ЧИТАТЕЛЬ ОДОБРЯЕТ, КРИТИКУЕТ, РАЗМЫШЛЯЕТ, ПРЕДЛАГАЕТ
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© 1985
Литературная газета (М.). - 1985. - 11 сент. - 37 (5051). - С. 3.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2007 |
ВСТРЕЧА С ПОТОМКАМИ
Трижды подумаешь, прежде чем признаешься в своем пристрастии к научной фантастике – несерьезный человек, сказочками увлекается... Дискуссия а «Литературной газете» важна и интересна уже тем, что обсуждает проблемы жанра всерьез, глубоко, основательно.
С большим интересом прочитал статьи И. Бестужева-Лады, Ю. Школенко и многих других, определяющих фантастику как литературу мысли, глубоких философских обобщений и отделяющих ее от поделок «под фантастику», которые действительно портят литературный вкус и компрометируют жанр. А ведь он развивается, входит непременной частью в прозаические разделы литературно-художественных журналов республик (статья Г. Москвина). Дискуссия нужна не только писателям и критикам, она помогает и в воспитании вкуса читателей...
Г. ИСМАИЛОВ
ТАШКЕНТ
Фантастика – форма мыслей о будущем. Мыслей, слившихся с надеждой и уверенностью человека на лучшее. Самые значительные произведения фантастики отличает вера в гуманизм и разум.
Дерзновение мысли о завтрашнем дне, об окончательной победе и торжестве света и добра, о мире – вот суть фантастической литературы. Писатели могут и должны говорить о человеке будущего, то есть о нас же – в перспективе.
И. М. ВЫСОЦКИЙ
гор ГРИГИШКЕС,
ЛИТВА
В нашей стране, живущей не только прошлым и настоящим, но в огромной степени будущим – КПД фантастики очень высок. Какой еще литературный жанр нам может предоставить встречу со своими потомками, показать то, для чего мы живем и работаем сегодня!
В. ГРИГОРЯН
АРМАВИР
Мечта человека о полете создала Икара... Последователи Икара обрели прочные крылья.
Действительно, избороздив время-пространство, истоптав поверхности всех мыслимых и немыслимых планет, установив контакт с Мировым океаном, фантасты достигли небывалого творческого взлета. Но наука уже охватила ближайшее столетие, ее предвидения грандиозны, а вот в литературе такого широкого, масштабного взгляда в XXI век я что-то не встречал...
Г. КОНДРАТЮК
БИЙСК
ЦЕЛЬ ИЛИ СРЕДСТВО?
Появилось множество авторов, для которых фантастика, став целью, так никогда и не стала средством, наметился разрыв между двумя ведущими линиями в фантастике – линией создания фантастических сущностей и линией создания картины личности, Человека, – в то время как успех приносит их синтез. Авторы, которые предпочли синтезу создание новых фантастических сущностей, связанных между собой головокружительным сюжетом, оказались в творческом тупике, ибо их книги могут в лучшем случае дать пищу для «ума», но не для сердца,
А. БАБУШКИН
МОСКВА
То, что сегодня появляется на книжном рынке, лишь с большой натяжкой можно назвать фантастикой.
В Японии существует так называемый «литературный сейф», есть в нем и перечень установленных для драматургов ситуаций. Похоже, что и в современной фантастике как-то самопроизвольно установился такой перечень, и фантасты застряли в перепевах давно известных идей. Фантастика требует все более тщательного изучения реалий, отличного, почти профессионального знания предмета. Мне кажется, что фантастика (то есть литература новых научных идей) явно уступает место направлению, жанру, который я бы назвал «техническим детективом», то есть типично приключенческой литературе, герои которой решают научные загадки, применяют для борьбы и для личной безопасности новейшие технические изобретения...
А. ПРОКИМНОВ
МОСКВА
Большинство произведений фантастического жанра упорно преследует один и тот же недостаток: когда наши, да и зарубежные, авторы позволяют себе писать о будущем, они просто-напросто, как шахматную фигуру, переставляют человека наших дней в мир завтрашний. Нет никакого сомнения в том, что такой подход – в корне ошибочен.
В. МАСТРАТОВ
ОСИННИКИ. КУЗБАСС
Считаю, что этот жанр не менее других должен воспитывать читателя, быть и развлекательным, и в известной степени научно-информативным, но не перегруженным научными или околонаучными терминами, понятиями, хаосом нереальных или же маловероятных фактов и подробностей...
Л. ОБРЕМСКИЙ
ПОТИ
НЕБЫЛИЦЫ В ЛИЦАХ
У настоящих писателей и фантастика становится человековедением. Но если в науках слаб, зачем в человековедение вплетать фантастику? Вот почему сегодняшняя литература в этом жанре так бедна прогнозами. Дилетантов много! А читатели жаждут прогнозов, а не «небылиц в лицах»: инопланетяне, полеты на неизвестные чудо-планеты и т. д. и т. п.
