ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© Mentat
Mentat. Русские идут
Любезно предоставлено творческой мастерской «Второй блин» |
Согласно принятому мной в прошлом номере методу написания материала этого раздела, я честно попытался перечитать всего Олди. Разумеется, ничего не вышло: книги, изданные "ЭКСМО" в "Абсолютной магии" становятся редкостью сразу после выхода :(, хоть старые их издания есть (и это хорошо).
Есть какой-то феномен творчества Олди сначала отрицание, зажимание (1992-93); но вот они издают себя сами (1994-95) - и ажиотаж, поиск, борьба издательств... Победило "ЭКСМО", но не к добру - есть, есть спрос, требует читатель Олди - ан не переиздают. Но... оставим сие на их совести, а займемся байками... Поможет нам в этом, как всегда, Мещерякова М. - биографию я взял из ее статьи.
ОЛДИ ГЕНРИ ЛАЙОН
(Громов Дмитрий - р. 1963, Ладыженский Олег - р. 1963)
Молодые украинские писатели. Харьковчане:
Д. Громов родился в Симферополе, несколько лет прожил в Севастополе, а в 1974 г. семья Громовых перебралась в Харьков. В детстве увлекался Ф., а в 13 начал сочинять сам. После школы Харьковский политех, факультет технологии неорганических веществ, в 1986 закончил с отличием. Несколько лет аспирантуры, но увлечение фантастикой помешало довести диссертацию. В 1991 г. появилась первая публикация - рассказ "Координаты смерти" и первый рассказ в соавторстве с О.Ладыженским - "Счастье в письменном виде". Среди музыкальных предпочтений Г. особое место занимает группа "Deep Purple", творчеству которой посвящена написанная им монография. Имеет коричневый пояс по катарэ (школа ГОДЗЮ-рю).
О.Ладыженский родился в Харькове. В 1980 г. поступил в ХГ институт культуры, который закончил по специальности "режиссер театра". С 1984 г. режиссер театра-студии "Пеликан". В 1987 г. стал лауреатом 2-го Всесоюзного фестиваля театральных коллективов. Фантастикой увлекался исключительно как читатель и режиссер. (спектакли по произведениям АБС "Трудно быть богом" и "Жиды города Питера"). Член МАНОКК (Международной ассоциации национальных объединений контактного каратэ-до), имеет черный пояс, I дан, судья международной категории. С 1992 г. - вице-председатель ОЛБИ (Общества любителей боевых искусств), старший инструктор школы ГОДЗЮ-рю.
По признанию Д.Громова они "впервые познакомились в 8-м классе (1978 г.), на литературной студии, которую оба посещали. Правда, тогда особо не общались, и через некоторое время потеряли друг друга из виду..." Вторично познакомились" в школе каратэ. Олег к тому времени занимался уже три года и был инструктором-стажером (помощником) того инструктора, к которому я пришел заниматься в группу первого года. Это было в 1985 г. Вскоре узнал, что Олег режиссер в театральной студии. Пьесу свою принес. Фантастическую..." О.Ладыженский пьесу отверг, посчитав слабой в художественном отношении. В утешение автору была предложена роль Ваги Колесо в спектакле по пьесе "Трудно быть богом". В результате Г. сыграл целый ряд ролей в "Пеликане". Постепенно обнаружились общие интересы - литература, искусства Востока, боевые искусства. В скоре возникла идея писать совместно: "Писатель Олди появился на свет божий тринадцатого ноября 1990-го года в городе Харькове... ".Первым совместным творческим опытом стал рассказ "Кино до гроба и..." С этого момента соавторы уже не расставались: в 1991 году была создана мастерская Второй блин, на счету которой сегодня более 60 подготовленных к публикации на Украине и в России книг.
