В. Бугров, О. Князева
ФАНТАСТИКА ПОД МИКРОСКОПОМ
Обзор ответов на викторину-89
|
ЮМОР, КОНКУРСЫ |
© В. Бугров, О. Князева, 1989
Уральский следопыт.- 1989.- 12.- С. 43-48.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Итак, 14-я наша викторина...
Ее статистика не в нашу пользу. Участники викторины с восторгом приняли новшества, количество же отвечавших (в прошлом году их было 346 человек) пошло на убыль. Притом очень резко. На тур 1-А отвечали нынче 130 человек, 115-на тур 1-Б. (Добавим в скобках, что женщин среди участников викторины-89 около 9 %, а школьников и учащихся ПТУ - около 38%).
Нас, впрочем, почти не удивил этот спад. Дело тут вовсе не в сложности самой викторины.
Сложное, насыщенное событиями время переживает наша страна, а с нею - все, кого волнуют ее судьбы, в том числе, разумеется, и любители НФ. Нам и самим-то все труднее отказываться от ежедневного просмотра газет и теленовостей, от чтения все увеличивающегося минимума периодики, не имеющей к НФ никакого видимого отношения; оттого мы прекрасно понимаем и ничуть не в обиде на наших читателей, на избыток свободного времени не жаловавшихся и прежде. Однако сами от викторин покамест все-таки не отказываемся - тем более, что к этому в самой категорической форме призывают нас и читатели. В том числе и те, кто внешне в ней не участвуют.
Подобрать эпиграфы к обзору на этот раз нам помогли М. Захаров (д. Заречье Тульской обл.), К. Киреев (Куйбышев), В. Колядин (Рязань), Н. Ломоносова (Краматорск), К. Максимов (Киров), Р. Масленников (Кострома), В. Подымов (Липецк), В. Полуэктов (Ленинск КазССР), В. Почиталин (Орск), О. Федоркин (Мытищи), Н. Шахова (Благовещенск), А. Яковлев (Ульяновск).
- С прискорбием вынужден признать, что не читал этих книг, - произнес Морган, усвоив предложенную информацию. - Если бы читал, то, надо думать, многое далось бы мне легче.
Вопросы этого тура наиболее традиционны для наших викторин. В последние годы мы начали использовать их в качестве стартовой площадки для разнообразных рефератов, это должно было повториться и в нынешней викторине - но, к сожалению, не повторилось. А в результате тур неизбежно был сведен к разнонаправленным скучноватым раскопкам курганов НФ в поисках единственно верных однозначных ответов. Что ж, извлечем урок на будущее...
1-А. "ОБЛАЧИВШИСЬ, Я ВСТАЛ ПЕРЕД БОЛЬШИМ ЗЕРКАЛОМ. ЗРЕЛИЩЕ БЫЛО СТРАШНОВАТОЕ. НО Я ОСТАЛСЯ ДОВОЛЕН. ХВОСТ ТЯНУЛ МОЕ ТУЛОВИЩЕ НАЗАД И КНИЗУ, ОТЧЕГО ПОХОДКА У МЕНЯ СТАЛА УТИНОЙ, ВПЕРЕВАЛКУ, НО ЭТО ТОЛЬКО УСИЛИВАЛО СХОДСТВО С ЯЩЕРОМ". ОТКУДА ВЗЯТ ОТРЫВОК?
Заметим вскользь: возможно, Г. Гор и прав - но не упустил ли он из виду точку зрения самого ящера? Заметим также, что, быть может, эпиграфом здесь лучше смотрелась бы цитата из рассказа "Исключение из правил" Д. Биленкина: "Мимоходом он посмотрел на себя в зеркало. Оттуда на него глянула чудовищная маска. Монстр, да и только..." - не дублируй она столь разительно ситуацию, намеченную вопросом.
Вопрос же оказался самым легким в туре: для 61 участника викторины не составило тайны, что в нем использован рассказ Г. Гаррисона "Ремонтник" (в другом переводе - "Мастер на все руки").
1-Б. "ВОЗМОЖНО, ВЫ ЕЩЕ ПОМНИТЕ, КАК БЫЛ УДИВЛЕН МИР, КОГДА ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА МАРС ОБНАРУЖИЛА СЛЕДЫ НЕ ОДНОЙ, А ДВУХ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ". ИЗ КАКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭТА ЦИТАТА?
