Б. Марьянов
ФАНТАСТИКА ИЛИ МИСТИКА?
Рецензия по просьбе читателей
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© Б. Марьянов, 1965
Наука и религия. - 1965. - 8. - С 93-94.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2007 |
Несколько писем из разных городов Украины пришли в редакцию почти одновременно. «Очень просим ознакомиться с рассказом О. Бердника «Встреча над пропастью», напечатанным в журнале «Знания та праця», и высказать свое мнение о нем». «Просим сообщить ваше мнение о рассказе О. Бердника». «Напечатайте разъяснение к рассказу»...
В украинском научно-популярном журнале для юношества «Знания та праця» («Знание и труд») рассказ занимает две страницы, пересказать его содержание не составляет труда. Оговоримся сразу, что журнал не назвал рассказ фантастическим, так что до определенного момента читатель воспринимает повествование как реальность.
В Алтайских горах идет отряд геологов. Люда устала, отстает от товарищей. Начинается снежная буря. Порыв ветра сталкивает девушку со скользкой тропинки, из последних сил она цепляется руками за каменный выступ и повисает над бездной...
– Вы не погибнете, – вдруг слышит она спокойный голос.
Незнакомец легко вытащил ее, усадил под скалой. От его голоса и прикосновения Люда быстро успокоилась. Исчезло даже чувство усталости.
Ее спаситель – тонкий, нежный юноша с матово-бледным лицом, одетый в легкий летний серо-голубой костюм, – начинает с того, что читает мысли девушки, затем прикосновением исцеляет рану на ее ноге, мановением руки уводит в сторону снежный буран, сквозь толщу гор замечает, что спутники Люды возвращаются за ней, и... исчезает. А Люда «смотрела на далекие звезды, и слезы, неизвестно отчего, катились по ее щекам».
Вот, собственно, и весь рассказ. Но смысл его не исчерпывается описанными событиями, он открывается читателям в разговорах Люды с ее таинственным спасителем. Вернее, в том, что он ей поведал о себе и о мире, из которого пришел на Землю. Он – «из иного мира», с планеты Уран. Это – мир, принципиально отличный от нашего «низшего, где состояние материи очень пассивное». Мир незнакомца – совсем иного «уровня», более совершенного, «высшего плана Бытия».
Каков иной мир, какие разумные существа его населяют, какими способностями они обладают – об этом Людин спаситель рассказывает довольно подробно, и, чтобы разобраться, что к чему, нам придется здесь привести довольно пространный отрывок:
«– А как вы попали к нам? Где ваш аппарат?
– У нас нет аппаратов.
– Никаких? Как же так... Тогда ваша эволюция очень бедна. И потом... как же все-таки вы очутились на Земле?
– Воля Разума – сильнее всего в Космосе. Мысль – огненный факел материи. Мысль создает все. У вас на Земле она еще слаба. Вы не умеете ее конденсировать. Вы пользуетесь промежуточными техническими звеньями – аппаратами. Это своеобразные протезы. А наша эволюция лишена таких протезов.
Девушка обиделась:
– Технику вы называете протезами?
– Это истина, – мягко сказал юноша. – Естественные чувства существ, их органы – результат творчества самой Природы. Видя, слыша, осязая, вы изучаете мир непосредственно. А технические аппараты создают между исследователем и объектами Природы барьер. Вы анализируете не природные явления, а только импульсы ваших аппаратов. У нас же нет никаких лишних протезов. Никаких дополнений. Существо и Вселенная. Творение и Творец. Фокус Познания и Бесконечность, познаваемая этим фокусом... Вы подумали, что на Земле это невозможно. Я думаю – наоборот. И докажу это. Я изучал вашу культуру, технику. Возьмем связь. Радио, телефон. Они примитивны. В каждом человеке – человеке Земли, разумеется, – есть мозг, есть тонкие, чувствительные аппараты связи...
– Телепатия, – сказала Люда. – У нас пробуют.
– Вот именно. Но вы боитесь. Боитесь предопределенного Природой. Природа в своем импульсивном эволюционном творчестве была более смелой, чем вы, разумные, сознательные существа. Итак, связь носит каждый в себе. Мысль практически не имеет предела в скорости полета. Она вне трехмерности...
– Ну, хорошо, – согласилась Люда. – А машины для передвижения, самолеты, ракеты для полета в другие миры?
– Смотря как передвигаться, – рассмеялся незнакомец. – Вы перевозите по планете и в пространстве много вещества. Но это совершенно лишнее. Нужно пересмотреть необходимость этого. Строить можно на любом месте – материя есть везде. Необходимо только научиться ее трансформировать в нужные для существ формы и качество. Для этого служит мысль, если она концентрирована. Если она кооперируется с силами Бесконечности, то есть Пространства. Войдя в лоно Пространства, как часть его, поняв его силы, вы сможете свободно передвигаться и по своей планете, и в иных сферах Бытия. Вам нужно постичь силу мысли. Без этого Космос закрыт.
– Нет. Мы уже начали полеты.
– Это только детские шаги. Представьте себе соизмерение – Бесконечность и человек! Когда он завоюет ее? Никогда. А мысль – охватывает Бесконечность сразу.
– Но ведь это... фикция?
