В. Собчак
СВЕТЯЩИЕСЯ ЦВЕТЫ
|
ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ |
© В. Собчак, 1990
Северный рабочий (Ярославль).- 1990.- 16 марта.- С. 4.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Вчера в ярославском художественном музее (в помещении митрополичьих палат) завершился показ выставки. Название ее красиво и необычно - "Амаравелла". Земля и горы, таинственные звездные глубины и сияющие цветы, древние символы и машина времени... Художники, представленные на этой выставке, принадлежат к числу тех творцов искусства, кто ведет за собой, давая простор нашему воображению.
Перед нами прошли необычные на первый взгляд картины. А ко всему необычному мы, люди, загнанные. в угол "благами цивилизации", привыкли относиться с настороженностью. Взрослый человек, переполненный насущными заботами, хлопотами, - заземленное существо. Все реже смотрит он на манящие звезды и уже не ждет никаких чудес.
Но, к счастью, живет на земле искусство, живут художники. Они верят в чудеса и дают нам возможность прикоснуться к ним. Вот и на этой выставке состоялось знакомство с творчеством таких людей.
Необычное название получилось от соединения двух слов: "амараванти" (древне-инд.), что означает "обитель бессмертных", и "каравелла". Полный перевод слова "Амаравелла" - корабль в обитель бессмертных. В названии - не только красота звучания, но и смысл творчества художников. Чтобы постичь глубину смысла картин, почувствовать их красоту, обратимся к истокам искусства мастеров этого объединения и духовной атмосфере России XIX - начала XX вв.
...За 100 лет до того, как первый человек планеты Земля - Юрий Гагарин - открыл эру освоения космоса, незаконнорожденный сын князя Павла Гагарина, Николай Федоров, начал теоретическую разработку философии космического будущего. В произведении "Философия общего дела" Федоров нарисовал вдохновенные картины будущего всеобщего космического творчества. Идеи философа захватили в 1920-е годы целый ряд поэтов, писателей, художников. Идеи космизма проявились в творчестве Велемира Хлебникова, в последних произведениях Валерия Брюсова. Тема "Человек и Вселенная" вторглась в музыку - композитор А. Н. Скрябин положил начало "светомузыке" и электронной музыке. У истоков зарождавшегося космического искусства - имена живописцев К. Богаевского, А. Рылова, М. А. Врубеля. Открыто и очень лирично тема космоса зазвучала в творчестве М. К. Чюрлениса. В советском изобразительном искусстве можно вспомнить некоторые полотна П. Н. Филонова. Космизм витал в воздухе эпохи. Этому способствовали и величайшие открытия в области точных и естественных наук, связанные с такими именами, как Эйнштейн, Циолковский, Вернадский, Чижевский.
В группу "Амаравеллы" входили П. П. Фатеев, С. И. Шиголев. В. Т. Черноволенко, А. П. Сардан, Б. А. Смирнов-Русецкий и другие. Почти никто из членов объединения не получил законченного художественного образования. Фатеев и Смирнов-Русецкий занимались в частной студии архитектора Рерберга. Сардан закончил музыкальный техникум (ныне музыкальное училище им. Гнесиных), Черноволенко - пианист-импровизатор, блестящий продолжатель живописных традиций М. К. Чюрлениса.
Н. К. Рерих - имя это тоже необходимо назвать, чтобы стал понятным смысл содержания произведений, представленных на выставке. Встреча с ним дала мощный импульс развитию живописи "Амаравеллы". В 1926 году Рерих приехал в Москву после своей знаменитой экспедиции в Центральную Азию, приехал с новыми глобальными идеями культурного синтеза Востока и Запада, поиска скрытых космических корней древних народов Евразии. Рериховские мысли об эстетическом переживании космоса, о постижении космоса древних, о высшей мудрости повлияли на окончательное самоопределение всей группы. Объединение просуществовало с 1926 по 1930 год. Вновь художники стали работать вместе в 50-х годах. Поэтому на выставке представлены работы разных периодов.
Хотя все участники "Амаравеллы" инженеры по образованию, им свойственно философско-поэтическое видение космоса. Картины помогают ощутить беспредельность Вселенной: земной пейзаж приобретает космическое звучание. "Горы" (Фатеев) - застывшая в камне драма сотрясений, которые некогда меняли лик нашей планеты. Велик возраст гор, он намного превосходит масштабы человеческого века. Ритмы гор помогают ощутить течение времени, поэтому, когда мы смотрим на горы, думаем о чем-то постоянном и вечном. Продолжение линии рериховских горных пейзажей можно найти в картине Смирнова-Русецкого "Ступени", Горы связывают землю и небо, на вершине горы человек отрезается от земных дел. Куда ведут ступени? К облакам, солнцу, свету, к дознанию, к высокой мечте и высотам человеческого духа. Ступени символизируют наш земной путь - человек в пути познает мир, самого себя.
"Светящиеся цветы" и "Цветы, отдающие энергию" - Фатеев изображает их красивыми, но очень хрупкими и беззащитными. По словам мудрецов, если лишить Землю цветов, то она потеряет две трети своей жизнеспособности. Как бы два космоса в пейзаже Смирнова-Русецкого "Млечный путь": космос средневековья обретает выражение в аллегорической архитектуре храма, где интерьер уподобляется мирозданию, а пространство под сводом - небу. Автор стремится выразить несоразмерность жизни Вселенной и жизни человеческой. Кроме того, здесь прослеживается особенность стиля художников "Амаравеллы" - смешение фантастического и реального.
С каким чувством покидал зритель эту выставку? Вероятно, просмотренное вызовет у него ностальгию по Земле. Еще не переселившись на звезды, человек уже испытал ностальгию по еще не оставленному земному миру. Человек возвращается к самому себе, пройдя испытание космосом. Исследуя равнодушную стихию чужой планеты, герой С. Лема говорит о том, что человеку нужен человек.
В. СОБЧАК,
научный сотрудник Ярославского художественного музея.
|