А. Турлов
«ОЗАРЕНИЕ» ЧЕРЕЗ ЭКРАН
Любителям видеофантастики
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© А. Турлов, 1988
За знания (Комсомольск-на-Амуре).- 1988.- 24 нояб.- 29 (400).- С. 3.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2004 |
Тема разговора была подсказана автору после небольшого анализа репертуара видео-салонов города. Но говорить я буду, естественно, не о боевиках с Шварценнегером и Норисом в главных ролях, а о фильмах, которые относятся или хотя бы тяготеют к фантастическому кинематографу. А разделить эти фильмы чисто условно можно на четыре основные группы.
Первая группа. Мистика. К примеру, фильм "Горец", снятый в Англии в 1986 году. Главный герой фильма - рыцарь Коннер Маклеод, жизнь которого, благодаря пророчеству мага, дона Хуана Рамиреса, продлевается на несколько сотен лет. Маклеод с XVI века доживает до наших дней и в современном Нью-Йорке расправляется со своими заклятыми врагами, отрубая им головы мечом.
Некоторые фильмы, такие как "В поисках потерянного ковчега" (1981 год выпуска, США, режиссер Стивен Спилберг) и его продолжение - "Храм судьбы", на самом деле являются приключенческими. Мистический эффект достигается лишь одним или группой соответствующих персонажей потустороннего характера, появление которых сюжетно не всегда обусловлено.
"Исторически боевичок "Конан-разрушитель" таким бы и остался, не введи авторы фильма в его сюжетную канву живое божество, а также пару магов, которые должны, естественно, сражаться друг с другом и представлять противоборствующие силы волшебства.. Это сказочное допущение придает фильму мистический оттенок, который часто попросту забывается на фойе демонстрации физических данных Конана (актер Арнольд Шварценнегер).
"Охотники за привидениями" американца Айвона Рэйтмана, 1984 года выпуска, является в общем-то пародией на фильмы о призраках и привидениях. Невидимые существа, проникшие в земную атмосферу, держат в страхе огромный город. Группа парапсихологов расправляется с бесам.
Наконец, фильм "Говард-утка" американца Вилльярда Хайяка. Продюсером фильма, кстати, выступил знаменитый американский режиссер Джордж Лукас, автор знаменитого фильма "Звездные войны". Поначалу фильм добрую свою половину развивается как типичная комедия с не очень даже четким фантастическим. элементом. Далеко во Вселенной существует цивилизация уток, один из представителей которой, по имени Говард, прямо из Соединенных Утиных Штатов попадает в наше время, в Соединенные Штаты Америки. Причем, поначалу очевидно желание авторов фильма глазами этого комичного пришельца, через его неудачи и трудности вскрыть и показать некоторые негативные стороны современной жизни - бездушие, отрешенность молодежи, жестокость мира бизнеса, неприятие и абсолютное непонимание большинством людей всех тех, кто на тебя не похож не только внутренне, но и внешне. Однако примерно с середины фильма фантастическая комедия начинает вдруг на глазах превращаться в мистический фильм, тяготеющий к тому же еще и к триллеру. Внезапно на Землю попадает один из демонов зла, вселяется в ученого, и вся вторая половина фильма посвящена борьбе с монстром, пытающимся завоевать Землю и уничтожить на ней все живое. В конце, явно вступая в противоречие с начальным желанием авторов критиковать нравы и порядки общества, явственно проступает элемент рекламы этого общества.
Вот, в принципе, такой двуплановый и неоднородный фильм. Как будто два фильма в одном, снятом разными режиссерами. Представьте себе, к примеру, что получилось бы, если бы одни фильм сняли, поделив его поровну, два мастера. Первую половину - мастер фарса и комедии Чаплин, а вторую - мастер ужасов Альфред Хичкок.
Заканчивая разговор, стоит отметить, что абсолютно мистических фильмов на экранах видео-салонов пока нет. "Горец" - детектив с мистическими героями, живущими веками. "В поисках потерянного ковчега" и "Храм судьбы" - приключенческие фильмы. "Конан-разрушитель" - исторический боевик. "Говард-утка" - фантастическая комедия, тяготеющая к триллеру. И лишь "Охотники за привидениями" наиболее полно соответствовал бы жанру мистического фильма, если бы не был пародией на этот" жанр.
Мистику мы вкратце рассмотрели. О других разновидностях фантастического кинематографа поговорим в другой раз.
|