История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Андрей Щербак-Жуков

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ...

Короткометражная фантастика

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© А. Щербак-Жуков, «Если», 2000

Харитонов Е. В., Щербак-Жуков А. В. На экране Чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002): Материалы к популярной энциклопедии / НИИ Киноискусства; журнал «Если». - М.: В. Секачев, 2003. - 320 с.

Любезно предоставлено авторами, 2003

В процессе обучения во ВГИКе или на Высших курсах каждый будущий режиссер снимает несколько учебных картин. Они заменяют студентам-кинематографистам курсовые и дипломные работы. Обычно это бывают короткометражные ленты, продолжительностью от десяти минут до получаса. Такая временная форма точно соответствует размеру рассказа, поэтому среди учебных работ довольно много экранизаций, в том числе и фантастики; ставят новеллы Рэя Бредбери, Кобо Абэ, Кира Булычева, Виктора Пелевина и многих других.

Эти фильмы существуют в одной единственной копии и редко выходят за пределы мастерской. Исключение составляют фестивали студенческих фильмов. Так, например, Александр Котт со своей лирической фантазией "Фотограф" о человеке, который пытался остановить время, объехал не одну страну; ставшая уже знаменитой, картина была показана по телевидению.

Прелесть этих лент в том, что работая над ними молодой кинематографист не испытывает влияния никого, кроме разве что своего мастера да собственной фантазии. Такая ситуация весьма способствует раскрепощению фантазии и созданию интересных художественных произведений. Очень часто студенческие учебные работы оказываются интереснее, чем те фильмы, что были впоследствии сняты теми же режиссерами уже во "взрослой" жизни. Юрий Мороз - автор крепких приключенческих фильмов "Подземелье ведьм" и "Черный квадрат" - в конце 80-х годов защищал свой диплом очень выразительной и крайне необычной тридцатиминуткой "Эксперимент-2000", снятой по мотивам рассказа Кира Булычева "Юбилей-2000". Не редки случаи, когда авторы очень удачных учебных работ потом пропадают, уходят на телевидение или еще куда-нибудь. Анна Викторова, дочь знаменитого режиссера Ричарда Викторова, когда-то сняла отличный двадцатиминутный фильм "Альтернатива" по рассказу все того же Кира Булычева "Выбор", но больше ни одной ее работы зрители не увидели - по разному складываются судьбы кинематографистов.

Иногда фильмы, снятые студентами в процессе обучения, выходили на большой экран. Когда-то была такая форма кинопроката - киноальманах. Короткометражные фильмы собирались по три и запускались по клубам. Были и уникальные случаи. Так студент Высших курсов Олег Тепцов умудрился вместо трех коротких фильмов снять по сценарию Юрия Арабова одну сорокаминутную картину "Господин оформитель". Как это ни удивительно, чиновникам в Госкино эта стильная и эстетская картина понравилась. Решено было доснять ее до положенного прокатного стандарта, назвать "первым советским фильмом ужасов" и выпустит на экраны.

Недавно на официальных видеокассетах вышли два сборника студенческих работ, показанных на прошлогоднем фестивале учебных картин имени Св. Анны. Проект был назван "Новый век кино". Есть на этих кассетах и фантастика.

И все-таки информации об этих картинах до сих пор очень мало, особенно, если говорить о жанре, - так позвольте же чуть-чуть заполнить эту пустоту... Когда-то на телевидении была передача "Знакомьтесь - молодые кинематографисты": режиссер Савва Кулиш знакомил широкую зрительскую аудиторию со студенческими работами. Разрешите мне разыграть из себя маститого режиссера с усами и баками и рассказать вам, какие интересные фантастические фильмы малой формы были сняты во ВГИКе за последние несколько лет. Как жаль, что у меня нет возможности показать вам хотя бы отрывки из них. Итак, начинаем передачу...

