И. Халымбаджа, В. Осетров
«ФАНТАСТИКА ЛИТЕРАТУРА МЫСЛЯЩАЯ»
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© И. Халымбаджа, В. Осетров, 1984
За индустриальные кадры (Свердловск.- Урал. политех. ин-т).- 1984.- 12 апр.- ( 18 (5835)).- С. 4.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Итак, вновь наступил апрель... Пришло время вручения премии Союза писателей РСФСР и журнала "Уральский следопыт" - "Аэлита". В этом году "Аэлита" присуждена фантасту Сергею Снегову.
К фантастике его привела любовь. "Я ее просто люблю", - так сказал он в одном из своих интервью. Однако путь его и в литературу, и в научную фантастику был долог и далеко не прост.
Сергей Иосифович Штейн (С. А. Снегов - литературный псевдоним) родился в Одессе в 1910 году, в семье рабочего. В 1928 г. поступил на физико-математический факультет физико-химико-математического института в Одессе, преподавал в Одесском университете, затем переехал в Ленинград, где работал инженером на заводе "Пирометр". С 1939 по 1957 год работал на Севере, в Норильске. Много занимался теоретическими исследованиями разделения изотопов, проблемами автоматизации производства. Север органично вошел в его "реалистические" произведения и даже сыграл роль в выборе псевдонима.
К литературе обратился в солидном возрасте: первый рассказ появился в печати только в 1955 году, когда начинающему автору было 45 лет. Через год вышла первая книга Снегова. Он посвятил себя целиком литературной деятельности, оставив работу инженера. В 1959 году Снегов принят в Союз писателей. Сейчас он живет в Калининграде.
К фантастике обратился в начале шестидесятых годов. В сборнике "Солнце над морем" (Калининград, 1964 год) был напечатан его памфлет "33 обличья профессора Крена".
"Фантастика - литература мыслящая, литература раскованная", - утверждает С. А. Снегов. С каждым годом он отдает ей все больше времени, сил, мыслей. За 30 лет опубликовано 15 рассказов, шесть повестей, а также широко известная у нас и за рубежом трилогия "Люди как боги". Первая ее часть появилась в 1966 году в сборнике "Эллинский секрет", вторая - на следующий год в сборнике "Вторжение в Персей", третья - только в 1977 году. В доработанном виде, как единое целое, трилогия вышла в начале прошлого года. Она стала заметным явлением в советской фантастике. В ней изображено далекое будущее - 23-24 век. "Люди как боги" - полемика с Уэллсом. У советского фантаста будущее отнюдь не безмятежно. Союз коммунистических цивилизаций (подобный "Великому Кольцу" И. Ефремова) вступает в схватку с сильным и коварным врагом. Это дает возможность показать не только борьбу техники, но и идей.
В то же время люди будущего для Снегова - не ангелы. У них, пожалуй, у каждого есть недостатки: один излишне тщеславен, другой несколько грубоват. Порою характеры полемически заостряются, но все же писатель прав - в будущем будут и нравственные конфликты, будет и необходимость морального выбора.
Другая особенность произведений - это стремление представить физику будущего. "Неевклидовость" пространства естественна для этого мира будущего. Но попытайтесь представить двенадцатимерный мир! (в повести "Экспедиция в иномир", тесно связанной с трилогией).
Наконец, произведения Снегова просто интересны. "Люди как боги" читаются на одном дыхании, трудно оторваться и дух захватывает от тайн.
Последние годы Снегов плодотворно работает. Выходят сборники его научно-фантастических произведений: "Посол без верительных грамот", "Прыжок над бездной", "Экспедиция в иномир". Появляются его произведения и в сборниках: "Тайна всех тайн" (Ленинград, 1971), "Белый камень Эрдени" (Ленинград, .1982). Один из рассказов Снегова опубликован в журнале "Уральский следопыт" (№ 8, 1983 год).
Хочется думать, что этот самобытный писатель, мастер увлекательного сюжета, порадует нас еще многими произведениями.
И. ХАЛЫМБАДЖА, В. ОСЕТРОВ.
|