В. Казаков
ЕСЛИ ПРОСНЕТСЯ СПЯЩИЙ...
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© В. Казаков, 1986
/ Рис. А. Гобушко // Заря молодежи (Саратов).- 1986.- 22 нояб.- С. 9.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2004 |
"КОГДА Спящий проснется" - так Герберт Уэллс назвал когда-то один из своих романов. Название оказалось столь емким, что с некоторых пор может, уже безотносительно к сюжету книги Уэллса, в какой-то мере служить обозначением для целого направления фантастической литературы и кинофантастики.
...Гигантский мыслящий утес Иилах - непостижимый симбиоз существа и атомной бомбы - пробуждается после многовековой спячки взрывами на американских ядерных полигонах (А. Э. Ван Вогт, "Пробуждение"). Те же взрывы поднимают ото сна Годзиллу, "героя" одноименного фильма, исполинского огнедышащего ящера японских легенд. Спящие просыпаются - и устремляются в мир, неся разрушение, огонь и гибель...
Да, это впечатляет. Возможно, даже пугает. Годзилла, стирающий с лица земли многомиллионный город... Иилах, взрыв которого "чуть не вышиб Землю с ее орбиты"... Совершенно очевидно, что эти чудовища изображены как некое персонифицированное воплощение тотальной атомной опасности. Но воспринимаем мы истории о подобных монстрах все же лишь как своеобразную сказку, притчу, современную легенду, пусть и не лишенную социального подтекста. Ни о каком сопереживании здесь серьезно говорить не приходится.
В киносценарии П. Багрова "Остров на тонкой ножке" (ж. "Изобретатель и рационализатор", 1986, №№ 4-6) нет ни сверхоружия, забытого галактическими воителями на Земле миллионы лет назад, ни сказочных драконов, оставляющих радиоактивные следы, ни прочей экзотики такого рода. Все намного проще, намного реальнее. И стократ страшнее.
Век двадцать первый... Уже десятки лет прошли с тех пор, как человечество нашло в себе силы и разум пройти до конца путь полного и окончательного разоружения - нелегкий путь, полный рогаток и зигзагов, как это хорошо показано, например, в недавних произведениях В. Покровского "Самая последняя в мире война" и В. Бабенко "Встреча". Будущее наконец-то стало миром без оружия, и люди с облегчением начали забывать слово "война". Но на маленьком необитаемом островке в Средиземном море чудом уцелела от демонтажа военная база. Полностью автоматизированная. Надежно укрытая под землей. Сохранившая ядерные заряды и программы с координатами целей. Пережившая своих создателей. Забытая всеми. Вероятно, самая последняя на Земле. Чутко спящая. И всегда готовая к пробуждению...
Помните ставшее уже полной банальностью суждение о ружье, висящем на сцене, которое, дескать, обязано выстрелить в пятом акте? Но представьте себе, что пятый акт прошел, спектакль кончился, декорации разобраны - а ружье все еще не выстрелило. Уже и сцены той не стало, и театр пошел на слом, ушли в небытие режиссеры, а текст пьесы утерян... И когда никто, ни единая, живая душа не помнит уже о том спектакле, смертоносный механизм доводит до конца логику давно забытой игры и стреляет. В нас с вами...
Нет, мы не увидим в этом сценарии ни агонии городов, пожираемых атомным пламенем, ни толп обезумевших людей, ищущих спасения и не обретающих его. Есть вещи не менее страшные. В кресла перед пультом подземного "центрального поста" волею нелепого случая садятся те, одно присутствие кого на базе кажется выходящим за рамки здравого смысла. Дети. Мальчишки и девчонки двадцать первого века, из лексикона которых успело исчезнуть понятие "атомная бомба", которые знать не знают, что такое "пусковая готовность" и понятия не имеют, как выглядит обычная гильза от крупнокалиберного пулемета...
Дети и Оружие - даже одно соединение этих слов претит рассудку всякого нормального человека. А если оружие становится предметом игры или, того хуже, умышленно предлагается в качестве игрушки умными взрослыми дядями - как назвать такое? С чем сравнить, например, жуткую "школу убийц" из повести Э. Геворкяна "Правила игры без правил"?
В киносценарии - иная ситуация, но последствия столь же драматичны. Воспитанные по законам своего светлого, не ведающего страха мира, ребята и мысли не допускают, что случайно найденный ими подземный комплекс может оказаться чем-то иным, кроме как хитроумным аттракционом, обещающим самую увлекательную игру на свете. Беспорядочно нажимаются клавиши на пульте - дети есть дети... И начинается игра. Игра человечества со смертью. Призраки страха и ненависти восстают из могил и пытаются довести до конца оборванный когда-то на середине убийственный "спектакль"...
Нам не покажут ужасов ядерного апокалипсиса. Но и "хэппи энда" не ждите - его не будет. Некоторые читатели могут, пожалуй, испытать и шок, когда так и не явятся могучие добры молодцы, чтобы между делом разметать базу по бревнышку и разом навести на острове тишину и порядок.
Будут уходить на верную смерть честные, добрые и любящие жизнь люди. Будут бежать по горящему острову среди дыма и пепла разом повзрослевшие дети. И медленно, очень медленно будут ползти) по экрану цифры предстартового отсчета...
Сейчас это только киносценарий. Такого фильма пока нет. Но и то, что опубликовано, имеет несомненное право на самостоятельную жизнь. Более того, представляется, что "Остров на тонкой ножке", независимо от своей дальнейшей судьбы в кинематографе, - значительное явление в фантастике. Такие произведения просто необходимы. Безумный Спящий не должен проснуться. Нигде и никогда. Ни при каких обстоятельствах.
В. КАЗАКОВ.
Рис. А. ГОРБУШКО.
|