История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Андрей Щербак-Жуков

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ... ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Компьютерная мультипликация

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© А. Щербак-Жуков, «Если», 2002

Харитонов Е. В., Щербак-Жуков А. В. На экране Чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002): Материалы к популярной энциклопедии / НИИ Киноискусства; журнал «Если». - М.: В. Секачев, 2003. - 320 с.

Любезно предоставлено авторами, 2003

Однажды на страницах журнала «Если» я уже рассказывал о фантастических опытах студентов ВГИКа и Высших курсов режиссеров и сценаристов (№ 10, 2000), однако время идет, каждый год в рамках учебного процесса снимается несколько десятков новых короткометражных работ. Попадаются среди них и те, на которые стоило бы обратить внимание и читателям журнала фантастики... В общем, передача "Знакомьтесь, молодые кинематографисты", начатая уже почти два года назад, потребовала продолжения. Специальная тема нынешнего выпуска: фантастические компьютерные мультфильмы, снятые в стенах института кинематографии...

Ни для кого давно не секрет, что современный фантастический кинематограф не мыслим без компьютерных технологий. Да и нефантастический, впрочем, тоже... Дело даже не в спецэффектах: компьютер значительно упрощает кропотливую и полную неожиданностей работу кинематографистов. Так, например, в фильме Анстаса Харалампидиса "Не упустить убийцу" (подробно о нем рассказывалось в предыдущей статье) должен был быть очень важный проход героя по переулку. Этот эпизод должен был задать настроение всей картине. Снимался он сверху, с крана. Было сделано два дубля - больше не позволяло количество пленки - и так вышло, что в одном дубле получилось невыразительное начало, но отличный конец, а у второго начало удалось на славу, но в финале оказался брак. А кадр, по задумке режиссера, должен быть целым, без монтажных склеек... Анастас хотел просить помощи у студии компьютерной графики, чтобы они "затерли" стык, однако оцифровка такого количества экранного времени с последующей его перегонкой назад на пленку стоила слишком дорого - бюджет учебной картины такого не мог позволить. Пришлось обходиться "дедовскими" средствами...

По-настоящему продуктивно используют компьютеры в своих работах студенты-мультипликаторы. Самый трудоемкий процесс в создании мультфильмов - фасовка. Когда-то каждая картинка контуром рисовалась на целлулоиде, потом заливалась густой краской... Теперь рисуют художники на листе бумаги, сканируют и заливают уже на экране компьютера. Так сейчас делаю все, но некоторые стараются создать с помощью компьютера необычный фантастический мир, пространство, существующее по своим необычным законам...

Впервые специальный набор режиссеров компьютерного кино состоялся в 1991 году. Мастерскую совместно с ВГИКом финансировал Центр детского кино Ролана Быкова, а возглавил режиссер-экспериментатор Владимир Кобрин. В середине 80-х годов его странные картины время от времени показывали по учебному каналу телевидения. Экранное пространство заполняли необычные приборы, странные люди, выразительная фактура, однако хоть сколько-то связный сюжет отсутствовал напрочь - режиссер стремился к предельной изобразительной выразительности кадра. Ученики, как правило, подбираются под стать мастеру - выпускники первого набора сейчас в основном делают клипы, работают на телевидении. В 1999 году было показано несколько работ студентов второго набора. Большинство из них выдержано в той же манере. Действие картины "Конец и начало" Р. Новиковой и "Игра" М. Саакян происходит в странном пространстве, наполненном необычными персонажами (во втором фильме снимается известный модельер-авангардист Андрей Бартеньев), но суть самого действия уловить невозможно. Несмотря на то, что первая картина длится восемь минут, а вторая десять, сюжета в них нет. Коротким работам Платона Инфантэ-Арана "Пустое действие?" и "10 лет из жизни DJ D. Red" сюжет не нужны по определению - это фильмы-клипы в манере телевизионного баловства в передачах "Веселые ребята" и "Монтаж". Это видео-перформансы, восходящие истоками к творчеству художников-концептуалистов, а не сюжетные работы.

