Александр Осипов
ГЛАВА II
Дороги земные и звездные
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© А. Осипов, 1988
Осипов А. Миры на ладонях. Фантастика в творчестве писателей-сибиряков: Лит.-крит. очерк // Красноярск: Кн. изд-во, 1988.- С. 49-50.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Общеизвестной истиной установлено, что есть темы главные и есть темы второстепенные. Но что назвать главным, а что - второстепенным? Да и не для того ли и существуют истины, чтобы рано или поздно быть опровергнутыми!
Очевидность относительности подобных истин применительно к литературе вообще и фантастике в частности не требует особых доказательств: ведь темы рождает жизнь, и каждая эпоха выдвигает на передний план что-то свое, в большей степени характерное для чаянии современника, для которого, если быть точным, во все времена важными были и остаются темы человека и человеческого общества в их движении в пространстве и времени.
Правда, опыт формирования и развития научно-фантастической литературы в первой половине XX века свидетельствовал о превалировании в этом жанре тем науки и техники, тем научного знания. Но ведь и тогдашне во всех произведениях они выступали главной темой и основным содержанием книги, да и наличие романов, твердо привязанных к научно-фантастическим темам, следовало бы рассматривать как дань традиции, идущей от века XIX, хотя для произведений того же, скажем, Жюля Верна в поздний период его творчества характерен интерес писателя к социальным и нравственным темам...
Так что темы науки, техники, познания и так далее - все они важны, разумеется, не сами по себе, а в приложении к судьбам людским, ибо фантастика при всей своей специфичности является все-таки разделом художественной литературы и, стало быть, отражает прежде всего явления человековедческого порядка. Искусство же настоящего писателя-фантаста, вероятно, в том и состоит, чтобы объединить в рамках художественного произведения проблематику научную и художественную в ракурсе общедоступного и человековедческого преломления тех или иных проблем, достаточно актуальных в системе эстетических ценностей современности. Наука и техника мертвы вне мира человеческих страстей. И никакая специфика жанра не оправдает пустого идеепроизводства, сколь бы заманчивым не представало пророчество!
В частности, космос, оказавшийся столь благодатной почвой для научной фантастики, за редким исключением, открыл перед фантастами значительные возможности для отражения и постановки разнообразных проблем и вопросов, не таких уж и надуманных большей частью, но серьезных и даже актуальных - как для будущего, так и для современности. Ведь порою из космических далей легче рассмотреть современность, не говоря уже о вполне объяснимом парадоксе - с большого расстояния можно увидеть то, что оказывается недоступным, когда стоишь в одной точке пространства: как не вспомнить, что только выход человека в космическое пространство позволил продвинуться в решении многих проблем геофизики, астрономии и т. п. В конечном счете впервые дал реальную и такую эмоциональную возможность увидеть нашу матушку Землю со стороны... И ощутить вдруг, как мала и как хрупка она! Не поэзия это, увы - сама реальность заставляет мыслить вселенскими категориями и одновременно ставить гамлетовский вопрос "быть или не быть?" на уровне жизни одного поколения...
Фантаста космос интересует разносторонне...
|