- Для нас это пока тайна. Теоретики разработали любопытную гипотезу, но проверить ее оказались не в силах.
"У Вейнбаума в рассказе "Марсианская одиссея" было найдено на Марсе две цивилизации, - пишет 7-классник Сергей Крамич (п/о Коребы Могилевской обл.). - Но там не было этих слов. Что-то староватое и не наше". Верно, не наше. Однако не столь уж и старенькое. Цитата в вопросе взята из рассказа А. Кларка "Юпитер Пять" - публиковался он неоднократно, но узнали его лишь 7 участников викторины.
2-А. "- КОШМАР! НА ЧТО МНЕ СДАЛСЯ СЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК? МНЕ И В ДВАДЦАТОМ БЫЛО НЕПЛОХО. А ЗДЕСЬ МЫ БУДЕМ ИМЕТЬ МАССУ НЕПРИЯТНОСТЕЙ. ЭТО Я ВАМ ТОЧНО ГОВОРЮ..." ЧЬИ ЭТО СЛОВА И ОТКУДА ВЗЯТЫ?
- Вот здорово! - удивилась она. - Здесь снимается" исторический кинофильм.
- Нет, - спокойно ответил Клим. - Это не кино.
- А что это?
- Это... это, по-моему, семнадцатый век.
М. Михеев. Год тысяча шестьсот...
В отличие от героев повести М. Михеева, боцман Птуха (чьи слова приведены в этом, как выяснилось, самом каверзном вопросе тура) и его товарищи блуждают все-таки не во времени, а в пространстве. Происходит это в романе М. Зуева-Ордынца "Сказание о граде Ново-Китеже". А дознались до этого лишь 3 участника викторины, в том числе - Г. Лукин (с. Семеновка Целиноградской обл.), автор вопроса. Вот вам, кстати, и ответ на другой вопрос, который часто всплывает в ваших письмах: нельзя ли как-нибудь поощрять тех, чьи задания используются в викторинах? А это разве не поощрение - возможность отвечать на свой собственный вопрос?
2-Б. "ЕДИНСТВЕННОЕ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ВРЕМЕНЕМ И ЛЮБЫМ ИЗ ТРЕХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО НАШЕ СОЗНАНИЕ ДВИЖЕТСЯ ПО НЕМУ". ИЗ КАКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭТА ЦИТАТА?
- И все это из-за Эйнштейна, - шутливо вздохнул профессор Иванов. - До самого начала нашего века со временем все было просто.
Я. Бялецкий. Абсолютное время
Если по большому счету, так ли уж и прав профессор Иванов? Ведь цитата в вопросе взята из романа Г. Уэллса "Машина времени", вышедшего еще в 1895 году... Роман этот популярен и сегодня - не случайно указали на него 60 наших читателей. Кстати, кое-кто из них подсказывает нам, что в качестве эпиграфа к одной из глав цитата из Уэллса использована А. и Б. Стругацкими в повести "Понедельник начинается в субботу"...
3-А. "БЛАСТЕРЫ - ЭТО ЛУЧИ ПОЛНОГО УНИЧТОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ УСТРАНЯЮТ С ПУТИ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ НЕПОКОРНЫЕ МЕТЕОРИТЫ, КОГДА С ТЕМИ НЕ СПРАВЛЯЮТСЯ ОТРАЖАТЕЛИ. СОЗДАВАЛИ ИХ НЕ ДЛЯ ВОЕННЫХ ЦЕЛЕЙ, НО ОНИ ВПОЛНЕ МОГЛИ СЛУЖИТЬ ОРУЖИЕМ". ГДЕ МОЖНО НАЙТИ ЭТО ОПИСАНИЕ?
- Излучатель? Собственно, в первую очередь это инструмент.
М. Пухов. Человек с пустой кобурой
Увы, история рода человеческого показывает: все, что могло служить оружием, в конце концов им становилось, и судьба бластеров - не исключение: ныне это - едва ли не самое популярное оружие уже и в советской фантастике... Цитата же, как свидетельствуют 35 участников викторины, взята из известного рассказа М. Лейнстера "Первый контакт" (с ним в свое время полемизировал И. Ефремов в повести "Сердце Змеи").
