Т. Харламов
В БИТВЕ ЗА БУДУЩЕЕ
К 95-летию со дня рождения Е. Зозули
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© И. Халымбаджа, 1987
За знания (Комсомольск-на-Амуре).- 1987.- 19 февр.- С. 4.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2005 |
"Нет ничего страшное, чем оставаться и стороне! - Если бы я остался дома, то никогда себе потом этого не простил бы", - писал другу Ефим Зозуля 4 июля 1941 года, ступая добровольцем и ряды московского ополчения. Немолодой человек, никогда не отличавшийся здоровьем, он мужественно, не ропща, переносил тяготы походной жизни. В рядах 31-й армии он прошел нелегкий боевой путь от Ельни до Калинина, участвуя в боях, описывая в своих корреспонденциях с передовой героизм и самоотверженность советских бойцов. Ефим Давыдович Зозуля погиб под Ржевом 3 ноября 1941 года.
Это был разносторонне одаренный человек, полный всевозможных замыслов и задумок. В юности он работал маляром, участвовал в революции 1905 года. С 1910 года стал сотрудничать в провинциальных газетах и журналах, помещал и них фельетоны, очерки рассказы. Вскоре короткие рассказы Е. Зозули принесли ему известность. В 1918 году выходит его первая книга - сборник рассказов "Гибель Главного Города". Уже тогда в ней проявился острый интерес Е. Зозули к социальной фантастике: в гротесковой, образной форме он "нарисовал картину гибели Старого мира...
С 1919 г. Е. Зозуля - редактор, один из организаторов журнала "Огонек" инициатор издания популярной ныне "Библиотечки Огоньки".
В 1930 г. было опубликовано наиболее значительное произведение Е. Зозули - фантастическая повесть "Мастерская человечков", в которой он высмеял механистические попытки искусственно "вывести" "идеального человека".
Среди многочисленных новелл Е. Зозули, составивших несколько авторских сборников, немало фантастических, отличающихся, как правило, оригинальностью сюжета и мастерством его разработки. Очень удачен, например, "Граммофон веков", в котором писатель рисует ситуации, возникшие после создания аппарата, позволяющего "слышать" прошлое. А такие рассказы, как "Живая мебель", в которых гиперболизирована мысль о безжалостной эксплуатации трудящихся капиталом, отнюдь не пустая игра фантазии, а художественное обобщение большого социального звучания.
Е. Зозуля постоянно находился в самой гуще жизни, он много путешествовал по стране, побывал на всех крупнейших ее стройках, увлеченно работал с творческой молодежью. Неистово отдававшийся работе, он немало мог бы еще создать, но в трудные для Родины дни не оставался в стороне, а отдал свою жизнь за светлое будущее Родины.
|