Т. Харламов
С СОБСТВЕННЫМИ ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© И. Халымбаджа, 1986
Наука Урала (Свердловск).- 1986.- 9 апр.- 15.- С. 4.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2004 |
В 1914 году в Петербурге вышла в свет небольшая детская повесть "Аойя. Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землей и на земле". Многочисленные рисунки в ней принадлежат известному русскому художнику Козьме Сергеевичу Петрову-Водкину (1878-1939), являющемуся и автором повести. Книга имела успех, и впоследствии, в 1922 году, Козьма Сергеевич, уже известный художник, намеревался переиздать ее, для чего выполнил новую серию иллюстраций.
К. С. Петров-Водкин, художник-новатор, постоянно искавший в живописи новые формы передачи настроения, обладал и незаурядным литературным дарованием. В детстве и юности он писал стихи, затем рассказы, повести и пьесы. Однако только малая толика написанного им увидела свет. Правда, в конце жизни он вновь обратился к литературе, написав две неплохие автобиографические книги - "Хвалынск" и "Пространство Эвклида".
А в молодости К. С. Петров-Водкин всерьез колебался, какое поприще выбрать - живопись или литературу. Он очень любил сочинять для детей длинные рассказы с невероятными фантастическими приключениями. Как вспоминает дочь одного из друзей Петрова-Водкнна, это были рассказы о путешествиях по морям, о необитаемых островах, о таинственных явлениях природы. Герои повестей попадали в какие-то загадочные подземелья, встречались с фантастическими чудовищами, попадали в плен к первобытным людям. Единственной опубликованной из этих повестей была "Аойя". Здесь полный набор упомянутых "невероятностей": и путешествие юных героев на воздушном шаре на неведомый остров в океане, и страшные чудовища, и мудрые подземные жители, и первобытные люди. И наконец, чудесное спасение незадачливых аэронавтов - к острову причалил корабль с путешественником, у которого они случайно "позаимствовали" воздушный шар...
Прочитав книгу, убеждаешься, что отечественным Жюль Верном Петров-Водкин вряд ли бы стал, для этого ему не хватало научного багажа. Так что, может, и к лучшему, тяга к живописи у него оказалась сильнее. И, тем не менее, замечательного художника Петрова-Водкина можно считать одним из пионеров научной фантастики в нашей литературе.
|