"Судя по тому, как автор подробно объясняет, для чего они, собственно, нужны, эти самые бластеры, - размышляет Н. Булатова (Тамбов), - можно предположить, что он же их впервые и придумал..."
Вопрос к эрудитам: так ли это?
3-Б. "ФОКУСНИК ЩЕЛКНУЛ ПАЛЬЦАМИ, ДОСТАЛ ИЗ ВОЗДУХА ЧЕРНУЮ КОРОБОЧКУ, РАЗДЕЛИЛ ЕЕ НА ДВЕ ЧАСТИ И РАЗВЕЛ ИХ ВО ВЕСЬ РАЗМАХ. РАДУГА ПОВИСЛА НАД КОРЗИНОЙ, И В ВОЗДУХЕ ЗАПАХЛО СВЕЖЕСТЬЮ, МЕЛКИЕ КАПЛИ ПРОХЛАДНОГО ДОЖДИКА УВЛАЖНИЛИ ВИНОГРАД". ИЗ КАКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭТА СЦЕНА?
И читатели наши - тоже знают. Правда, все-таки далеко не все: рассказ С. Другаля "Экзамен" узнали 22 участника викторины.
4-А. "ПОМНЮ, В ОДНОЙ СТАРОЙ КНИГЕ БЫЛА СМЕШНАЯ ИСТОРИЯ О ГОЛОМ ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ НЕНАРОКОМ ЗАХЛОПНУЛ ЗА СОБОЙ ДВЕРЬ..." О КАКОЙ "СТАРОЙ КНИГЕ" РЕЧЬ - И В КАКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ?
"Двенадцать стульев" И. Ильфа и Е. Петрова весьма популярны в НФ: об этой "старой книге" - по свидетельству В. Колядина (Рязань)- вспоминаешь, когда читаешь, к примеру, "Анюту" Л. Агеева, "О, марсиане!" Г. Шаха, "Алгоритм успеха" В. Савченко...
"Старую книгу" опознали 53 наших читателя. Источник же цитаты - рассказ Д. Биленкина "Гениальный дом" - определили лишь четверо. В том числе-10-классник из Калуги В. Черников.
4-Б. "- КАК ТЕБЕ НРАВИТСЯ МОЯ ОБНОВКА? - СМЕЯЛСЯ СОКРАТ. - Я ТРУДИЛСЯ НАД НЕЙ ВСЮ НОЧЬ. И ЗДОРОВО ПРОГОЛОДАЛСЯ". ИЗВЕСТЕН ЛИ ВАМ ДАННЫЙ СОКРАТ?
- И кто только придумывает всем этим агрегатам такие названия! - буркнул Андрей. - Тоже мне, "ЭРАЗМ"!
В. Шефнер. Девушка у обрыва
"Лобастый афинский мудрец Сократ довольно часто появляется в фантастике, - пишет В. Молчанов (Пермь). - Его имя присваивают, как правило, положительным персонажам - библиотекарю (Р. Брэдбери. Лучезарный Феникс), старому ученому Саянову (А. Дмитрук. Дорога к источнику), философу-астроному (В. Бережной. Эфемерида любви). Есть и кот Сократ (А. Шалимов. Гость), и Сократ-робот (А. Громова. Поединок с собой), и СОКРАТ-компьютер - в рассказе О. Неффа "Лентяй", из него и приведен отрывок в задании. А в повести М. Маркова "Ошибка физиолога Ню" на целой странице идет спор - кто красивее:
Сократ или Аполлон? И решено - Сократ!"
К столь исчерпывающему ответу нам осталось только добавить, что рассказ О. Неффа назвали 43 участника викторины. И что имя компьютера являет собой аббревиатуру (отсюда - прописные буквы) его характеристики: СуперОрганический Кибернетический Регенерационный Анэлектрический Тахионный.
5-А. "- СКОЛЬКО ВАМ СЕЙЧАС?
- СКОЛЬКО СЕЙЧАС? - ОН ПОДНЯЛ ГОЛОВУ И УПЕРСЯ ВЗГЛЯДОМ В НИЗКИЙ ПОТОЛОК. - КОГДА НАЧАЛАСЬ ЭТА ЗАВАРУХА, БЫЛО ПЯТЬДЕСЯТ. С ТЕХ ПОР ПРОШЛО ДВАДЦАТЬ ЛЕТ, ЗНАЧИТ ПРИМЕРНО ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ ИЛИ ШЕСТЬДЕСЯТ СЕМЬ". ОТКУДА ЭТОТ ДИАЛОГ?
