В. Бугров
СНОВА СЛОВО ЗНАТОКАМ...
|
ЮМОР, КОНКУРСЫ |
© В. Бугров, 1976
Уральский следопыт.- 1976.- 12.- С. 55-59.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Фрези Грант на Гаяне
Неуловимая Курочка Ряба
Бластер системы Уиндэма-Кларка
Фантасты и Новый год
Итоги "Викторины-76"
"Эта викторина, по-моему, была сложнее предшествующей", - отозвался о вопросах, помещенных в апрельском номере журнала, один из постоянных наших читателей. Напротив, "викториной упрощенного типа" - в отличие от предыдущей - назвал ее другой давний наш корреспондент, так пояснив свою мысль: "первая оставляла какую-то возможность для теоретических разработок именно в НФ, а во второй 8-й вопрос, например, чисто технический..." Вот такие взаимоисключающие отзывы получила редакция.
Впрочем, к разговору о викторине в целом мы еще вернемся. Сейчас же, как говорится, перейдем к делу.
1. Попробуйте вспомнить самое длинное название фантастического произведения, состоящее из одного слова.
Пожалуй, наиболее детально проработал этот вопрос десятиклассник из Красноярска Андрей Коновалов. "Длинным названием, - пишет он, - я считал уже слово, содержащее более 10 букв. В связи с этим все найденные мной названия я разделил по группам..."
Мы опускаем эти группы, - слишком они обширны. Только для первой из них А. Коновалов нашел 19 названий!
Приведем лишь название из 17 букв, - его и считают самым длинным А. Коновалов, 22 других наших читателя, а вслед за ними - и сама редакция. Это - "Светопреставление" А. Беляева.
2. N2O + х*2; 451°F; 3-; 137".
Названия каких произведений здесь зашифрованы? Если сумеете, зашифруйте подобным же образом названия других фантастических книг.
"Эн-два-о плюс икс дважды" Л. Успенского, "451° по Фаренгейту" Р. Брэдбери, "Три с минусом" Б. Зубкова и Е. Муслина, "137 секунд" С. Лема, - для большинства участников викторины разгадать эти шифровки не составило никакого труда. Лишь двое, к примеру, не "узнали" роман Рэя Брэдбери... Правда, неожиданным камнем преткновения для доброй половины наших корреспондентов оказалась третья из шифровок - но, скорее всего, только потому, что, к сожалению, плохо пропечаталась в части тиража. Один из читателей даже заново включил ее в список собственных шифровок...
Ответы на вторую половину вопроса крайне обильны и разнообразны.
Прежде всего, это немногочисленная группа названий, ни в какой дополнительной шифровке не нуждающихся. Таковы: "Х=" И. Росоховатского, "№ 13" Д. Веста, "1,98" А. Порджеса, "ГЧ" Ю. Долгушина, "ПМ-150" С. Гансовского, "1935 н. э." Д. Слейдека...
Легко шифруются "температурно-временные" и просто числовые названия: "Сто градусов" В. Немцова, "Тридцать семь градусов по Цельсию" Л. Альдани, "Девять минут" Г. Альтова, "33 марта" В. Мелентьева, "31 июня" Д. Пристли, "Один" А. Колпакова, "Минус один" Д. Балларда и т. д.
Сложнее (поскольку порою требует специальных знаний) "перевод" названий, ^заключающих в себе какую-либо формулу или не всегда общеупотребительный символ: "Знак равенства" А. Мирера, "Нулевой потенциал" У. Тонна, "Нейтринный импульс" и "Формула притяжения" А. Колпакова, "Петля гистерезиса" И. Варшавского, "Иприт" В. Иванова и В. Шкловского, "Люизит" И. Бехера... С. Колыгин (Днепропетровск) зашифровал, с отсылкой на третье издание БСЭ, "Уравнения Максвелла" А. Днепрова и "Принцип неопределенности" Д. Биленкина. А упоминавшийся уже А. Коновалов предложил зашифровать и "Уравнение с Бледного Нептуна" М. Емцева и Е. Парнова: шифр для этого, пишет он, можно "взять прямо из текста". (Любопытно бы проверить - найдется ли хоть один любитель НФ, способный справиться с этой последней шифровкой?)