Евгений Звездаков в своем фильме "Close Up" не только соединил традиции прозы Стивена Кинга и кинематографии Микельанджело Антониони, но и провел непрямую рекламу фотоаппарата "Polaroid", который и оказался главным героем этой мистической ленты... Молодой человек ходит по городу и фотографирует на моментальную камеру архитектуру, но на каждом отпечатка почему-то появляется силуэт девушки на велосипеде. Если сложить все фотографии последовательно, то они превратятся в историю в картинках, в которой девушка попадает под троллейбус. Молодой человек пытается спасти девушку, он замечает на одном из снимков часы, высчитывает время, оказывается в нужном месте в нужное время... Он сам попадает под колеса, девушка проезжает сквозь троллейбус, а фотокамера остается искать другую жертву... Сейчас Е. Звездаков активно работает в рекламе и снимает музыкальные видео - вероятно многие видели его клипы на песни Найка Борзова "Три слова" и группы "Браво" "XXI век".

С некоторой натяжкой к жанру условной фантастики может быть отнесен фильм Анастаса Харалампидиса "Не упустите убийцу", хотя он весь, вплоть до самого финала, выстроен, как сугубо реалистическое, если не сказать, натуралистическое произведение. Этот фильм стал одной из самых масштабных постановок сегодняшнего ВГИКа, он полон сложнопостановочных кадров и массовых сцен... Убита крупная криминальная личность, осуществлявшая связь между двумя преступными группировками, нарушена стабильность в их отношениях, возникла ситуация чреватая многими конфликтами и жертвами. Убийца - никому неизвестный невзрачный молодой человек. Кто он? На кого работает? Что ему надо? Чтобы ответить на эти вопросы, за преступником установлена слежка; зритель наблюдает за ним вместе с "хвостом", следует за ним по улицам Москвы, заходит в ночные клубы и другие злачные места. Финал неожиданный - в одном из клубов убийца заходит в туалет и возносится... Камера поднимается под потолок и вылетает в окно. Кем он был? Демоном, посланцем сил зла, питающихся чужой болью или духом города, хранящим агрессию и нестабильность в самой своей сути? Это остается загадкой.

Еще один странный мистический фильм снял С. Стеблов, учащийся мастерской Александра Митты на Высших курсах режиссеров и сценаристов. Он называется "Оборотень". Это аллегория, фантастическая притча. Герой фильма, прельстившись деньгами, решил поучаствовать в преступлении, и ему стало казаться, что его начала покрывать шерсть, он стал перерождаться. Фантастические образы достаточно просты и легко читаются.

Любопытный эксперимент в области фантастических спецэффектов представили в своем восмиминутном видеофильме "Черные дары - дети Вселенной" режиссер Аль-Ахмет Ибрагимов и оператор Марат Адельшин. В фильме с трудом угадывается сюжет, зато во всех красках предстает причудливый фантастический мир, вызывающий в памяти мрачные образы "Кабинета доктора Калигари" и других лент немецкого экспрессионизма. Удивительно, как просто можно добиться замечательного фантастического эффекта, купив в переходе метро игрушечную заводную собачку и содрав с нее меховую оболочку - такой получается монстр!..

Не могу обойти вниманием фильм "Против неизвестного", снятый арабским режиссером и оператором из Палестины Халедом Эльдерра по моему сценарию "Самый честный человек". Главный герой этой картины - фотограф, он постоянно лжет, он с равным лицемерием снимает как свадьбы, так и похороны. В какой-то момент у него появляется двойник, который делает все, что пообещал герой: ходит в театр с его женой, навещает его любовницу... Двойник, созданный ложью героя, вытесняет его из жизни. Герой пытается его убить, но убивает себя - приходя очередной раз на кладбище, чтобы подзаработать фотосъемкой, он попадает на свои похороны... Несмотря на многие проколы, связанные с отсутствием должного финансирования и технической поддержки, в фильме есть целый ряд точных находок и удачных визуальных образов.

Несколько лет назад во ВГИКе режиссер Елена Саканян, известная своими документальными картинами о поэте Велимире Хлебникове и об ученом Тимофееве-Рессовском, набрала специализированную мастерскую научно-популярного и научно-фантастического кино. Однако быстрого успеха это мероприятие не принесло, на ранних курсах большинство студентов были далеки от фантастики - в основном их интересовало исключительно самовыражение, далекое от жанровых признаков. Однако один фильм этой мастерской удивил и умилил всех зрителей. Картина режиссера А. Красновского называется "16 000 иголок" - оказывается, примерно столько игл у обыкновенного ежика... Это милая фантастическая сказка о том, как Ежик и Белочка летали в космос на ракете. В соответствии с традицией фильмов-сказок зверей играют актеры в нарочитых костюмах, их приключения комментирует автор-сказочник. Очень забавно смотреть на Белку с огромным пенопластовым хвостом и Ежика с картонными иголками и черным нарисованным носиком. Это картина о дружбе и взаимовыручке в равной степени интересна как детям, так и взрослым.