Нет, граждане, время - это вам не пространство.
Воистину так: много чего приключается со временем в фантастике! Впрочем, и с пространством - если подумать - тоже.
Героя, для которого двадцать лет "сжались" до шестнадцати или семнадцати, 7 наших читателей отыскали в рассказе С. Гансовского "Кристалл".
5-Б. "ПО ПЕСКУ ИДТИ БЫЛО ТРУДНО. ПОЧЕМУ ЭТО В КОСМОСЕ ТАК МНОГО ПЛАНЕТ, НА КОТОРЫХ НЕТ НИЧЕГО, КРОМЕ ПЕСКА?" ГДЕ ПРИВЕДЕНО СТОЛЬ МЕТКОЕ ЗАМЕЧАНИЕ?
Почти все цивилизации при моделировании миров проходят через этап вот таких песчаных планет. Тут какая-то закономерность. Или люди думают, что проще песка уже нет ничего на свете?
В. Колупаев. Седьмая модель
Типичная ситуация "яйца или курицы": обилие песчаных планет в фантастике рождает соображения, подобные приведенным выше, - или же это и впрямь убежденность фантастов в конечной простоте песка ведет к моделированию все новых "Песчанок"?
По поводу же вопроса викторины процитируем детективно настроенного 10-классника Алексея Горобца (Находка Приморского края):
"На этот вопрос не ответить грех. Можно исходить даже из дедуктивного метода. Какого цвета песок? Оранжевого. Следовательно, как будут называться планеты, с учетом того, что у них нет возвышенностей и впадин? Шаром, оранжевым шаром. Осталось только найти автора. Но это еще легче. Открываем "Юный техник" за 1986 г., № 11 и видим: "Оранжевый шар" А. Константинова".
Так или иначе, но правильно на этот вопрос ответили 45 читателей.
6-А. "КСИЛЛЫ, КАК ПРАВИЛО, СТРОЯТ ПО ОДНОМУ ОБРАЗЦУ. ОНИ ИМЕЮТ ФОРМУ ДИСКА, ДИАМЕТР ИХ КОЛЕБЛЕТСЯ ОТ 15 ДО 150 МЕТРОВ, А ТОЛЩИНА В СЕРЕДИНЕ - ОТ 2 ДО 18 МЕТРОВ". ИЗ КАКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭТА ЦИТАТА?
По-настоящему изучить ксилл я смог лишь после того, как нашел крупные пласты. Впрочем, все о ксилле, конечно же, узнать еще предстоит.
Похоже, действительно - предстоит. Ибо вот вам - еще одна версия, о которой нет-нет да и вспоминали отвечающие: "Сутки спустя Биранделли обнаружил у себя в постели ксилла - крохотного, похожего на репей зверька, с такими же, только ядовитыми колючками"... Но не будем интриговать: зверек обитает в рассказе Д. Биленкина "Тихий звон колокольчика".
А ксилл как средство передвижения 24 участника викторины нашли в романе Ф. Карсака "Пришельцы ниоткуда".
6-Б. "ТРИСТА ЛЕТ НАЗАД ГРУППА БЕЖАВШИХ С ЗЕМЛИ АВАНТЮРИСТОВ... УЧРЕДИЛА НА НЕПТУНЕ СВОЮ КОЛОНИЮ..." ГДЕ ПРИВЕДЕНА ЭТА ВЕРСИЯ НАЧАЛА КОЛОНИЗАЦИИ ПЛАНЕТЫ НЕПТУН?
- Ох, уж мне эти космические истории! - вздохнул он, садясь в лифт.
Историю, приведенную нами, 20 участников викторины отыскали в рассказе С. Снегова "Эксперимент профессора Брантинга".
Ни иронии, ни тем более издевательства - ни-ни!.. Тем более, что никакого отношения к шахматам "метод Каспаро-Карпова" не имеет, ибо означает систему жесткого кодирования на кристаллическую квазибиомассу. Да и появился оный метод - когда нынешнего, во всяком случае, владельца шахматной короны уж точно не было еще и на свете. Ведь "заехали"-то мы в хрестоматийную повесть А. и Б. Стругацких "Полдень, XXII век (Возвращение)" - в ее главы "Загадка задней ноги" и "Свечи перед пультом", до выхода книги печатавшиеся в виде отдельных рассказов еще в 1961 году.
