В. Козьмин
ПЕРВЫЙ ПОСТУЛАТ ФАНТАЗИИ
Конкурс «Мир 2000 года»
|
ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ |
© В. Козьмин, 1972
Техника-молодежи.- 1972.- 11.- 1 с. обложки, С. 12-13.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
На стендах конкурса "Мир 2000 года" уже были выставлены десятки красочных полотен, посвященных научному предвидению будущего. Подчеркиваем: именно научному предвидению, а не просто игре воображения, беспочвенным фантазиям, прихоти ума. Но как отличить реальные фантазии от беспредметных абстракций? Иными словами, существует ли надежный, всеобъемлющий постулат заглядывания в будущее? На этот вопрос еще в прошлом веке попытался ответить знаменитый французский экономист и юрист Эрнест Тарбури. В своем обширном труде "Будущее общество" он писал: "Лебедь одолжил свои крылья ангелам христианских легенд, а летучая мышь - дьяволам, рожденным страхом средних веков. Страшные грешники и колдуньи имеют свои подобия в медицинских изданиях нашего времени... То же происходит и с "заглядываниями в будущее". Мы не можем себе представить будущего мира иначе, как состоящим из элементов современного общества. Как бы ни было смело наше воображение, оно может только соединять, вычитать, группировать, складывать в более или менее цельные модели только те формы, которые нам кажутся пригодными для будущей жизни, но которые мы видим вокруг себя хотя бы в зачаточном состоянии или которые воскрешаем из умерших цивилизаций".
Итак, отбор форм, пригодных для будущей жизни, - вот основа для возведения модели грядущего. На первый взгляд эта мысль может показаться слишком рационалистичной, приземленной. И все же она исчерпывающе точна. Самые диковинные, фантастичные явления будущего должны в нашем воображении покоиться на твердом фундаменте современности, быть ее продолжением.
Этот принцип причинного взаимодействия "сегодня - завтра" объединяет и картины, которые мы публикуем в текущем номере.
Взгляните на первую обложку. Здесь воспроизведено полотно молодого московского художника В. Давыдова "Синяя ветвь космоса". Вполне реальный земной корабль, как бы стартовавший из нынешнего дня, гармонично вписан в синие перепутья космического океана.
Аппликация И. Диденкова из города Могилева "Солнечные цветы" (справа) - мечта о необычайной флоре иных планет, в чем-то неуловимо напоминающей земную растительность.
И наконец (слева) картина москвича Б. Травкина "Антарктическая научная станция по выращиванию инопланетных растений и исследованию их свойств". Вот что сообщает автор:
"Недалеко то время, когда автоматические станции будут доставлять на Землю с других планет солнечной системы не только минералы, но и зародыши, споры и семена диковинных трав, цветов, растений. Я попытался изобразить биологическую лабораторию, где под пластмассовым термостойким куполом растет венерианское дерево. Для него созданы все необходимые условия - высокое давление и температура. Листья дерева выделяют ядовитые испарения, поэтому в целях безопасности лаборатория построена на пустынном антарктическом берегу".
|