Г. Гуревич
КАРТА СТРАНЫ ФАНТАЗИЙ
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© Г. Гуревич, 1967
Гуревич Г. Карта страны фантазий.- М.: Искусство, 1967.- С. 148-152.
Выложено с любезного разрешения Н. С. Гуревич - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Претензии исчерпаны, и туристский маршрут пройден. Бегло, очень бегло, осмотрели мы сложную Страну Фантазий, - добывали в каждой области, в подробности не вдавались, многого, разумеется, не заметили. Но для детального разбора надо было бы посвятить целую книгу каждому разделу, а мы торопились составить себе общее впечатление о фантастике.
Теперь, как полагается путешественникам, пора засесть за отчет. Представим его в форме карты.
Вот она, на форзаце. Слева Страну Фантазий омывает океан Научный, справа - Литературный. На границе двух океанов лежит область Познавательной фантастики, рядом с ней, но ближе к литературе - Приключенческая фантастика, за ней обширный край Мечты. Ближе к приключенцам - Мечта о готовых открытиях, а ближе к ученым - Мечта о созидании, Лабораторная и Производственная. Мечта же о человеке и обществе будущего, то есть Утопия, глубоким морем Споров отделена от берега Осуждающей фантастики с областями Сатиры на отсталое общество, Сатиры на отсталых современников и Сатиры на неверные тенденции и мечты. Последняя имеет свое название: Антиутопия, или Фантастика Предостережения.
На перешейке между Мечтой и Сатирой расположил я Психологическую фантастику - изображение современного человека средствами фантастики.
За фантастикой Лабораторной виднеется далеко вдающийся в океан Науки полуостров Новых Идей, а близ него область очерков о Технике Будущего.
И против каждой области, уже за морем, я изобразил аналогичные разделы нефантастической литературы, или ненаучной фантастики.
Первый вариант карты Страны Фантазий был опубликован в журнале "Искусство кино" два года назад. Были отзывы положительные, эти пересказывать незачем, были и упреки. Мне говорили, что карта получилась плоская, нерельефная, что она не показывает границы качественной, не отличает вещей хороших от плохих. Совершенно справедливо. Данная карта, как и всякая другая карта, есть изображение страны на плоскости. Но оказывается, что без этого изображения не получается серьезного разговора о качестве. Без карты ведется нелепый спор сапожника с портным, кто из них важнее для человека - обувающий или одевающий? Когда же книги распределены по областям Страны Фантазий, сразу видно, что с чем стоит сравнивать. Например, в области Производственной фантастики рядом лежат такие вещи, как "Тоннель" Келлермана, "Мол Северный" А. Казанцева, "Изгнание владыки" Г. Адамова, "Горячая земля" Ф. Кандыбы, а по соседству находятся такие нефантастические фильмы, как "Далеко от Москвы", "Встречный", "Высота". Тут-то и можно судить о качестве, сравнивая Келлермана, Казанцева, Ажаева, Адамова... А то бывало у нас, что Казанцева сравнивают с Ж. Верном и хвалят советского писателя за то, что он показал открытие в становлении, а не готовым. Но разве это достижение - сменить специальность? Разве хорошо, если сапожник перешел в портные? Достижение, если он сапожник хороший.
В разных областях Страны Фантазий существуют разные задачи, разные требования и разные критерии для оценки достоинств. На протяжении всей книги я твердил о различии этих критериев. Пожалуй, надо попробовать свести их в таблицу.