Целую группу названий наши читатели "засекретили" при помощи астрономических обозначений: "Юпитер-5" А. Кларка, "Марс-1" А. Морозова, "Десять килограммов Луны" Д. Родари, "Гелиос-1" О. Вдовиной, "Сода-солнце" М. Анчарова (формула соды плюс-кружок с точкой в центре, символизирующий наше светило...), "Звезда" М. Грешнова, "Альфа Эридана" А. Колпакова, "Альтаир" В. Немцова (названная звезда - это "альфа" в созвездии Орла, т. е. a Aq1, - видите, как просто?), "Туманность Андромеды" И. Ефремова ("M 31" по каталогу Шарля Мессье)...
И, наконец, совсем таинственно, подчас приближаясь к ребусам, выглядят зашифрованные В. Зайцевым (Ленинград) "Черный квадрат" Ф. Волкова, "Тупой угол" Ж. Браун, "Перекресток" Ф. Суркиса (и П. Багряка), "Тупик" В. Савченко, а также "80 000 километров под водой" Ж. Верна (предложение братьев Полтавских из Хабаровска) и "Туда и обратно" Я. Зайделя (предложила Н. Кардаш из Красноярска). Настолько таинственно (и одновременно - столь просто!), что невозможно удержаться от соблазна воспроизвести эти шифровки:
3. "Он был веселый, грустный и лохматый..." В каком произведении, кому и за что установлен памятник, увенчанный этой эпитафией? Какие другие оригинальные памятники встречались вам в фантастических книгах?
Хотя и встречаются изредка в письмах предположительные суждения (вроде вот такого: "мне думается, что эти строки посвящены Н. Копернику..."!), две трети наших читателей ответили правильно на этот вопрос. Памятник "Живому" (обыкновенному земному псу, подобранному на автоматической ракеты) установили у себя марсиане в повести Н. Разговорова "Четыре четырки". За что? Как пишет Марат Исангазин (Омск), - "за то, что он был "живой", прибывший из космоса; за то, что он был "веселый "и добрый"; за то, что с его помощью марсиане поняли: нельзя без лирики..."
Отвечая на вторую половину вопроса, наши читатели совместными усилиями составили обширнейший перечень обелисков и монументов, сооруженных писателями-фантастами.
Вот описание одного из них:
"Метрах в пятидесяти от дома синеватая вода озера незаметно переходила в крутую пластмассовую волну с белой застывшей пеной на верхушке, окутанной туманом живых брызг. Едва касаясь волны маленькой ножкой в золотой туфельке, застыло серебристо-прозрачное изваяние очаровательной девушки. Она откинула руки назад в беге, устремив взгляд к небу. Кружевное платье оттенка слоновой кости развевается на ветру...
- Фрези Грант?!. - воскликнул я..."
Думаем, многие - как и мы - тоже не удержатся от восклицания, узнав о существовании этой замечательной скульптуры. Ведь памятник "бегущей по волнам" воздвигнут, как установил девятиклассник Михаил Миркес (Новосибирск), на далекой планете Гаяна, - в романе П. Аматуни "Парадокс Глебова"...
А рассказ А. Скайлиса "Путч памятников"? "Там этих памятников больше пятисот, - не без юмора резюмирует А. Безлатний (Челябинск), - такого количества, я думаю, должно хватить самому взыскательному жюри..."
Памятник роботам-андроидам, перед тем полностью уничтоженным землянами ("житья от них не стало, всюду эти холодноносые..."), в "Плеске звездных морей" Е. Войскунского и И. Лукодьянова; памятники Корове ("Люди как боги" С. Снегова) и труженице-пчеле ("Веточкины путешествуют в будущее" А. Светова); город-музей (в него превращена наша столица в рассказе В. Щербакова "Старая Москва"); "город городов", где лучшие архитектурные памятники Земли собраны вместе на... чужой планете ("Город Городов" Ч. Хрущевского); наконец, планета-музей ("Еще один мертвый город" М. Грешнова)...
Поистине неистощима выдумка писателей-фантастов!
"Все памятники, которые я вспомнил, почему-то посвящены космонавтам..." - вроде бы удивляется студент из Казани Л. Абдулин. А удивительного в этом ничего нет: ведь перед земным человечеством еще не вставало проблемы глобальнее, чем освоение Космоса! Потому-то большинство памятников, перечисленных в ответах, и связано с Космосом.
Это и обелиски в честь погибших героев. И вставшие на вечный прижившие своё планетоходы. Вернувшийся из дальних странствий космонавт может встретить самого себя - в виде изваяния ("Навстречу звездам" В. Савченко, "Сильнее времени" А. Казанцева), может возлагать цветы на могильную плиту, под которой покоится его первое тело ("Путешествие длиною в век" В. Тендрякова)...
