История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ал. Романов

ОХ, УЖ ЭТИ ИНОПЛАНЕТЯНКИ!

Реплика

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Ал. Романов, 1985

Лит. газ. (М.). - 1985. - 7 авг. - 32 (5046). - С. 3.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2006

 

ЛЮБИТЕЛЕЙ космической кинофантастики привлекают новые ленты. Ленты драматические и комические, увлекательные и не очень, но в любом жанре верные традициям космических киноприключений.

Эти традиции, однако, по характеру своему весьма несхожие и разноплановые.

Первым киновстречам с внеземным разумом, как известно, положил начало один из основоположников французского кино – режиссер Жорж Мельес, создавший в 1902 году фильм «Путешествие на Луну». Он полон забавных кинотрюков и эффектных киновыдумок. В нем нет ничего, что шло бы от науки и реальной жизни.

В этом плане в разных странах было снято немало «космических» лент, адресованных любителям кинофантастики, но неизменно отличавшихся отсутствием какой бы то ни было жизненной и научной основы, а в иных случаях – еще и нелогичностью и недостоверностью содержания.

Традиции советского космического фильма строились на иной основе. Первому такому фильму – «Аэлита», – созданному в 1924 году режиссером Я. Протазановым, была присуще реалистическая основа. Это относится и к отображению в фильме быта советских людей того времени, и достоверным характеристикам действующих лиц. В какой-то мере следуя этому примеру, создавали свои фильмы режиссеры В. Журавлев («Космический рейс») и П. Клушанцев («Планета бурь»). Показательно, что в создании фильме «Космический рейс» огромную помощь режиссеру оказал своими советами основоположник советской космонавтики К. Э. Циолковский. В этой связи нельзя не отметить довольно убедительные игровые эпизоды и в научно-популярном фильме режиссера П. Клушанцева «Дорога к звездам», вышедшем на экраны в 1957 году, вскоре после запуска первого искусственного спутника Земли.

И вот уже в наши дни на экраны страны почти одновременно вышли новые художественные фильмы на космическую тему – «Семь стихий» (режиссер Г. Иванов), о котором уже писала «ЛГ», и «Инопланетянка» (режиссер Я. Сегель). Оба эти фильма, как и появившаяся ранее «Звездная командировка», – о событиях, связанных с неведомыми формами жизни на далеких планетах: их запросто посещают звездолеты, на борту которых космонавты, журналисты, ученые...

Слов нет, в фильмах этих в какой-то мере затрагиваются и научные, и морально-этические проблемы: утверждение жизни, могущества человека, социальных преобразований. И действуют в них вроде бы реальные советские люди, а не призраки. Но как-то так получается, что известным нашим актерам – Лилиане Алешниковой, Ирине Алферовой, Любови Виролайнен, Людмиле Шагаловой, Игорю Старыгину, Владимиру Носику и другим – в этих фильмах и делать-то, в сущности, нечего. На сценарном материале не создать ни выразительного образа, ни сильного характера. И особенно жаль, что в данном случае нарушаются плодотворные традиции советской «космической» кинематографии.

Желание блеснуть забавной выдумкой или новым кинотрюком дает о себе знать в этих картинах чуть ли не в каждом кадре. Их авторам словно бы невдомек, что многому из того, что зрители видят на экране, просто нет веры. Особенно это проявляется в тех случаях, когда желание режиссера и сценариста как-то заинтриговать зрителей превращается в пропаганду небывальщины, разного рода «чудес». И это происходит всякий раз, когда авторы таких «космических» лент пытаются всерьез повествовать о посещении Земли разумными существами с других планет и тому подобном.

Да, в новых «космических» лентах – увы! – не обошлось без всего этого. То мы слышим с экрана, что на какой-то планете высокий уровень цивилизации достигнут за счет утраты их обитателями каких бы то ни было чувств и эмоций, а значит, и понимания прекрасного (и это именуется «цивилизацией»). То найденный на дне глубоководного озера на раскаленной планете каменный цветок, оказавшийся новообразованием, созданным с применением генной инженерии, превращается в женщину, которая после таинственного ее исчезновения вновь предстает перед нами, но уже в облике ученого-физика с русским именем и русской фамилией. Все это даже не фантастика, а, скорее, просто досужие выдумки, далекие от подлинного космоведения.

А ведь путь к успеху в искусстве – это путь от жизни, от подлинных реалий прогресса. К сожалению, создатели некоторых «космических» лент словно бы не находят художественных средств, чтобы показать, что полеты в космос – не просто дерзание и подвиг смельчаков-одиночек, в величайшие научные свершения, за каждым из которых стоят страна, ее могучие производительные силы, новейшие завоевания науки и техники.

Что же касается «общения» с инопланетянами через посредство НЛО, то, право же, и в киноискусстве не следовало бы выступать с сомнительными выдумкам.

Ал. РОМАНОВ



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001