Непосредственное отношение к фантастике имеет, пожалуй, только одна работа - "В далеком созвездии Тау Кита" Степана Евтерева. Впрочем, к известной песне Владимира Высоцкого она не имеет никакого отношения. Это трехминутный фантастический видеоклип, коллаж-танец под красивую романтическую музыку. На далекой планете живут призраки, они сталкиваются друг с другом, вступают в какие-то взаимодействия... Изобразительно картина выдержана в стилистике обложек фантастических книг 70-х - начала 80-х годов: космические скафандры монтируются с античными скульптурами, клетчатые поверхности уходят в перспективу...

Несколько лет класс компьютерной графики работает в самом ВГИКе. Руководит ею педагог Александр Ветюков, активное участие в учебном процессе принимает аспирант Андрей Вернидуб. Под их руководством было снято несколько очень интересных фантастических мультфильмов.

В основу очаровательной ленты Елизаветы Зилоновой "Земля, нас поражающая" (1999 г.) лег афоризм Козьмы Пруткова: "Дознано, что Земля, своим разнообразием и великостью нас поражающая, показалась бы, на Солнце находящемуся, смотрителю только как гладкий и ничтожный шарик". Два симпатичных пришельца, рожденных Солнцем и поэтому состоящих из плазмы, прилетают на землю времен Средневековья. Инквизиторы пытаются их сжечь, но они питаются пламенем и становятся огромных размеров... Покинув негостеприимную землю, они возвращаются в своей матери на Солнце. Картина внешне не отличается от обычных рисованных мультфильмов, хоть и сделана на компьютере по технологии, описанной выше.

В необычной технике создан короткий этюд Рустама Юнусова "Рейд" (1995): такое впечатление, что кадры нарисованы на песке, рассыпанном на гладкой поверхности. Сюжет прост: на Землю прилетает отряд инопланетян, и один из них так заинтересовался нашей планетой, что не пожелал вернуться на свою летающую тарелку.

Только в прошлом году во ВГИКе начали появляться мультфильмы, создание которых вообще невозможно без компьютера. Уже две картины, в которых применялись бы технологии 3-D, сделал Роман Пучков - студент мастерской компьютерной графики и анимации, руководимой мастерами А. М. Горленко и В. П. Колесниковой. Первая называется "Крот" (1999); это зарисовка на музыку "Stabbing Westward & Wink" и тему высокотехнологичного будущего. Шахтер спускается в шахту, без устали пробивает тоннель в земле - в один прекрасный момент стена рушится, и перемазанный грязью рабочий оказывается на необитаемом острове, нетронутом цивилизацией кусочке экзотической природы. В таких же сочных "компьютерных" тонах выдержана и его трехмерная экранизация одного рассказ из "Марсианских хроник" Рэя Брэдбери. Картина называется "The Neon Life" (2001), ее главный герой - старик, который держит закусочную на Марсе. Все покидают планету и люди и марсиане... Он видит, как марсиане разгоняются на своих летательных аппаратах и, пролетев через неоновую вывеску на крыше его заведения, исчезают. Однажды один из марсиан приглашает старика полететь с ним, и они попадают в странное пространство, непохожее ни на Землю, ни на Марс... Только компьютер смог помочь режиссеру-мультипликатору создать его.

В этом же году картину по мотивам рассказа Роберта Шекли "Простите, что врываюсь в ваш сон" сняла Светлана Андрианова - студентка той же мастерской. Это парадоксальная история о человеке, который случайно разрушил целый мир - оказывается, что эта вселенная находилась у него на руке, в том самом месте, которое он решил почесать... В фильме сцены, прорисованные прямо в компьютере, сочетается с кадрами "оживленной" фотографии.

Прошлой зимой я случайно зашел в мастерскую, где студент режиссерского факультета сидел за компьютером и занимался оцифровкой. Он совмещал на экране живого актера и птицеподобного дракона, созданного методом компьютерной графики. Молодой человек рассказал, что это будет получасовой фильм в жанре фэнтези и закончить он его планирует уже к лету... Это меня очень порадовало и внушило надежду, что у моего цикла статей о фантастическом кино, снимаемом студентами ВГИКа, будет и третья часть...



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001