Это и скульптурные изображения инопланетян.
"Из всех памятников, щедро разбросанных по страницам фантастических произведений, - пишет девятиклассник Михаил Ищенко (Свердловск), - на меня наибольшее впечатление произвела лестница со статуями разумных существ в романе "Пришельцы ниоткуда" Франсиса Карсака..." Восемьсот шестьдесят одна цивилизация (называем эту цифру специально для А. Безлатнего!) представлена на этой "лестнице Человечеств"...
Многометровую статую из нержавеющей стали, изображающую массивное, неповоротливое существо с очень большой головой, большими глазами и крючковатым носом, нашли наши читатели в "Марсианских рассказах" В. Цыганова: марсианин стоял, расставив короткие ноги, и смотрел на раскинувшийся внизу город. "Это самый необычный памятник, он одновременно является последним марсианином", - замечает Марат Исангазин.
Однако, имея дело с фантастикой, остерегайтесь говорить о чем-либо: "самое необычное"!
Ведь нечто подобное произошло и в рассказе И. Росоховатского "Встреча во времени": герой его поначалу принимает за скульптуры двух гигантов-пришельцев, "попросту" живущих в ином - очень замедленном - темпе времени.
А огромный эллипсоид силиборжского корабля, замурованный внутри прозрачного конуса из силогласа ("Памятник силиборжцам" Б. Зубкова и Е. Муслина)? Земляне приходят в ужас, обнаружив, что вместе с кораблем замурованы и сами силиборжцы, - и спешно бросаются на выручку незадачливым инопланетянам...
Но, разумеется, трудно не согласиться с братьями Полтавскими из Хабаровска: "самым оригинальным памятником можно считать "Луноход-1", застывший на лунной поверхности", - совершенно реальный земной памятник Труду, Разуму и Мечте на иной планете!
4. В каком фантастическом произведении использованы элементы сюжета известной русской сказки про Курочку Рябу? Кто его автор?
Пожалуй, вот этот-то вопрос и оказался подлинным камнем преткновения для самых заядлых эрудитов: лишь 17 участников викторины верно ответили на этот вопрос! Еще двое забыли название и автора, но явно помнят содержание рассказа. А упоминавшийся уже А. Безлатний ответил так: "Вот тут я сдаюсь. Отыскал кучу всевозможных сказок (около тридцати), а вот с Курочкой Рябой - ни одной. Знаю, правда, рассказ, в котором золотые яйца несла гучыня, но это, видимо, все-таки не то". Но почему же - "не то"? Автор вопроса (а вслед за ним и редакция) имели в виду именно "это" - рассказ Айзека Азимова "Паштет из гусиной печенки"!
По-видимому, наших корреспондентов ввела в заблуждение не совсем четкая формулировка вопроса: "А вообще понятие "элементы сюжета сказки" несколько расплывчато, поэтому под него можно подвести еще несколько произведений", - как написал нам В. Ежов (Ленинград). Что ж, на будущее мы это учтем. А сейчас...
Сейчас эта "расплывчатость" помогла нам собрать целую подборку достаточно редких произведений, содержащих "элементы сюжета" указанной сказки.
5. Кем придуман фазоциклёр! В чем заключается его основная функция? Укажите первоисточники любых других трех-пяти неологизмов из современных фантастических произведений.
Участники викторины серьезно потрудились и над этим вопросом. Настолько серьезно, что предполагавшийся полушутливый ответ на него (Прибор, устанавливаемый на космических кораблях исключительно для того, чтобы барахлить: "Зашалил недублированный фазоциклёр... Последние рейсы я только им и занимаюсь...") даже показался нам теперь не вполне уместным. Несолидным, что ли...
Серьезный же ответ таков: "Фазоциклёр был деталью комбайна контроля отражателя и служил для измерения плотности потока радиации в рабочем объеме отражателя". Местонахождение его (он установлен на знаменитом "Тахмасибе" в повести А. и Б. Стругацких "Стажеры") правильно определил каждый третий из откликнувшихся на викторину,
Но чтобы все-таки не совсем лишиться освежающего чувства юмора, приведем два вольных суждения, встретившихся нам в ответах. "Фазоциклёр придуман Станиславом Лемом, - пишет один наш читатель. - Основная функция - размножение вещей". А другой неуверенно замечает: "Возможно, с его помощью можно управлять погодой..."
