История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Михаил Романенко

ДВОЙНАЯ СПИРАЛЬ КУЛЬТУРЫ

ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ

© М. Романенко, 1980

Техника-молодежи.- 1980.- 11.- С. 10-11.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Наши читатели уже знают, что выдающийся советским ученый, один из создателей первой атомной электростанции, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, член-корреспондент АН СССР Дмитрий Иванович Блохинцев (1908-1979), успешно совмещал основную работу с другими видами творческой деятельности. Несколько его стихотворений, опубликованных в "ТМ" № 4 за 1980 год, пришлись по душе очень многим любителям поэзии. Сегодня мы приоткрываем перед нашими читателями еще одну сторону поистине многогранных дарований "того удивительного человека, воспроизводя на страницах журнала три работы из его обширного художественного наследия.

Человеческая культура, в незапамятные времена единая, давно уже разделилась на два практически не связанных между собою потока - науку и искусство. Основной метод науки - анализ, расчленение целого на детали и их отдельное рассмотрение. Искусство же в большинстве своих проявлений синтетично; произведение искусства являет собой целое, собранное из разнородных деталей. Это главное различие двух основных направлений сегодняшней культуры восходит в своей сути к устройству центральной нервной системы, к надежно доказанной неравноценности правого и левого полушарий нашего мозга, каждое из которых "отвечает" за свой тип познания - синтетический или аналитический. Именно отсюда берет свое начало пресловутое деление человечества на "физиков" и "лириков".

В свете этого "вечный" вопрос: "Что же такое научная фантастика и чем она отличается от обычной литературы?" - издавна волнующий любителей, а еще более теоретиков этого жанра, получает вполне логичное (хотя отнюдь и не бесспорное) разрешение. Во многих статьях и монографиях отмечалась близость методов научной фантастики к методам науки; главным оружием фантаста, как и ученого, является анализ. Иными словами, фантаст - это писатель, на творческую деятельность которого существенно влияет и полушарие, ответственное за аналитическое мышление.

Если встать на эту точку зрения, сразу станет понятным необычайно высокий процент профессиональных научных работников среди авторов научной фантастики. Выдающиеся фантастические произведения, обозначившие впоследствии поле деятельности многочисленных последователей, вышли из-под пера таких крупнейших советских ученых, как И. А. Ефремов и В. А. Обручев; кандидатские диссертации защитили А. Днепров, К. Булычев, Вл. Щербаков и другие; фантаст Г. Альтов широко известен и своими работами в области психологии изобретательской деятельности; вряд ли кто из советских фантастов не имеет диплома инженера, физика или историка. Аналогичная ситуация наблюдается и в других странах: достаточно вспомнить хотя бы полюбившийся нашим читателям роман видного американского астрофизика Ф. Хойла "Черное облако" идя произведения А. Кларка и А. Азимова.

В области научно-фантастической живописи дело обстоит несколько по-другому: изобразительное искусство в любых проявлениях по самой своей природе гораздо более синтетично, чем литература. Однако общая тенденция, указанная выше, сохраняется и здесь. Читатели "ТМ" отлично знакомы с работами одного из основоположников жанра Г. И. Покровского - известного изобретателя и ученого, доктора технических наук. Очень многие авторы работ, присланных на наши конкурсы, имеют высшее техническое образование. В экспозицию развернутой при нашем журнале постоянной выставки "Время - Пространство - Человек" включены замечательные живописные работы создателя гелиобиологии А. Л. Чижевского, стихи которого, помещенные в "ТМ" № 1 за этот год, очень понравились, кстати говоря, многим нашим читателям.

Такой же успех выпал и на долю нескольких стихотворений крупного советского ученого. Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий, члена-корреспондента АН СССР Дмитрия Ивановича Блохинцева, которые были опубликованы в "ТМ" № 4 за этот год. Но стихи (которые при жизни Д. И. Блохинцев не считал нужным печатать) были не единственным хобби этого удивительного человека. После него осталось очень много живописных произведений, три из которых мы здесь воспроизводим. Даже по одним этим работам можно судить о масштабах его творческого воображения. Забавный жеребенок, купающийся среди математических символов, фантастический океанский пейзаж, наконец, две странные человеческие фигуры на фоне далекого грибообразного "дерева" - источника света и тени. Черное и белое, день и ночь, добро и зло, двуликий Янус античных мифов, искусство и наука, борьба и единство противоположностей - вот что запечатлено на этом полотне, написанном кистью человека думающего и чувствующего, человека разносторонне талантливого, кистью настоящего мастера. И хочется закончить эту небольшую статью словами самого Дмитрия Ивановича, произнесенными им на юбилее Объединенного института ядерных исследований в 1976 году:

"Белые журавли! Эта прекрасная редкая птица занесена теперь в Красную книгу. Каждую весну люди ждут: сколько их прилетит на этот раз? Да и прилетят ли они вообще?

Но какая здесь связь с нашим юбилеем, спросите вы. Связь простая.

Наука - дело таланта и призвания. Теперь наука еще и дело коллективное. Но все же среди ученых независимо от званий, независимо от того, кто они - дипломники, аспиранты, кандидаты или доктора, - есть особая категория людей, одержимых страстью к науке, ученых, великий талант которых лишь изредка доставляет им радость, но причиняет постоянную муку неудовлетворенности достигнутым.

Именно на этих хрупких, немногих людях держится весь успех того или иного института.

Эти люди обычно непрактичны, они легкоранимы и уязвимы - их нужно беречь, их нужно охранять - они белые журавли.

Я предлагаю тост за этих белых журавлей - за то, чтобы они не покидали наш институт!"

Остается добавить, что эти слова относятся, естественно, не только к сотрудникам ОИЯИ, но ко всем, кто выбрал в жизни трудную дорогу творчества.

    МИХАИЛ РОМАНЕНКО



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001