Далее беру бразды в свои руки :)
В своем творчестве Громов и Ладыженский выделяют три этапа. Есть у меня книга, где они сами об этом и говорят:
"Первый этап - это поиск своего стиля и притирка соавторов друг к другу. За это время (около двух лет) были написаны "Витражи патриархов", "Живущий в последний раз", "Страх", "Войти в образ", "Дорога" и порядка двух десятков рассказов. Наконец притирка завершилась, мы окончательно нашли свой жанр, который сами же и назвали "философском боевиком", и начался второй этап - разработка найденного нами литературного пространства. Так в 19921993 гг. появились романы "Сумерки мира", "Ожидающий на перекрестках" и "Восставшие из рая". Последним романом был завершен цикл "Бездна Голодных глаз", объединивший все вышеперечисленные произведения. Определять же суть третьего этапа мы оставим критикам после того, как они прочтут наши новые романы "Путь меча", "Герой должен быть один" (Олди Г.Л., Герой должен быть один. Барнаул, 1996, с.4- 5)
Пожалуй, "Бездна Голодных глаз" - именно то, чем Олди покорили меня. Началось все с первого тома "Перекрестка" (сборник элитарной фантастики не-помню-какого года, у меня его увели ;), где были напечатаны "Сумерки мира". Перечитал я их, чтоб не соврать, раз пять. Думаю, говорит о многом. В центре, как и в большинстве произведений Олди, равноценность всех сущих в мире и их трагическое непонимание этого. В мире "Сумерек" живут Изменчивые ("Перевертыши") - своеобразные тотемные оборотни, "перекидывающиеся" при необходимости в тотемное животное; люди, "у которых жизнь - единственная и последняя"; Девятикратные, салары, "Скользящие в сумерках" - наделенные способностью к девятикратному "повторному" рождению; а вместе с ними Пустотники (демоны): оборотни (прародители Изменчивых) и бесы (бессмертные боги, прародители Девятикратных). Есть общая история и общий враг - Бледные господа, варки, мороки, "живая смерть": "Это - та сторона мрака. Это - сумерки мира".
Действие происходит в период "сумерек мира", когда "дети" забыли советы "отцов", стали "жить своим умом", расхотели понимать друг друга и "разность" стала "враждебностью": Девятикратные ловят Перевертышей" Изменчивые убивают Мертвителей... но открытые "врата мира" начинают пропускать Бледных господ - порождение Бездны Голодных глаз. И только совместные усилия позволяют разбудить Пустотников, могущих закрыть Двери. Ценой жизни. Но они это делают - лишь только "дети" примиряются...
Мысль о приятии и понимании друг друга такими, какие мы есть - вместе с размышлениями, как трудно быть человеком в полном смысле этого слова, так или иначе присутствует у Олди.В равной степени в романах на зримо-образном уровне проявляется древнейшая мудрость: "мы понимаем мир так, как его видим, но мир совсем не таков, как мы его понимаем". Именно вИдение изнанки бытия и понимание: "левая рука тьмы есть правая рука света" - своеобразие творчества Олди.
Роман "Сумерки мира" - центральный, весь цикл примерно одинаков по стилю и написанию (со скидкой на притирку соавторов). И лично мне нравится большая часть "Бездны", ведь в основном - это все, что у меня есть из их книг. ;)
Но перейдем к т.н. третьему этапу. В основе большинства произведений - синтез жанров и направлений: оккультная эзотерика и традиции боевика, философско-аллегорическая притча и романтическая проза, элементы НФ и магический реализм... И все это вместе - неомиф, тем более, что авторы и сами признают связь с мифом, не сказкой - в мифе "реальное и вымышленное, рациональное и духовное неразделимы" - Ю.Кагарлицкий.
Сверхэкзотичные миры Бездны сменяются не совсем нам чужими - авторы последовательно пересматривают мифы разных народов, передавая в произведениях - в стиле, деталях национальный дух первоисточников.И в то же время - картина общего истока, где человек восстает, играет с высшими сущностями, вопреки замыслам и правилам - в смертельную игру, из которой рождается реальная жизнь. Часто произведения построены на столкновении идей-оппозизий и героев-носителей идей - возвышенное/низкое, живое/неживое, люди/ нелюди, человек/вещь, смерть/бессмертие.
Трудно пересказывать их произведения наслоение миров, рассказчиков, пространств и времен - и все связано, органично дополняет друг друга. Но я попытаюсь...
Первым романом третьего этапа для меня стал "Пасынки восьмой заповеди". Купил его сразу, как прочел первый абзац:
- Пся крев! Где черти носят этого пройдоху-корчмаря! Клянусь епископским благословением, еще мгновение - и я нашинкую весь его проклятый род на свиные колбасы!
На улице был 1996 год, о Сапковском я не слышал, а тут - родное! Пусть и польское! Не далеко и до белорусского.