Что до второй половины вопроса - читатели перечислили нам, без преувеличения, сотни неологизмов, придуманных писателями-фантастами. Мы не будем перечислять здесь всю эту словесную массу, отметим лишь, что чаще других в ответах фигурировали "деритринитация", "киберы" и загадочные "ульмотроны" братьев Стругацких, ефремовские "силиколл" и "изогравы", "трион" С. Лема, "сигомы" И. Росоховатского, "реалет" из рассказов Д. Биленкина и невесть чей (назвать автора не можем и мы), но чрезвычайно распространенный в англо-американской фантастике "бластер". Распространенный настолько, что, как подсказывает нам М. Розинский (Ленинград), Кингсли Эмис в рассказе "Хемингуэй в космосе" даже вооружил своих героев бластерами... "системы Уиндэма-Кларка"!..
6. Какую идею, появившуюся в фантастике последнего десятилетия, вы считаете самой оригинальной?
В ответе на этот самый расплывчатый вопрос викторины мы будем кратки и, как сам вопрос, неконкретны.
Читатели "Калейдоскопа", вероятно, обращали внимание на заметки и прямые цитаты из книг, рассказывающие об оригинальных гипотезах и проектах писателей-фантастов. Этих гипотез и проектов в фантастике накопилось необычайно много. Вот мы и решили с помощью читателей пополнить свое "патентное бюро"...
В портфеле "Калейдоскопа" теперь - десятки достаточно конкретных и интересных фантастических идей.
В одном из писем нас огорчило неожиданно сердитое: "На этот вопрос, пожалуй, сможет ответить только сам задающий его!" Неужели дела обстоят столь скверно?
Если и не так, то - почти так. Читатели перечислили нам "Тост" А. Куприна, "По ту сторону неба" А. Кларка, "Первое пробуждение" Я. Тота и два десятка других произведений, связанных с новогодней темой. Однако перечислять вот эти два десятка мы не будем. Именно к ним относится грустная реплика девятиклассника-свердловчанина Михаила Ищенко: "Увы, все описания встречи Нового года людьми будущего, какие я только читал, мало чем отличаются от встречи Нового года людьми нашего времени..."
Пожалуй, лишь в одной повести - события в ней к тому же отнюдь не отнесены в будущее - читатели нашли действительно колоритную встречу Нового года. Как пишет А. Безлатний, она происходит "в Научно-исследовательском институте Чародейства и Волшебства, в одной компании с джиннами, домовыми, привидениями и прочими приятными соседями, а герои не затрудняются между делом создать из ничего бутылочку шампанского или, скажем, стакан (даже в фантастике имеют хождение спиртные напитки, этот реликт, тягчайшая ошибка рода человеческого)..." Встреча эта искрится весельем - может быть, потому, что сюда, в НИИЧАВО, "в двенадцать часов новогодней ночи, прорвавшись через пургу, пришли люди, которым было интереснее доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя водкою, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных степеней легкости..." Это пишут уже А. и Б. Стругацкие, авторы повести "Понедельник начинается в субботу", которую уж теперь вы, конечно, вспомнили.
8. "Она подошла к столику, на котором стояла небольшая по размеру, но очень мощная радиостанция..." В эпизоде из повести П. Стыпова "Гости с Миона" космонавты, находящиеся на Марсе, разговаривают со звездолетом. Какую весьма существенную поправку нужно внести в этот разговор?
Автор повести забыл, что радиоволны распространяются со скоростью 300 000 километров в секунду. Чтобы преодолеть расстояние в сто миллиардов километров, назван ное в отрывке, радиоволнам понадобится 92 часа. И столько же времени на обратный путь от звездолета к Марсу. Значит, разговор в повести Стыпова должен выглядеть так:
"- Говорит Марс! Марс вызывает "Вестника"!
(Молчание 184 часа). - "Вестник" слушает! Анна, это вы?
- Да, Таомей, привет... (Молчание 184 часа. Даже больше, если учесть, что "Вестник" продолжает удаляться).
- Привет, Анна..."
(И так далее. Не пройдет и полгода, как разговор закончится).
Выловить ошибку в приведенном тексте оказалось несложным делом: о необходимости пауз в разговоре (против которых бессильна даже "очень-очень мощная радиостанция") не догадались лишь 8 наших корреспондентов. Правда, величина пауз определялась по-разному: и в 11 минут, и в 9,2 часа, и в месяц, и даже в год! Но зато вопрос дал выход здоровому чувству юмора, каковым, несомненно, обладают наши читатели...
