ неэффективны (в отличие от шифров, в криптограммах буквы алфавита не имеют какого-то определенного знака, а приобретают разные - в соответствии с "ключом"). Кстати, хотелось бы заметить, что неоднозначность ответов (вопросы 2, 5, 8) является не ошибкой, а частью задачи: верное решение выбирается "путем от противного", становится ясным при расшифровке текста.
Вот и все о туре 1-Б. Осталось только извиниться за досадную опечатку в радиограмме ("б" вместо "а" в слове "межпланетный"). Поскольку в этом году количество сторонников задач подобного типа увеличилось, мы и в следующей викторине один из вариантов предложим в виде криптограммы; но будем рады воспользоваться и другими интересными идеями, если таковые к нам поступят.
Тур III
Все это, вместе взятое, составляло крайне интересную проблему, над которой можно долго и плодотворно размышлять. При наличии достаточного времени, скажем, нескольких недель...
Р. Шекли. Варианты выбора
Время, время... Если в первых турах оно упоминается как бы между прочим, то рассуждения о его нехватке мы иногда обнаруживаем вместо третьего тура. Тем не менее, пусть в разной степени плодотворно, 33 школьника и 90 взрослых поразмышляли над проблемами, предложенными в 1-й части тура, а 76 человек (среди них 18 школьников) попытались сформулировать и раскрыть поисковые темы в развитие вопросов тура 1-А.
На конкретные цитаты 1-й части, задающие направление поисков, ответить смогли не все. Больше всего повезло профессору Куигли: повесть Р. Янга "У начала времен" назвали 14 школьников и 41 взрослый (еще 14 человек разрабатывали тему анахронизмов в НФ, так и не обнаружив источник цитаты). Тема эмоциональности роботов заинтересовала 38 участников викторины, хотя только 9 взрослых нашли произведения, из которых взяты отрывки: первый тезис выдвинул П. Энтони ("Не кто иной, как я..."), а второй - К. Саймак ("На Землю за вдохновением"); к слову сказать, эти два рассказа помещены рядышком а сборнике "Шутник". Что же касается темы выборов в НФ, источник цитаты - роман Е. Замятина "Мы" - узнали 3 школьника и 22 взрослых (из 30 отвечавших на этот вопрос).
- Вот я и спрашиваю: зачем вам узнавать то, что не имеет смысла! Что вы будете с этим делать! Вы все узнаете и узнаете, и ничего не делаете с тем, что узнаете.
А. и Б. Стругацкие. Жук в муравейнике
Теперь о рефератах (тур III-2). Приятно, что в этой викторине вопросы тура 1-А оказались почти все достаточно перспективными: на основе 21 из 26 велась поисковая работа. В результате мы стали обладателями довольно полной "драконо- " и "ведь-мографии" (25 рефератов), неплохо осведомлены о "встречаемости знаменитых людей в НФ" (в развитие 6 и 9 вопросов вели работу 7 человек), а также многое узнали о марсианах, о способах передвижения в космосе, о фантастическом оружии, туннелях, "Буране", ритмической гимнастике и женщинах в космосе, освоении Меркурия и Деревьях Жизни...
К сожалению, не все поняли, в чем состоит это задание: придумывая, например, какой-либо конкретный вопрос и отвечая так же конкретно, иные из читателей удивляются простоте и скучности задания. Ограниченность "жизненного пространства" не позволяет нам печатать все достойные того исследования участников викторины, но все-таки удается в течение года показать читателям несколько интересных работ. Надеемся, они помогут и остальным сориентироваться, что представляет из себя тур III-2.
А мы благодарим тех, кто, настаивая на расширении исследовательской части викторины, одновременно понимает наши трудности и в связи с ними высказывает мнение, близкое - если не идентичное - тому, что написал А. Тильман (Калининград Московской обл.): "Ничего, если в журнале не хватает места для рефератов и исследований. Пусть они поступают в редакцию, а в дальнейшем, дай-то бог, появится у советских фэнов свой собственный журнал... Вот тогда и пригодится это "литературное наследие"..."
|