А. Ужегов
ЗМЕИ СПЯТ, А АВТОРЫ БОДРСТВУЮТ
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© А. Ужегов, 1999
Книжный клуб (Екатеринбург).- 1999.- 19-25 окт.- ( 42 (159)).
Текст любезно предоставлен Е. Пермяковым, 2001 |
Ильин В. Зимой змеи спят. - М.: Изд-во "ЭКСМО-Пресс", 1999. - 544 с. (Абсолютное Оружие).
Перед нами очередной боевик, крайне похожий на своих соседей по лоткам. Единственное (довольно несущественное) отличие - попытка автора, Владимира Ильина, привнести в современный триллер элементы фантастики. Тем не менее исходные данные выдержаны в классическом стиле. Герой, разумеется, бывший офицер-супермен, некогда воевал в Чечне. Дома он - ангел, не кричит на жену, отменно деликатен с дочерью, вне дома - решителен, суров и беспощаден. Должно быть, роман начинал писаться в давние времена, потому что местами автор откровенно путает денежные единицы, расплачиваясь то тысячами, то рублями. Но главный пассаж - внутрисемейные отношения героя, в которых супруга по поводу и без повода закатывает истерики и скандалы, при дочери не стесняется называть мужа придурком. Герой реагирует странно: шутит, улыбается, на "придурка" откликается с поразительным простодушием. Аналогичную непоследовательность проявляет сама супруга. Упрекая мужа в нехватке денег и фактически заставляя ехать на заработки, она тут же у порога проливает слезу: "Гера, а может, не надо?.. Ну что мы, не перебьемся, что ли? Я же у Лидии Петровны из восемнадцатой квартиры могу занять..." Словом, с характерами семейных персонажей явно что-то не так. Суровый и по-кроличьи безропотный муж, свирепая и плаксивая супруга... Впрочем, возможно, автор таким образом пытался передать неврастению современного мира, хотя, скажем откровенно, вышло у него неважно. В достаточной степени наивными выглядят рассуждения героя о чеченской войне. Совершенно не верится, что перед нами участник тех кровавых событий. Но мелкие и большие огрехи оставим на совести автора, условимся сразу: это не художественный роман и не фантастика как таковая. Нам попросту преподносят боевой сюжет, и именно как к сюжету следует отнестись к данной книге.
Итак, на Григория, бывшего участника чеченских событий, выходит некая загадочная Ассоциация и предлагает ему отомстить всем тем, кто был повинен в решении развязать кавказскую бойню. Герой Ильина сначала категорически отказывается, а после, чуточку поупрямившись (все та же странная непоследовательность!), дает согласие. Как бы то ни было, но кроткий муж легко и просто превращается в киллера. Следует цепь не слишком правдоподобных акций, в ходе которых до главного исполнителя с запозданием доходит, что его используют не совсем по назначению. В романе появляется информация о машине времени и неких Наблюдателях, которые отслеживают земную историю, по кусочкам фиксируют наиболее ключевые моменты. Туннель Трансгрессора позволяет свободно перемещаться по времени, чем и пользуются неблагодарные потомки, намереваясь чуточку подкорректировать свое прошлое. Ближе познакомившись с людьми из будущего, Григорий преисполняется к ним неприязнью, из союзника скоренько превращаясь во врага. Отныне его цель - уничтожение временного туннеля. По мнению Григория, "сталкиваясь лицом к лицу как с прошлым, так и будущим, люди постепенно утрачивают представление о том, что делать можно и чего делать нельзя, в конце концов впадая в одну из крайностей и приходя к выводу, что им либо можно делать все, либо вообще ничего нельзя делать". Такова вкратце завязка романа. Что же касается названия книги, то оно представляется чуточку бессмысленным. Змеи, по разумению автора, знаменуют человеческую совесть, ну, а поскольку в зимний период пресмыкающиеся имеют обыкновение впадать в спячку, то и совесть персонажей книги тоже вроде как пребывает в дреме. Но вот что забавно: автор вовсе не скорбит по поводу затянувшейся "зимы", напротив - пугает своего героя возможным пробуждением искомых "змей" и тем самым подталкивает к решительным действиям. Так или иначе, но логические нестыковки и несуразицы можно встретить на всем протяжении романа. Поначалу это озадачивает, но со временем привыкаешь. Как говорится - читывали и не такое! Тем не менее ощущение, что автор не слишком понимает, о чем он пишет и зачем, в конце концов превращается в уверенность.
|