ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© П. Орлов
Любезно предоставлено творческой мастерской «Второй блин» |
Пять авторов для одной книги - это даже не перебор. Скорее невиданный и неслыханный эксперимент по примирению индивидуальных литераторских манер и видений. "Рубеж" - образцовое изделие бригадного метода в литературе. В бригаду входят, судя по тексту, пара стилистов, знаток криптоистории, мастер сюжетосложения и консультант по левобережно-украинскому языку и суржику. Причем все - люди талантливые и в литературе не новички, не те, кто от зависти к чужим гонорарам решил "писануть".
Тем не менее разобраться в содержании "Рубежа" и получить от чтения удовольствие почти невозможно. Текст романа представляет собою откровенный и густой наворот гопакующих словесных конструкций. В некоторых из них смутно узнаются неудачные стилистические решения В.С. Пикуля ("Пшла вон, стерва! - цыкнул Людовик Четырнадцатый..."), в некоторых - ультрасовременная стилистика так называемой лирико-философской прозы.
Хронологически и географически роман привязан к "Малороссии гоголевских времен, древнеиудейскому мистическому учению Каббалы, экзотике фэнтэзийных земель и реальности горящих хат под Полтавою". Переплетение пластов эффектно, но неорганично. Чрезмерно усложненная событийность романа, тщательное прописывание мелких эпизодов, от которого теряется нить движения эпизодов крупных, разнобой прямых и несобственно-прямых речей - все это невероятно утомляет и разочаровывает.
Вряд ли разумно подозревать авторский коллектив в работе исключительно ради удовольствия, но несомненное любование стилем ("А мы вот как еще можем!") подвигает читателя захлопнуть книгу с возгласом: "А мы - вот так!"
|