ШАДРИН
ВЛАДИВОСТОК
...Сотнями, если не сказать больше, инопланетяне валятся к нам с неба либо в таком же количестве (но в разных книгах) находят их космонавты в космосе... Интереса к Земле не чувствуется. Но вот прочитал я недавно повесть Ю. Медведева «Куда спешишь, муравей?». Кажется, опять проблемы «контакта»... Однако автор вводит в сюжетную канву произведения инопланетные существа с серьезной целью. Они оказываются совершенно равнодушными к человеку, к уровню его развития и понадобились писателю для того, чтобы подчеркнуть, как часто мы оказываемся, невнимательными к самим себе, к окружающему нас миру...
В. БУЕВ,
19 лет
КРАСНОЯРСК
Б. Стругацкий («ЛГ», 7 августа, 1985 г.) очень тонко определил отношение критики к жанру фантастики. Почитайте хотя бы предисловия или послесловия к издаваемым фантастическим произведениям. А отдельные критические статьи? Невольно вспоминаешь печально знаменитого журналиста Ухудшанского с его «Торжественным комплектом». Сплошные дежурные фразы о богатстве фантазии и об узнаваемости героев; особенно популярен тезис о злободневности рецензируемого произведения. Вот и ширится поток книг, которые являются фантастическими, но не художественными, авторы которых забывают, что в словосочетании «фантастическая литература» главное слово все-таки – литература.
А. МУРАВНИК
ВОРОНЕЖ
СОЮЗ НАУКИ И ФАНТАЗИИ
Фантастика как жанр уже испробовала все мыслимые и немыслимые повороты и закоулки вольной фантазии, не вооруженной профессиональными научными и техническими знаниями. И, конечно же, всему есть предел. Теперь очевидно: для того что5ы не вымучивать больше инопланетян, не существующих в природе, а взяться за осмысление того, что в природе существует, но нами пока не понято, не использовано, современному фантасту действительно придется, как и всякому современному мыслителю, обращаться за сотрудничеством к профессионалам-ученым. Идеи, которые можно обосновать чисто научным путем, вряд ли нуждаются в фантастической интерпретации. Фантазия нужна там, где для продвижения вперед пока еще не хватает фактического и теоретического материала. Вот где открываются замечательные возможности!
Я сам могу предложить одну идею, над которой бьюсь уже 25 лет, и думаю, что таких авторов «несвоевременных идей» в нашей стране найдется немало. И если они получат возможность передать свои труды писателям, которые, может быть, годами мучительно ищут такие идеи, то польза от этого будет всем.
А. АФАНАСЬЕВ
МИНУСИНСК
«Реалии» научной фантастики, те проблемы, которые она поднимала и поднимает, не могут долее быть ветряными мельницами, увиденными современным донкихотом-писателем. В этой же роли выступают и создатели новых космогонических гипотез, и пионеры постановки в разных аспектах проблемы контакта с другой цивилизацией, и авторы прогнозов будущего развития человечества, и многие другие. Здесь мы видим одни разрозненные работы в общем-то узких специалистов, упоминание о которых у многих людей, даже из смежных областей знаний, вызывает скептическую или насмешливую улыбку. Почти нет попыток сколько-нибудь серьезно обобщить имеющиеся сведения по этим проблемам, философски осмыслить их, дать оценку и поставить новые задачи...
А пока многие проблемы футурологии, контакта с другими цивилизациями, космогонические гипотезы только ждут обоснования своей безусловной важности, актуальности для всего современного естествознания (шире: знания!), научная фантастика начинает топтаться на месте, ибо, как и всякий другой жанр литературы, в конечном счете отражает сложный комплекс соответствующих научно-технических, социальных и других условий, динамику их воздействия и развития. Писатель и предпочитает взять уже не раз испытанный на крепость, проверенный сюжет, обставляя его развлекательными моментами.
Е. КУРЬЯНОВ
ВОРОНЕЖ
В детстве и особенно в юности я очень любила фантастику. В те годы этот литературный жанр занимал в кругу моего чтения первое место. Все мне было понятно, все интересно и, главное, верилось, что придет время, и все, о чем писали фантасты, сбудется. И теперь я считаю, что не ошиблась. Человек шагнул в космос, делаются уникальные операции на сердце, изобретем лазерный луч, раскрыты секреты атома. Действительность во многом превосходит фантастику, и мне кажется, что писатели должны внимательнее присматриваться к нашей сегодняшней жизни, к достижениям науки, улавливая черты дня завтрашнего. А то что происходит: в мыслях мы улетаем за прекрасной инопланетянкой, боремся вместе с другими представителями цивилизованных миров против новых завоевателей жизненного пространства, упорно ищем во Вселенной себе подобные разумные существа и, наконец, мучительно разбираемся в научной терминологии, пытаясь докопаться до сути нового технического сверхоткрытия. Но что же будет с Землей, с человечеством, которое, может быть, единственное и неповторимое в необъятном космосе? Что сделать, чтобы на Земле никогда не было войн? Конечно, фантастическая литература прямых ответов дать не может, но заставит задуматься над этими вопросами.
Пусть герои фантастических произведений пробуждают в читателе доброе начало, помогая тем самым в борьбе с сегодняшним реальным злом. Как бы ни была возвышенна и далека мечта, у нее земные корни. Она помогает возводить будущий мир, мечта – одна из основ нашего мировоззрения, мировоззрения оптимистов.
А. СТЕПАНОВА,
преподаватель русского языка
Целиноградская область
|