В. Иванов
СТОИЛО ЛИ «ПИСАТЬ МАРСИАНСКИЙ РОМАН»?
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© В. Иванов, 1977
Уральский следопыт.- 1977.- 8.- С. 65.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Академик Л. А. Арцимович, известный советский физик, обратился однажды с таким пожеланием к писателям-фантастам: дайте читателям хотя бы раз в пять лет одну вещь, подобную "Аэлите"!
Что ж, "Аэлита" А. Н. Толстого - подлинная жемчужина советской фантастики. Тут, как говорится, не может быть двух мнений. Но это - сегодня. А в те далекие дни, когда "Аэлита", печатавшаяся поначалу (в 1922-23 гг.) в журнале "Красная новь", только-только вышла отдельным изданием? В те дни дело обстояло, увы, иначе.
"...Роман плоховат, ибо куда нам, писателям технически отсталого народа, сочинять романы о машинах и полетах на другие планеты! Все, что относится собственно к Марсу, нарисовано сбивчиво, неряшливо, хламно, любой третьестепенный Райдер Хаггард гораздо ловчее обработал бы весь этот марсианский сюжет..."
Столь категорический отзыв принадлежит Корнею Чуковскому, увидевшему в "Аэлите" одну лишь монументальную фигуру Гусева. Однако не один только этот писатель скептически отнесся к экскурсу Алексея Толстого в область фантастики. В том же номере "Русского современника" (№ 1 за 1924 год), где критический очерк о творчестве Алексея Толстого поместил Корней Чуковский, опубликовал свои заметки о "литературном сегодня" другой наш известный прозаик - Юрий Тынянов.
Рассуждая о новом романе Алексея Толстого, Тынянов полностью солидаризируется с Чуковским.
"Марс скучен, как Марсово поле, - пишет он. - Есть хижины, хоть и плетеные, но в сущности довольно безобидные, есть и очень покойные тургеневские усадьбы, и есть русские девушки, одна из них... - Аэлита, другая - Ихошка.
...Очень серьезны у Толстого все эти "перепончатые крылья" и "плоские, зубастые клювы". И чудесный марсианский кинематограф - "туманный шарик". Серьезна и мерсианская философия, почерпнутая из популярного курса и внедренная для задержания действия, слишком мало задерживающегося о марсианские кактусы.
...Единственное живое во всем романе - Гусев - производит впечатление живого актера, всунувшего голову в полотно кинематографа.
Не стоит писать марсианских романов".
Вот так - решительно и безапелляционно - судили будущую нашу жемчужину (а с. нею, заодно - и зарождающуюся советскую фантастику в целом) маститые литераторы двадцатых годов. И тем самым подтверждали старую-старую истину: человеку действительно свойственно ошибаться. Преувеличивать частности, недооценивать целое...
|