Вот о развитей интуиции Стругацких, безмерной их чуткости к будущим событиям - да, об этом очень даже всерьез (и не без эмоций) рассуждают отдельные наши читатели из числа тех 27-ми, которых, похоже, не очень и удивил наш вопрос.
В одном из писем читаем: "Ну, насколько мне известно, Синити Комацу - японский писатель-фантаст, значит и проживать он, вроде бы, должен в Японии! Но... вопрос, вероятно, с подвохом, и поэтому нет уверенности, что где-нибудь в созданной писателями Вселенной не живет еще один человек с таким же именем - возле Альфы Центавра или в созвездии Кассиопеи..."
Значительно ближе! "Крупнейший специалист по истории роботики" (увы: вовсе не писатель-фантаст) проживает в Антарктидбурге - со ссылкой на повесть "Остров ржавого лейтенанта" К. Булычева нам сообщили об этом 12 читателей. Кстати... Надеемся, вы заметили ошибку в процитированном нами письме? Ибо, конечно же, знаете, что Синити Хоси и Саке Комацу - это два разных писателя.
Ко всему этому присовокупим вслед за В. Молчановым, что в повести В. Бережного "Космический Гольфстрим" проживает еще и Саке Мацу. Тоже не писатель, а космонавт.
8-А. "ПОЧЕМУ ОН ПЕРЕДАЕТ МУЗЫКУ? - СПРОСИЛ МЕНЯ НАЧГРУППЫ ЗАПЧАСТЕЙ. "А ТЫ УВЕРЕН, ЧТО ЭТО ТОЛЬКО МУЗЫКА?" - СКАЗАЛ Я ЕМУ". ОТКУДА ВЗЯТ ЭТОТ ДИАЛОГ?
- Музыка, - ответил он. - В большинстве это музыка, и ее можно понять...
М. Грешное. О чем говорят тюльпаны
Лишь 8 читателей (среди них - 8-классница Наташа Чернышева из поселка Купянск-Узповая Харьковской обл.) определили точное местонахождение нашего диалога - рассказ В. Григорьева "Сервис Максимум" - такая программа". Кое-кто из отвечавших называл рассказ Б. Лукина "Загадка острова Мельпомены", где налицо похожие фразы. А 6 участников викторины (в том числе 7-классник Сергей Соболев из Липецка), не обязательно приводя точный ответ, прямо увязали наш вопрос с конкурсами по рисунку, которые в середине 60-х годов проводил журнал "Техника-молодежи". На иллюстрации, открывшей первый из этих конкурсов, была подпись в виде диалога ("Почему они передают музыку?" - "А ты уверен, что это только музыка?"). Журнал опубликовал тогда только рассказ Б. Лукина. Ну, а среди соискателей - поступивших на конкурс 500 работ - был, очевидно, и рассказ В. Григорьева.
8-Б "ПРОФЕССОР ПЕТРОВ ВЫСКАЗАЛ СВОИ СОМНЕНИЯ НАСЧЕТ ЭЛЬБЕРФЕЛЬДСКИХ ЛОШАДЕЙ, КОТОРЫЕ ЯКОБЫ УМЕЛИ НЕ ТОЛЬКО СЧИТАТЬ, НО ДАЖЕ ВОЗВОДИТЬ В СТЕПЕНЬ И ИЗВЛЕКАТЬ КОРНИ; ВЕДЬ ДАЖЕ СРЕДНИЙ ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕ УМЕЕТ ИЗВЛЕКАТЬ КОРНИ, ЗАМЕТИЛ УЧЕНЫЙ". ГДЕ ПРИВЕДЕНЫ СТОЛЬ РЕЗОННЫЕ СООБРАЖЕНИЯ?
Если бы лошадь научили играть на рояле, она от этого не стала бы человеком. Она так и осталась бы лошадью.
Веркор. Люди или животные?
Только из-за нехватки места удерживаемся мы от экспрессивного эссе (с непременным упоминанием и благородных гуингнгнмов Д. Свифта, и бестолковых псевдохомо П. Буля), на которое прямехонько выводят и эпиграф из Веркора, и "профессор Петров", которого в романе К. Чапека "Война с саламандрами" отыскали лишь 7 участников викторины."