– Не фикция, а великая реальность. Фикция – ваши полеты. Все в человеке. Он – единственный хозяин Космоса. Только безгранично развивая себя, свои чувства, безгранично, – подчеркнул юноша, – можно постичь суть Бытия.
– А почему вы здесь?
– Случайно. Я попросил Учителя, чтобы он позволил мне провести этот опыт...
– Какой опыт?
– Изучение низшей планеты, где состояние материи очень пассивное.
– А каков вид ваших людей, такой, как я вижу?
– Нет, совсем не такой. Эту форму я создал для пребывания на Земле.
– А можно было бы увидеть вашу настоящую форму?
– Это невозможно. Я и так много сказал...
– Мы еще встретимся с вами когда-нибудь?
– Все встретятся».
На этом интригующем обещании можно, пожалуй, оборвать затянувшуюся цитату. Попробуем разобраться в ней.
Итак, в том мире, откуда пришел на Землю незнакомец, сознание, разум, мысль достигли своих высших ступеней развития. Мысль не только «не имеет предела в скорости полета» и «сразу охватывает Бесконечность», но и способна «конденсироваться», «концентрироваться» и в таком состоянии получает свойство «создавать все», преобразовывать материю, «трансформировать ее в нужные для существ формы и качество», причем без «протезов», без «промежуточных технических звеньев», а непосредственно своей собственной силой.
Но мысль в том мире обладает и еще более удивительными свойствами. Вспомним: «Бесконечность и человек! Когда он завоюет ее? Никогда. А мысль – охватывает Бесконечность сразу». Обратите внимание на это «а». Человек – никогда, а мысль – сразу. Значит, мысль не с мыслящим существом, а где-то вне его, над ним, несравненно выше. Да и вообще эта мысль «вне трехмерности», не от мира сего.
Перспектива для фантаста поистине заманчивая! Можно только пожалеть, что автору рассказа не хватило фантазии, и своего пришельца из мира иного он заставляет заниматься такими банальными делами, как спасение заблудившейся девушки, исцеление ее раны, прекращение бури. Да и здесь он действует удивительно кустарно, уподобляясь заурядным чудотворцам, деяния которых рассказаны и пересказаны и в евангелиях, и в житиях святых. Люду он вытаскивает из пропасти, «схватив сильными пальцами ее руку». Исцеляя ее, он «провел ладонью по ране». Прекращая буран, «легко провел рукой в пространстве, описывая ею плавный круг».
Между тем «Учитель» мог отправить своего посланца в образе человека на «низшую планету» с миссией Спасителя всего заблудшего в грехах человечества. Тогда, кстати, уместнее были бы и такие его сентенции, как: «Только безгранично развивая себя, свои чувства, можно постичь суть Бытия» или обещание, что «все встретятся».
Можно было нарисовать и еще более впечатляющую картину – как «концентрированная» мысль, Разум с большой буквы, «трансформирует» материю в угодные ему формы и качества. Как он без помощи каких бы то ни было «протезов», скажем, отделяет свет от тьмы, сушу от воды, неживую материю трансформирует в растения, животных, птиц, рыб и разных гадов, а одну горстку праха – в земного человека, вдувает в него душу живую...
Даже эти два сюжета, согласитесь, куда благодарнее и увлекательнее, чем избранный О. Бердником. Впрочем, взять их было бы, пожалуй, неудобно – ведь оба уже использованы другими авторами!
* * *
На этом можно было бы и закончить нашу рецензию по просьбе читателей, если бы журнал «Знания та праця» не посчитал нужным через несколько номеров снова вернуться к рассказу – на этот раз в фельетоне И. Власенко «Схватили бога за бороду». Фельетон необычен – и своей развязной формой, и еще больше содержанием. Это своеобразная инструкция: как должны читать рассказ О. Бердника «все нормальные люди» (!).
«Новелла Олеся Бердника, – объясняет фельетон, – фантастическая. Писатель допустил (и допустил с полным основанием), что Вселенная – это не только Земля и «твердь небесная»... Вселенная – это бесконечность, существующая в вечности. Так что где-то в другой Галактике могут быть и разумные существа, обогнавшие в своем эволюционном развитии людей на миллионы лет. И то, что нам кажется чудом, для них – обычные действия. Но то не боги, а разумные существа-творцы».
Спору нет, «допустить», что Вселенная не ограничивается нашей планетой и представляет собой существующую в вечности бесконечность, автор фантастического рассказа имел все основания. Никто не оспаривает и его права изображать разумные существа, обогнавшие нас в развитии на миллионы лет (хотя справедливости ради следует уточнить, что в рассказе говорилось не о «другой Галактике», а о околосолнечной планете Уран). Но и через миллионы и миллиарды лет останется незыблемой первичность материи, вторичность сознания. Как не была никогда, так никогда не станет реальностью идея о «мировом Духе», «универсальной Воле», «высшем Разуме», стоящем над материей, создающем и трансформирующем ее, управляющем ею.
И напрасно журнал «Знания та праця» поспешил применить известную пословицу «пошли дурака богу молиться...» к тем читателям, кто «незнакомца» из рассказа «Встреча над пропастью» воспринял как существо сверхъестественное, как пришельца из потустороннего мира. Где фантастика переходит грань материалистического восприятия мира, там начинаются мистика и поповщина.
|