Еще один фильм не столько для детей, сколько о детях может быть отнесен к жанру условной фантастики. Это картина Нурбека Эгена по сценарию С. Бейсеу и А. Аносовой "Закрытый космос". Фильм продолжает "детскую" тему, начатую режиссером в его предыдущей картине "На день старше". Герой нового фильма - тоже мальчик, он мечтает стать космонавтом. И его мечта осуществляется в его фантазиях, предметы вокруг него начинают плавать, словно в невесомости. Он играет в космос, и космос сам приходит к нему... В фильме нашли очень точные образные визуальные выражения романтические мечты о космосе, так свойственные хорошей фантастической литературе.

Соученица Н. Эгена по мастерской Владимира Хотиненко - Ульяна Шилкина - осуществила первую экранизацию рассказа Виктора Пелевина. В основу ее картины "Ничего страшного" легла новелла "Синий фонарь". Действие происходит в необычной круглой комнате, похожей одновременно на палату в пионерлагере и на интерьер ночного кошмара. Герои картины - мальчики, которые рассказывают друг другу перед сном страшные истории про мертвецов, да так заводят друг друга, что теряют чувство реальности и уже готовы поверить в то, что сами давно мертвы. В этом достаточно раннем рассказе уже чётко звучит основная тема этого автора: где грань между жизнью и смертью, между настоящим и иллюзорным, между человеком, который действительно жив, и мертвецом, который живым только прикидывается. Молодые кинематографисты нашли всему этому необычайно точное визуальное выражение. Три "страшилки" зритель видит глазами мальчиков, для их "экранизации" применены оригинальные выразительные средства, включая различные виды анимации. Над воссозданием на экране страшноватого, сюрреалистического мира Пелевина работали: оператор М. Трапо, художник С. Агин, а также мультипликаторы Ю. Аронова и Н. Наумова. Необычен и звуковой ряд фильма - звукорежиссеры А. Феденев и О. Новиков впервые в практике учебного кино применили, так называемую, "чистовую фонограмму", то есть голоса записывали не в студии, а на самой площадке прямо в процессе съемки. Все эти формальные ухищрения возымели самое удивительное действие: зритель проникается атмосферой фильма и в процессе короткого просмотра то разражается смехом, то замирает в неожиданном раздумье. В общем, все, как во время чтения Пелевина...

Несомненно, страсть ко всему необычному и таинственному, а также вкус к яркому, выразительному видеоряду Н. Эген и У. Шилкина переняли у своего учителя Владимира Хотиненко, автора таких замечательных фантастических кинолент как "Зеркало для героя", "СВ", "Патриотическая комедия".

Как видите, если в "большом" кино успешных фантастических проектов не очень много, то учебному кинематографе есть чем порадовать зрителя. Молодые кинематографисты задаются серьезными философскими вопросами и при этом стремятся к максимальной свободе формы и раскрепощению авторской фантазии. Наверное, поэтому они так часто прибегают к жанру фантастики. Они не осознанно приходят к фантастике, а просто находят в ней наиболее удачное выражение своих мыслей и чувств. Новое поколение кинематографистов выбирает фантастику! А ведь это первое поколение режиссеров и операторов нового века и нового тысячелетия. Сейчас они еще студенты и выпускники, но через несколько лет они уже смогут применить свои навыки и свою фантазию в производстве полнометражного фильма. Запомните имена, упомянутые в статье выше, возможно через несколько лет об этих людях уже можно будет писать в рубрику "Адепты жанра". В любом случае, я надеюсь, они еще порадуют любителей фантастики своими киноработами. Потому что будущее за фантастическим кинематографом - наблюдение за нынешними студентами ВГИКа наглядно доказывает это смелое утверждение. Давайте будем ждать.

На этой оптимистической ноте позвольте завершить передачу "Знакомьтесь - молодые кинематографисты".



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001