Евгений Харитонов
ГИПЕРБОЛОИД СТРЕЛЯЕТ С ЭКРАНА
Фантастика А. Н. Толстого на экране
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© Е. Харитонов, «Если», 1998
Харитонов Е. В., Щербак-Жуков А. В. На экране Чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002): Материалы к популярной энциклопедии / НИИ Киноискусства; журнал «Если». - М.: В. Секачев, 2003. - 320 с.
Любезно предоставлено авторами, 2003 |
У немногих советских писателей киносудьба сложилась столь благоприятно, как у Алексея Николаевича Толстого. И хотя экранизировали его не так уж и часто, но все киноверсии его книг неизменно становились блокбастерами. Вспомним ли мы "Петра Первого" или обе версии "Хождения по мукам", "Аэлиту" или "Гиперболоид инженера Гарина" (включая и "Крах инженера Гарина") - все эти картины стали подлинной классикой отечественного кинематографа. Популярность фильмам была обеспечена во многом благодаря работам именитых режиссеров и сильных актерских составов.
Поэтому вполне закономерным выглядит то, что экранизация толстовского романа "Аэлита" - одного из лучших НФ произведений 1920-х - стала самой знаменитой отечественной лентой того периода. И столь же обоснованно эта картина является предтечей отечественной же кинофантастики, хотя первые фантастические ленты и появились в России еще в 1908-1910 гг.
"Аэлита" - фильм по тем временам уникальный. Взять хотя бы его умопомрачительную для немого кинематографа продолжительность - 2 часа! Успех картины определило несколько существенных моментов: в первую очередь, это, конечно же, популярность самого романа. Во-вторых, зивестный мастер режиссуры Я. Протазанов (кстати, именно он осуществил и первую экранизацию другого "фантастического" произведения - повести А. С. Пушкина "Пиковая дама", 1916) и блестящая актерская команда: И. Ильинский, Н. Баталов, Н. Церетели, К. Эггерт. В-третьих, необычные декорации и костюмы, выполненные в стилистике кубизма и экспрессионизма (заслуга художников С. Козловского и К. Экстера) придавали фильму особый шарм и создавали подлинный эффект "инопланетности" всего происходящего на экране. В-четвертых, в отличие от романа в фильме присутствует изрядная доля пародийности и юмора (уже участие в ленте комедийного актера И. Ильинского придавало ей комический флер). Правда, сюжет значительно расходился с литературным источником, но это ничуть не испортило картину, поскольку сценарий создавался при непосредственном участии А. Толстого. Инженер Лось (Н. Церетели) отправляется на Марс в сопровождении красноармейца Гусева (Н. Баталов) и... сыщика-чекиста (И. Ильинский). Протазанов, вероятно иронизируя над лирикой толстовского текста, изрядно "преобразил" образ прекрасной Аэлиты (ее сыграла начинающая актриса и режиссер Ю. Солнцева): в киноверсии это деспотичная, эмансипированная царица, против диктата которой и восстают марсианские революционеры во главе с Лосем и его опытными в таких делах друзьями. Впрочем, революция с треском проваливается, а в конце марсианская эпопея и вовсе оказывается сном инженера Лося. Такой финал был оправдан духом времени преобразований земной реальности, когда полеты в космос представлялись не вполне своевременными мечтами.
Фильм получил неоднозначную оценку как критики, так и коллег-кинематографистов, а для зрителей весь этот двухчасовой эстетский кураж Протазанова оказался и вовсе слишком сложным. В том же 1924 г. появляется мультипликационная пародия на "Аэлиту" Я. Протазанова под недвусмысленным названием "Межпланетная революция". К тому, что эта работа стала одним из первых полновесных опытов отечественных аниматоров, автору статьи, к сожалению, добавить нечего.
Второй фантастический роман А. Н. Толстого - "Гиперболоид инженера Гарина - внимания кинематографистов удостоился дважды. И, что редко случается, в обоих случаях мы имеем дело с работами удачными.
Черно-белая версия 1965 г. (режиссер А. Гинцбург) с бесподобным Евгением Евстигнеевым в роли Гарина почти полностью калькирует сюжет романа, хотя полутора часов экранного времени явно не хватило: финал получился несколько скомканным. Следует, однако, заметить, что в фильме присутствует немалая доля иронии (почти карикатурные образы капиталистов, гиперболоид, для запуска которого необходимо "растопить" лампу) и пародийности. В результате получился забавная пародия на популярный в 20-е гг. жанр "красного Пинкертона", а черно-белое решение только усиливает чарующую иронию фильма.
В четырехсерийной телепостановке "Крах инженера Гарина" (1973) над приключенческим сюжетом преобладает психология поступков самого Гарина, роль которого на этот раз не менее виртуозно исполнил Олег Борисов. Если в предыдущей киноверсии сюжет был подчинен пародийно-памфлетным задачам (невозможность гуманистической реализации изобретения Гарина в мире чистогана), то в ленте Л. Квинихидзе вся смысловая нагрузка лежит именно на образе Гарина. Он гениальный ученый с явными признаками паранойи, не всегда умело скрывающий свои слабости за маской цинизма и коварства. Завершив фильм знаком вопроса (остается не ясным - погиб Гарин или нет), постановщики тем самым предложили зрителю самим оценить "человеческую состоятельность" главного героя.
В фильме немало удачных моментов, и все-таки определенные сюжетные сокращения (например, в телепостановке отстутствует эпизод на Золотом острове) в пользу нравственной дуэли Гарина - Шельги (А. Белявский) не всегда кажутся оправданными.
Еще раз повторю, А. Н. Толстому в кино повезло как никому другому из отечественных фантастов - всего три фильма (не считая мультипликационной ленты), но каждый из них удостоился завидного статуса "классика отечественной кинофантастики".
|