В. Окулов
ФАНТАСТ ДЛЯ МАЛЬЧИШЕК
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© В. Окулов, 1989
«Аэлита»: науч.-фантаст. прилож. к газ. «Ленинец» (Иваново).- Вып. 1.- 1989.- 30 сент.- ( 1).- С. 6.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
СЕЙЧАС уже невозможно вспомнить, какую именно книгу НФ я прочитал первой - ведь было это более 25 лет назад!
Но одной из первых - совершенно точно - была необыкновенная история шестиклассника Васи Голубева. В поисках зуба мамонта он попал в снежную яму, проспал в ней 50 лет и очутился вместе с мамонтом Тузиком в 2005 году, с его "чудесами" науки и техники. Мне (в то время пятикласснику) история эта так понравилась, что я тут же стал "пропагандистом" НФ, советуя прочитать книгу всем друзьям и знакомым. Книгой этой была фантастическая повесть В. Мелентьева "33 марта. 2005 год", а год на дворе стоял 1961-й.
Повзрослев, я заметил, конечно, что человеческие взаимоотношения героев повести сверхсхематичны, но разве этого ищут в книгах мальчишки? Да и вообще, вес это путешествие в будущее приснилось Васе, а рассказ о "чудесах" техники будущего так увлекателен и интересен! Повесть была замечена отнюдь не только мной, что подтвердили ее переиздания, переводы на языки народов СССР, издание ее в Японии и ЧССР.
Заслуживает внимание и дальнейшее творчество Виталия Григорьевича Мелентьева, внесшего свой вклад в развитие советской научно-фантастической литературы для детей - первого и единственного писателя-фантаста из Иванова!
До Мелентьева в нашем крае фантастики не писали. Фабричные сказы М. X. Кочнева, публикуемые с 40-х годов, "расцвеченные чисто кочневской фантастикой, как бы незаметно рождаемой самой реальностью", вряд ли можно отнести к фднтастике, тем более, что продолжения в творчестве других ивановских писателей эта ветвь литературы не получила. Лишь с приездом в Иванове Мелентьева в 1953 году и началась небогатая "история" НФ нашего края.
Родился будущий писатель в Петрограде в 1916 году, работал слесарем в Таганроге, плавал на судах Азовского пароходства, был грузчиком в Новороссийске, разносчиком газет в Батуми. Работал в армейской печати, участвовал в финской кампании, в Великую Отечественную работал во фронтовой газете вместе с Твардовским. Выл ранен, воевал с Японией, после Победы служил в Приморье и Забайкалье.
Много повидав и испытав, журналист-подполковник решил попробовать свои силы в литературе. Первую свою книгу стал писать не о войне - о золотоискателях, ведь и сам он почти мальчишкой мыл на Алтае золотой песок. Но от войны было не уйти: вторая и третья книги - о ней, как и главные книги писателя- повесть "Фронтовичка" (1964) и роман "Варшавкая (1982).
В 1953 году Мелентьев демобилизовался и приехал в Иваново, где и написал свою первую фантастическую повесть для детей "33 марта". Почему писатель обратился к НФ, судить не берусь, но обращение оказалось плодотворным: повесть и хвалили, и ругали, но в целом одобрили попытку создать "отвечающую духу времени фантастику для младших школьников". Поэтому Виталий Григорьевич (наряду с произведениями о войне и современниках, приключенческими повестями) продолжил работу и в этой области, опубликовав повести "Голубые люди Розовой земли" (1966) и "Черный свет" (1970), составившие вместе с "33 марта" трилогию, переизданную полностью в 1973 году.
Эти две повести я прочел уже достаточно взрослым (детского восприятия как не бывало), к тому же это были годы увлечения фантастикой Стругацких и Лема - так что книги эти прошли не замеченными мною. Как и критикой, к сожалению... Критика в эти годы не баловала писателя: хотя его книги выходили в центральных издательствах, рецензий не было... Для Мелентьева молчание критиков было обидно: он честно сделал свою работу и хотел знать, как ее оценивают! Но в основном внимание критики привлекает "халтура": гораздо легче разругать ее в пух и прах, чем разобраться, что инея книга не просто неплоха, но и заслуживает пристального внимании.
Насколько я способен на это - не знаю. Но сейчас считаю трилогию Мелентьева не просто интересной книжкой о невероятных приключениях мальчишек на Земле и в Космосе. Нет, не только... Ведь в ней ненавязчиво утверждается и доказывается, что настоящий друг готов разделить самые большие несчастья и самые сложные приключения, что война - сумасшествие, а вкус к приключениям - совсем не самое страшное на свете!
Пожалуй, об этом же и фантастическая повесть писателя "Обыкновенная Мёмба" (1978), в которой трое советских школьников совершенно необыкновенным образом попадают на планету Мемба, жизнь на которой - осуществленные мечты тогдашней земной жизни и науки. Недаром в своем обзоре НФ ("Мир приключений", 1981) Вс. Ревич доброжелательно назвал ее "утопией для детей".
К утопии можно отнести и рассказ Мелентьева "Дорога через себя" (1975). Фантастические рассказы писателя (их всего три) также достаточно интересны. Недаром "Шумит тишина" ("Искатель", 1966) включена в сборник лучших публикаций в журнале "Мир Искателя" (1973). Кроме этого, Мелентьев - автор фантастической пьесы Для детей "Пираты южных морей", поставленной в Ивановском драмтеатре в 70-х годах. Пожалуй, лишь на этой пьесе налет провинциальности, за пределы области она не вышла. Фантастические же книги писателя стали достоянием всесоюзного читателя! Жаль, что его творчество так и не получило должного признания...
А было ему нелегко: последние годы жизни (уже в Ногинске) Мелентьев тяжело болел, но продолжал работать.
Активно участвуя в свое время в литературной жизни Иванова, буквально "заражая" упорством и любовью к литературе начинающих авторов, Виталий Григорьевич, к сожалению, не смог "заразить" их своей любовью фантастике... Немногочисленные попытки писателей и журналистов города написать что-то "фантастическое" (такие попытки в областной прессе делали В. Герасимов, В. Костин, Н. Иванов, И. Мартьянов), пожалуй, интересны лишь для ивановских же любителей фантастики...
В. ОКУЛОВ.
|