9-А. "Я ОТПРАВИЛСЯ В ЕЕ КОМНАТУ И ПОСМОТРЕЛ ВДОЛЬ ЦАРАПИНЫ, КОТОРУЮ ПРОВЕЛ НА ПОДОКОННИКЕ... И Я УВИДЕЛ... НА БАШНЕ РАЗВЕВАЛИСЬ ДВА ФЛАГА, БУДЬ ТАМ ОДИН ФЛАГ, ЭТО МОГЛО ОКАЗАТЬСЯ ПРОСТОЙ СЛУЧАЙНОСТЬЮ, НО ДВА ЯВНО ОЗНАЧАЛИ СИГНАЛ..." КОМУ И В КАКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ЭТОТ СИГНАЛ ПРЕДНАЗНАЧАЛСЯ?
Будучи дневным эквивалентом прожекторного луча, этот сигнал адресован зрячим в романе Д. Уиндэма "День триффидов" - в разной степени полно сообщили нам о том 23 читателя.
9-Б. "- НЕТ, НО У МЕНЯ ВОЗНИКАЮТ СОМНЕНИЯ. ПОЧЕМУ У ОДНИХ ЖИВОТНЫХ ВОСЕМЬ НОГ, У ДРУГИХ - ШЕСТЬ, А ТРЕТЬИ ОБХОДЯТСЯ ЧЕТЫРЬМЯ?" ГДЕ ПРОЗВУЧАЛА ЭТА МУДРАЯ РЕПЛИКА?
- Я просил бы вас растолковать мне, что к чему. Признаться, подняв этот чертов вопрос, вы заставили меня поволноваться...
Пожалуй, лишь заглянув - подобно 48 участникам викторины - в рассказ Р. Сильверберга "Звероловы", можно в полной мере понять неоцененную экипажем звездолета истинную мудрость реплики капитана Гаса...
10-А, Б. ИЗ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЗЯТЫ СЛЕДУЮЩИЕ ФРАЗЫ...
Приятно для разнообразия убедиться в том, что люди еще способны запомнить существенные детали.
Не повторяя самих фраз (способных занять добрую треть журнальной колонки), перечислим произведения, из которых они взяты. Вариант "А"; а) "Дом в тысячу этажей" Я. Вэйсса (правильно указал 51 читатель); б) "Аэлита" А. Толстого (30); в) "Прогулка" Р. Шекли (10); г) "Лилит" Л. Обуховой (13). Вариант "Б": а) "На перекрестках времени" Е. Войскунского и И. Лукодьянова (8); б) "Мир Алисы" С. Люндваля (16); в) "Лунная бомба" А. Платонова (8); г) "Завтра утром за чаем" С. Вольфа (12).
- Можно бы и догадаться, - произнес банкир сокрушенным тоном, - что все это описано в одном из технических приложений, куда я не удосужился заглянуть...
Увы, в том-то и дело, что почти нет их у нас, этих "технических приложений": критических, литературоведческих, в особенности же - библиографических работ по фантастике! Потому-то в рамках викторины и предложили мы любителям библиографических изысканий (а таковых среди наших читателей - немало, мы лишний раз с удовольствием убедились в этом!) задание вполне серьезное: исследовать творчество известного советского писателя-фантаста Дмитрия Александровича Биленкина (1933-1987).
Исследовать по двум направлениям: А) художественные произведения писателя (НФ повести и рассказы, опубликованные в авторских и коллективных сборниках, в журналах и газетах); Б) его выступления по проблемам фантастики (статьи, беседы и интервью, заметки, рецензии на НФ книги).
Варианты, как и предполагалось, оказались неравноценными.
Вариант "А" выбрал 141 наш читатель. Общими усилиями отвечавшие зарегистрировали 161 название; сюда вошли и те семь, под которыми издавались произведения П. Багряка. Автора, как многим известно, реально не существовавшего: то был псевдоним писательского содружества, в которое входил и Д. А. Биленкин.
В варианте "Б" (его разрабатывали 20 человек) подлежащих учету позиций оказалось примерно втрое меньше. Естественно, каждую из них при начислении очков нам пришлось оценить в 0,3 балла - втрое выше, чем в варианте "А".
