В. Козьмин
ПРОГРАММИРУЕМОЕ БУДУЩЕЕ
Конкурс «Мир 2000 года»
|
ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ |
© В. Козьмин, 1972
Техника-молодежи.- 1972.- 8.- С. 10-11.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
|
Схватка |
Зададимся целью мысленно очертить себе круг трудностей, с коими придется столкнуться будущим астронавигаторам. Тем, кто расцветит солнечную систему, прихотливыми узорами космических трасс. Тем, кто отважится наконец проложить путь от зеленого ростка земной цивилизации - дальше, выше, глубже - сквозь крону золотого древа вселенной.
|
Звездные пирамиды |
Первая ступень испытаний: человек и техника. Сколь бы ни были совершенны навигационные приборы, сколь бы ни были прочны и надежны материалы, всегда не исключена возможность поломок, аварий, катастроф. Всегда ли? Да, видимо, всегда, даже в пору безраздельного грядущего господства всесильной техники. Что значит, к примеру, нынешняя техническая мощь нашей цивилизации перед извержениями вулканов, циклонами, падениями крупных метеоритов? Перед лицом подобных катаклизмов люди пока еще практически бессильны, подобно своим предкам из каменного века...
Проблемы психологии: долгое пребывание в невесомости, психологическая несовместимость, одиночество - трудности несравненно высшего порядка, нежели "технические" либо "технологические". Однако, как свидетельствует опыт первых околоземных путешествий, есть все предпосылки для обитания человека в космосе.
|
Растения - странники |
В центре воображаемого "круга трудностей" значится "Встреча с Неизвестным". С неизвестным разумом, фактом, миром. Писатели-фантасты давно уже исподволь готовят нас к подобным встречам - до статочно вспомнить хотя бы "Туманность Андромеды" Ивана Ефремова, "Солярис" Станислава Лема, "Черное облако" Фреда Хойла. Мыслящие облака, разумные медузы, цветы, наделенная сознанием целая планета, загадочные, таинственные, непостижимые явления - вот далеко не полный перечень диковинок во плоти и духе, живущих на страницах фантастических сочинений.
Встреча с Неизвестным... Чтобы быть заблаговременно готовым к ней, мы должны уже теперь моделировать в искусстве (и, в частности, в живописи) подробности "свидания на звездном уровне". Таков необычный замысел молодого львовского художника Петра Кливака, воплощенный в его графической серии "Программируемые миры".
|
Встреча |
"Стало общим правилом, что летчики, мореплаватели, шоферы, космонавты поначалу обучаются на тренажерах, а затем только получают возможность испытывать свое мастерство в реальной обстановке, - пишет Петр Кливак. - Не сомневаюсь, что в будущем появятся устройства, которые будут имитировать встречу земных посланцев с другими мирами. Мои гравюры - попытка представить Неизвестное методом проб и ошибок, попытка зрительно запрограммировать непредсказуемые события в грядущем".
Удался ли художнику его замысел? На этот вопрос пусть ответят сами произведения Петра Кливака.
|