Люди и не совсем - те, кто может взять ваши эмоции, ваши мысли и воспользоваться ими. И Великий Здрайца, Петушиное Перо - тот, кого по незнанию зовут дьяволом, тот, кто покупает души... И любящая девушка, укравшая душу любимого прямо из лап Здрайцы. Уже проданную душу...
Роман действия, много фольклора, фирменный стиль Олди - что еще надо для хорошей книги. А художественную ценность книги подтверждает "Лунный меч" - тематическая премия "Странник" за мистику в фэнтези.
Потом был "Путь меча". Вот тут я до конца понял, что такое неомиф. Мир "Пути меча" экзотичен и невероятен. Здесь сосуществуют вместе люди-воины и... наделенное разумом оружие! Мир, в котором искусство фехтования доведено до абсолютного совершенства, но нет войн и не поощряются убийства. Мир, которому угрожают... Дикие Лезвия - оружие без разума, бойцы несовершенные, но - умеющие убивать! Разумеется, в мир приходит герой - Чен-в-Перчатке, человек без правой руки, подчинивший разуму бездушное железо... Клинки узнают: Придатки разумны, то же узнают об оружии и люди. Вместе они смогут противостоять угрозе. Роман этот интересен не только оригинальностью и новизной фантастической идеи, динамикой сюжета, но и тем, что "Путь меча" первая в мире утопия в жанре героической фэнтези - практически идеальное государство, гармоничное, эстетизированное, где поединки на мечах - искусство, а не средство убийства.
Позже были написаны романы "Дайте им умереть" (более поздние времена мира "Пути меча", где события предыдущей книги стали мифом) и "Я возьму сам" (предыстория мира, где и появляется разумное оружие).
Еще я прочитал "Герой должен быть один", роман, в котором наново переосмысляется миф о Геракле. Зевс-Громовержец зачал ребенка, будущего великого героя Эллады с женой видного полководца Не-Помню-как-там-его. Но случилось непредвиденное: родилась двойня, мальчики-близнецы, похожие как две капли воды. Кто-то - сын Зевса, герой, второй - сын полководца... Но кто? С самого рождения определили в герои более активного, но время показало - герои оба, хоть в истории должен остаться один. Написано с полным сохранением стиля греческого мифа и духа той, Древней, Эллады.
А вот, наконец, книга, которую я считаю лучшей. Именно из-за нее выпуск готового еще 13-го февраля номера так задержался. "Мессия очищает диск". Когда я вырвал эту книгу из рук босса, он сказал: "Что-то мне говорит, что ты ее оставишь". Я только хмыкнул - три бака, конечно, не деньги, но все же книга должна того стоить. СтОит...
Средневековый Китай, буддизм, даосизм - почти горячо любимая мной Япония. Мир рушится - что-то сломалось в Кармическом компе, как его называет один из персонажей, - странная "болезнь Будды", когда в человеке живут несколько сознаний, косит жителей Мира Желтой пыли; живые мертвецы; собаки, выводящие в пыли иероглифы, и лишь в Шаолине, монастыре, готовящем кадры для секретной службы, все спокойно. Слишком спокойно. Это привлекает внимание судьи, даоса и маленького мальчика, в которого вселился лихой компьютерщик из нашего времени...
Олди выжали из материала и сюжета все. И та Книга, что получилась, заслуживает внимания.
Еще Олди написали трилогию "Черный баламут" ("Гроза в Безначалье", "Сеть для Миродержца", "Иди, куда хочешь") на основе древнеиндийских мифов (в основном, "Махабхараты"), но их прочесть мне не удалось.:(
Творчество Олди - явление живое, развивающееся. В нем, с одной стороны, заметны черты коммерческие (приключенческий сюжет, серийность), с другой стороны стиль и содержание - утонченные, приятные для чтения и восприятия. Поразительно: за семь лет 15 романов, почти десять авторских сборников, тем не менее о ремесленичестве говорить не приходится. Олди - один из лидеров "новой волны" российской фантастики.
С 1996 г. Дмитрий Громов и Олег Ладыженский входят в состав номинационной комиссии литературных премий в области фантастики: "Интерпресскон" и "Бронзовая улитка", а с 1997 г. являются членами жюри литературной премии "Старт".
|