Кстати, читатели не прошли и мимо того обстоятельства, что жгучая проблема, столь неожиданно вставшая перед героями Стыпова, для фантастики в целом - отнюдь не нова. "То, как выглядит разговор с нескольких световых минут, хорошо описано в повести Г. Альтова и В. Журавлевой "Баллада о звездах", - пишет, например, М. Розинский. - Как наладить "оживленный" обмен информацией при удалении говорящих на несколько световых часов, подсказывает героиня юморески "Мой сын - физик" А. Азимова..."
И еще одно любопытное замечание, вызванное отрывком из повести Стыпова.
"Я не читала "Гостей с Миона", но мне кажется, что лететь, может быть, несколько световых лет или даже несколько десятков световых лет, покрутиться в Солнечной системе и улететь, не побывав на Земле, точно зная, что там есть жизнь, - просто глупо. Что, у них любопытства нет, что ли? Или они не захотели время терять? Да с такими нелюбопытными существами дела иметь не хочется!"
При всей, возможно, излишней категоричности (ведь кое-кто из "гостей с Миона" на Земле все-таки побывал) в письме Нины Булатовой (п. Гайны Пермской обл.) мы усмотрели неявный, но, тем не менее, очень существенный упрек в адрес писателей-фантастов. Не слишком ли торопливо, легко и бездумно покидают герои иных книг найденные ими миры, заселенные, как-никак, братьями по Разуму? Во имя чего же тогда они бороздят безбрежный Космос, затрачивая на это, помимо всего, и собственные жизни? Вот что, нам кажется, стоит за письмом нашей юной читательницы.
В заключение - еще несколько слов.
Наши викторины предлагают читателям подчас, может быть, трудоемкую, но, надеемся, не лишенную удовольствия работу. Порыться в читанных-перечитанных книгах, приложить определенные усилия в попытках вспомнить забытое, постараться хотя бы в узком спектре наших вопросов систематизировать до того бессистемное знание фантастики... Эта работа читателей представляет определенный интерес и для редакции. Ответы на викторины, как и вообще письма всех, кто любит НФ, безусловно, помогут (и уже - помогают!) сделать наши странички, посвященные фантастике, интереснее и разнообразнее.
И пусть не каждого нашего корреспондента ожидает приз, - обижаться на это едва ли стоит. Ведь в викторине "главное - участие, а не победа".
Подытожив этой выдержкой из письма А. Спиридонова (Уфа) наш разговор, не удержимся - подчеркнем, что "олимпийская" истина эта должна бы вдвойне и втройне ощущаться (да, собственно, она и ощущается!) во всем, что касается фантастики, литературы, говоря о которой, так размышлял один из известнейших современных фантаст" Айзек Азимов:
"Не знаю, почему так получилось, но все, с кем я познакомили благодаря своей работе в облает фантастики, были удивительно милыми, дружелюбными людьми... Видимо, любить научную фантастику - это значит так или иначе заботиться о будущем человечества; в какой-то степени это значит даже любить всех людей и желать им счастья в те далекие времена, когда сами мы уже давно завершим свой путь..."
Виталий БУГРОВ,
редактор раздела "Мой друг - фантастика"
ИТОГИ "ВИКТОРИНЫ-76"
Наиболее точные и полные ответы прислали: С. Колыгин (Днепропетровск), М. Исангазин (Омск), В. Кропанин (Нижний Тагил), В. Козубов (Белые Воды Чимкентской обл.), Е. Курин (Нижний Тагил), В.Давыдов (Орел), В. Коблов (Свердловск), А. Безлатний (Челябинск), А. Засеев (Солнцево Московской обл.), М. Розинский (Ленинград), В. Вельчинский и Л. Филатов (Москва), В. Кручинкин (Горький), А. Пилипенко (Радомышль Житомирской обл.), В. Ежов (Ленинград), Ю. Филатов (Нижневартовск Тюменской обл.), а среди школьников - десятиклассник Андрей Коновалов (Красноярск), девятиклассники Михаил Миркес (Новосибирск) и Михаил Ищенко (Свердловск), шестиклассник Андрей Киршин (Курган).
Победителям викторины высланы книги с автографами писателей - фантастов: "Долг скитальцев" А. Мирера, "Страна Семи Трав" Л. Платова, "Звездные берега" С. Слепынина, коллективные ленинградские сборники "Незримый мост" и "Кольцо обратною времени".
|