И. Павлович
ФЕНОМЕН ЦИОЛКОВСКОГО
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© И. Павлович, 1983
Полет (Куйбышев.- Авиац. ин-т).- 1986.- 20 окт.- ( 22 (1067)).- С. 3.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Медленно гаснет в зале свет. Тихо играет музыка. На экране возникает залив внеземного моря, огражденный огромными кристаллическими утесами. Они напоминают гигантские постройки, воздвигнутые неведомыми существами. Голубое светило опускается за горизонт, освещая все вокруг мерцающим светом...
Так начинается вечер в КЛФ "Летящее Крыло", посвященный творчеству К. Э. Циолковского. Мелькают, сменяясь слайды с панорамами других, далеких звездных миров. "Проходят" древние народы.
В 1897 г. ученый соорудил в Калуге первую в Росси и аэродинамическую трубу. В 1903 г. Циолковский опубликовал часть работы "Исследования мировых пространств реактивными приборами", где развивает и всесторонне обосновывает идею использования ракет для космических полетов.
Сейчас, чем шире развиваются космические исследования, тем яснее становится, что развиваются они в общем и целом именно по стратегии Циолковского, задуманной почти за столетие до их начала.
Выступивший на вечере В. И. Авинский, кандидат геолого-минералогических наук, участник чтений в Калуге, подчеркнул энциклопедичность замыслов Циолковского. Это и идея энергетической инверсии, поднятая еще в 1914 г. И теоретически разработанный металлический управляемый аэростат.
Идеи Циолковского еще долго будут "питать" творческие умы, об этом шла речь на встрече членов нашего клуба с известным советским космонавтом А. А Губаревым, состоявшейся этим летом.
Отдал дань Циолковский и научной фантастике. В 1893 г. он пишет научно-фантастическую повесть "На Луне", а вслед за ней другую - "Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения" (1895 г.) Это классический путь НФ литературы, разработанный еще Жюль Верном, ставившим в центр своего произведения овладение новым открытием или изобретением.
Братья Стругацкие внесли в литературу науку в теснейшем сочетании с психологической, социальной фантастикой. Но и сегодня область психологической фантастики не достаточно представлена. Вот почему в завершении вечера Циолковского был показан замечательный фильм грузинского кинорежиссера Шенгелая "Необыкновенная история или Голубые горы".
Феномен Циолковского - это удивительный прогноз, чудесные изобретения. Но благом они станут только в руках Человека, а не бездумного потребителя.
|