"Зря вы не обговорили принцип построения библиографии", - посетовал Л. Абдулин, предвидя наши осложнения и с оценкой, и с использованием (сведением в единое целое) собранных материалов.
Что ж, предложи мы какое-либо единообразное (алфавитное или хронологическое) построение материала - с обработкой и прежде всего оценкой было бы действительно проще. Однако об упущении этом не жалеем, поскольку имеем теперь основательный задел для того, чтобы достаточно быстро подготовить библиографический указатель любого типа.
Сознательно - чтобы не отпугнуть тех, кто библиографией никогда прежде не занимался (и прежде всего - школьников, хотя и среди них обнаружились едва ли не самые настоящие "профи"!) - не потребовали мы полного описания каждого произведения, указания всех - по возможности - его публикаций. Рассчитывали, что уж матерые-то фэны непременно не подведут и с лихвой снабдят нас необходимой информацией - и, в общем, не ошиблись.
Единственное, пожалуй, о чем жалеем - не догадались в варианте "Б" к выступлениям самого писателя присовокупить и статьи о нем, отзывы о его произведениях. Опасались слишком большой нагрузки на участников викторины, оказался же явный недобор: читатели словно бы не заметили акцента на местных публикациях, мы получили сведений о них едва ли не меньше, чем имеем в собственной картотеке. Урок на будущее!
А в общем-то, вполне довольны мы и этим первым коллективным нашим библиографическим "блином"...
КРУИЗ "ЗЕМЛЯ - ЗЕМЛЯ" ПО СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ. КАКОЕ МАКСИМАЛЬНОЕ ЧИСЛО ПЛАНЕТ, ИХ СПУТНИКОВ, АСТЕРОИДОВ И КОМЕТ ВЫ СУМЕЕТЕ ПОСЕТИТЬ В КОМПАНИИ С ГЕРОЯМИ НФ? ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ЗЕМЛЮ СЧИТАЕТСЯ КОНЦОМ КРУИЗА; ДРУГИЕ НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА МОЖНО ПОСЕЩАТЬ НЕОДНОКРАТНО. НО КАЖДОЕ ИЗ НИХ (А ТАКЖЕ И ЛЮБОЕ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ!) ИДЕТ В ЗАЧЕТ ЛИШЬ ОДНАЖДЫ.
Да, немало зигзагов поначертили в своих ответах те 27 участников викторины, что выбрали этот вариант! Многие при этом откровенно третировали предложенные нами ограничения и, к примеру, весьма вольготно путешествовали в поясе астероидов с персонажами одного и того же произведения... Из крайне малого числа законченных и притом корректных, отвечающих обусловленным требованиям маршрутов выделим два: 9 объектов Солнечной системы "посетил" В. Юрьев (Энгельс Саратовской обл.) и... 16 - шестнадцать!! - А. Песков (с. Сюкеево ТатАССР).
Приводим эту самую длинную цепочку; поясним, что названия новых для путешественника и, значит, идущих в зачет космических объектов выделены шрифтом, а в скобках поименованы: спутник по полету, автор, произведение. Итак... Космический круиз:
Земля - Европа (водолаз; М. Пухов. Звездный лидер); Европа-Ио (Акимов; С. Сухинов. Возвращение к звездам); Ио - Марс (рассказчик; П. Курков. Короткий свет луча земного...); Марс - Фобос (Грегг; П. Андерсон. Сокровища марсианской короны); Фобос - Фаэтон (фаэты; А. Казанцев. Фаэты); Фаэтон - Венера (фаэтонцы; Г. Мартынов. Сестра Земли); Венера - кольца Сатурна (м-р Килиманджаро; А. Донев. Алмазный дым); кольца Сатурна - Марс (Быков; А. и Б. Стругацкие. Стажеры); Марс - Луна (Алиса; К. Булычев. Девочка с Земли); Луна - Юпитер (Цянь; Г. Гуревич. Функция Шорина); Юпитер-Ганимед (роботы XX; А. Азимов. Нечаянная победа); Ганимед - Каллисто (Уайтфилд; А. Азимов. Коварная Каллисто); Каллисто - Титан (Нортон; С. Павлов. Лунная радуга); Титан - Япет (Тобольский; С. Павлов. Мягкие зеркала); Япет - Марс (Боумен; А. Кларк. Космическая одиссея 2001 года); Марс - пояс астероидов (Пахарь; В. Пирожников. На пажитях небесных); пояс астероидов - Меркурий (Пауэлл; А. Азимов. Я, робот); Меркурий - Солнце (огненные вихри; Э. Гамильтон. Дети Солнца); Солнце-Земля (Икар; Г. Альтов. Икар и Дедал).
