Александр Пашков
ПОЭЗИЯ И ФАНТАСТИКА
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© А. Пашков, 1986
Чайка (Краснодар. - Фарфоро-фаянс. з-д). - 1986. - 25 июля. - 27 (588). - С. 2.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2006 |
Одной из неотъемлемых составных частей поэзии является фантазия, то есть умение поэта мыслить фантастическими образами, наделять сознанием неодушевленную природу и населяющий ее животный мир. Словом, с некоторой долей преувеличения можно сказать, что поэзия – это в значительной мере фантастика.
В поэзии возможно все. Лирический герой может попасть на другую планету, превратиться в растение или птицу, понимать язык всего живого. Или, к примеру, очутиться в ином временном срезе, как это происходит в стихотворении кубанского поэта Владимира Жилина:
Научно – фантастический сонет
мне за полночь приснился.
Вот в чем дело:
одна звезда обнять меня хотела,
но, не имея рук, послала свет.
Он мчался ровно триста
тысяч лет.
Моим столетьям не было
предела.
А луч летел – и все вокруг
свистело
и злобно улюлюкало вослед.
Потом отец мой приподнял
плиту
и очень юный вышел из могилы,
и мы с ним обнялись,
что было силы,
и, ахнув, вдруг увидели звезду.
Она сказала: –
Мальчики мои!
Не время плакать.
Под Орлом бои.
И хотя мы понимаем, что подобная встреча есть не что иное как плод поэтической фантазии, но волшебство поэзии таково, что у «ас даже не возникает и мысли о неправдоподобии.
Другие поэты идут от фантазии иного рода – от сказки, которая, собственно, является предтечей фантастики. Особенно сильны мотивы сказки, фольклора в поэзии другого своеобразного поэта, нашего земляка, Юрия Кузнецова. В известном стихотворении «Атомная сказка» сюжет вначале развивается в духе традиций русского сказочного фольклора: лирический герой Иванушка запускает наугад стрелу и в ее поисках встречает на болоте лягушку. Но вот какое прочтение известного сюжета дает нам поэт:
– Пригодится на правое дело! –
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке дрожали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.
Стихотворение является своего рода предостережением человечеству, бездушно разрушающему нити, связывающие его с природой. И фантастика здесь является важным элементом, помогающим нам сопереживать поэту.
Александр ПАШКОВ.
|