Мы уверены: посмотрев на эту цепочку, каждый участник нашего космического круиза сумеет сам разобраться в просчетах собственного маршрута. А поскольку каждый идущий в зачет небесный объект после сопоставления с туром 11-А оценен нами в 1,0 балла - всякий, чья цепочка корректна, может сам оценить собственные успехи.
Какие темы! История гуманизма... Роль рационального и чувственного... Миф о Христе... Великолепные темы.
Л. Панасенко. Садовники Солнца
Примерно так полагали и мы, формируя этот тур, и, по-видимому, не очень уж и ошиблись, поскольку подучили 115 рефератов по 1-му вопросу, 19-по 2-му и 39-по 3-му. Лучшие из них (и одновременно очень хочется - вышедшие из-под пера тех, кто на страницах журнала еще не выступал) обязательно напечатаем в будущем году.
О конкретной части первых двух вопросов тура. Не повторяя здесь приведенные в них отрывки, отметим, что первый взят, разумеется же, из романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита". По-прежнему оставаясь весьма и весьма высокопрестижной, книга эта, многократно и большими тиражами переизданная в последние годы, наконец-то перестала быть сверхнедоступной: 77 участников викторины верно определили источник цитаты об Иисусе Христе. Второй отрывок - о Колумбе - вызвал, как мы и ожидали, значительные затруднения: "Таинственный незнакомец" М. Твена оказался известен лишь полутора десяткам отвечавших.
Что касается третьего вопроса, то, как и его автор (а также 23 участника викторины), общее в произведениях "Город" К. Саймака, "Планета обезьян" П. Буля и "Башня Мозга" 3. Юрьева мы усматриваем в том, что нашу - человеческую - цивилизацию сменяет в них, увы, нечеловеческая: псы, обезьяны, роботы...
В заключение хотим рассеять недоумение читателей, не обнаруживших даже упоминания (разве что - вскользь) о туре 1-Б. Обзор его подготовлен, но, к сожалению, не поместился на отведенных нам страницах, и потому будет опубликован в одном из первых номеров будущего года.
ИТОГИ ВИКТОРИНЫ-89
Победителями очередной нашей викторины стели в группе взрослых читатели, набравшие в целом свыше 45 очков: Л. Абдулин (ст. Безречная Читинской обл.; 51,5 балла), В. Молчанов (Пермь; 48,3), Л. Манжетов (Москва; 48,2), В. Сиземов (Новосибирск; 47,8), Е. Жирнов (Мурманск; 46,5), С. Лифанов (Горький; 45,6), Ю. Ковалев (Тбилиси; 45,4) и В. Гуревич (Крмсомольск-на-Амуре; 45,3).
В группе школьников стали победителями те, кто набрал свыше 25 очков: Артур Купоренков (Москва, 7 кл.; 37,0), Сергей Легеза (Павлоград Днепропетровской обл., 10 кл.; 35,3), В. Черников (Калуга, 10 кл.; 26,1), Кирилл Пенкин (Мурманск, 10 кл.; 26,0), Рихард Ерумс (Риге, 10 кл.; 25,5) и Алексей Бокий (Севастополь, 9 кл.; 25,5).
Начиная с этой викторины, в отдельную группу мы выделили читателей, которые, не попадая в списки призеров, тем не менее три года подряд упорно стремились к победе. Лидеры среди взрослых в этой группе - В. Чашечников (Сумы; 1987 г. - 31,0; 1988 г. - 40,6; 1989 г. - 42,5; всего - 114,1) и Н. Ломоносова (Краматорск Донецкой обл.; 40,0 + 30,5 + 38,8 = 109,3), а среди школьников - Георгий Ляпин (Челябинск, 10 кл.; 17,5 + 25,0 + 22,0 == 64,5) и Игорь Овчинников (Ступино Московской обл., 10 кл.; 3,0 + 22,0 + 18,9 = 43,9).
Названным здесь читателям высылаются книги с автографами советских писателей-фантастов.
Виталий БУГРОВ, Ольга Князева
|