Критерии фантастики
№ |
Раздел |
Примеры |
Специфическая задача |
Специфический критерий |
Допуски |
Герои |
Сюжет |
1 |
Познавательная фантастика |
В. Обручев. "Плутония" |
Привлечь интерес к науке занимательным рассказом |
Правильное изложение науки. Занимательность |
Фантастическое обрамление. Несложные образы. Отсутствие конфликтов между героями |
Экскурсанты. Часто - дети |
Приключенческий. Хуже - экскурсия |
2 |
Приключенческая фантастика |
Н. Томан. "Мэйд ин..." |
Увлечь читателя героическими делами. Дать образец, достойный подражания |
Цельный сильный герой. Героичность. Занимательность |
Герои без противоречий и колебаний. Редкая удачливость их |
Борцы, искатели, путешественники |
Приключенческий |
3 |
Мечта о цели |
Ж. Верн. "20000 лье под водой" |
Увлечь большой и заманчивой целью. Показать полезность ее для человечества |
Цель, нужная людям |
Нe показаны пути к мечте |
Потребители. Испытатели |
Чаще - приключенческий |
4 |
Новые идеи |
Г. Альтов. "Машина открытий" |
Подсказать пути к цели, иногда - назвать новые цели |
Новизна. Обоснованность |
Отсутствие конфликтов между героями, даже отсутствие сюжета |
Слушатель и объясняющий |
Демонстрация и объяснения. Рассуждение |
5 |
Мечта о средствах а) производство б)лаборатория |
Б. Келлерман. "Тоннель" Н. Амосов. "Записки из будущего" |
Показать, как на самом деле воплощаются мечты, делаются открытия, показать труд строителей и ученых. Увлечь романтикой повседневного труда |
Правдивое изображение трудовых процессов и людей труда. Привлекательность науки. Грамотность техники |
Неторопливый сюжет. Смещение во времени: далекая цель выполняется сегодня |
Строители. Ученые |
Производственный. Служба. Лаборатория |
6 |
Техника будущего |
М. Васильев и С. Гущев. "Репортаж из XXI века" |
Познакомить с планами и идеями ученых |
Грамотное изображение техники, точное изложение идей ученых |
Очерковый сюжет |
Корреспондент Рассказчик |
Очерк |
7 |
Психологическая фантастика |
О. Ларионова "Леопард с вершины Килиманджаро" |
Показать внутренний мир человека, поставив его в необычайные обстоятельства |
Глубокое изображение характеров. Наблюдения над людьми |
Фантастическая обстановка. Наука условна |
Любые. Сложные |
Диктуется конфликтом |
8 |
Сатирическая фантастика |
Фильм "Человек из первого века" К. Чапек "Война с саламандрами" |
Разоблачить и высмеять отсталого человека, отсталое общество |
Верное направление сатиры |
Гиперболичность. Отсутствие научности |
Любые |
Динамичный. Иногда общепланетный |
9 |
Антиутопия |
Г. Уэллс. "Машина времени" Г. Гор. "Докучливый собеседник" |
Показать губительность вредных тенденций общества, науки, фантастики |
Верное направление критики |
Гиперболичность. Броские схематичные образы. Можно без науки |
Обобщенные. Часто - целые народы |
Любые. Часто - пародия |
10 |
Утопия |
Т. Мор. "Утопия" И. Ефремов. "Туманность Андромеды" |
Показать прекрасное общество и человека будущего |
Будущее, желательное людям и осуществимое |
Фантастический способ прибытия в будущее. Экскурсионный сюжет |
Экскурсант и люди будущего |
Любой. Часто - экскурсия |
Надо ли пояснять, что помимо частных специфических критериев есть еще единые для всех обязательные - идейные и художественные, такие же, как и для всякого произведения?
Я не сомневаюсь, что схема, приведенная выше, покажется многим схематичной (на то она и схема), что мне назовут немало сложных произведений, не умещающихся в один раздел фантастики. Все верно: схема схематична, и сложные вещи не укладываются на одну полочку. Тем более важно терпеливо разбираться с каждым автором - какую он задачу ставил себе, как выполнял? И не навязывать ему задачи всеобъемлющие, критерии чуждые, но соответствующие намерениям автора, как это пытались сделать двенадцать критиков Ж. Верна, как пытаются делать и новейшие малокомпетентные критики, впервые в жизни задумавшиеся, что же такое фантастика?
А на самом деле прежде всего надо разобраться в намерениях автора, понять, к какому разделу относится его произведение, потом уже предъявлять требования в соответствии с критериями раздела. И вот сейчас, когда у нас критерии есть, можно бы заняться разбором и оценкой фантастики.
Можно бы... Но книга идет к концу. В сущности, все, что я написал, это только предисловие к критическим разборам, опыт введения в курс фантастики. А разбираться придется уж вам самим, дорогие читатели.
Остался еще один недоуменный вопрос. Хорошо, допустим, фантастика многообразна. Но ведь вся она адресована нашему зрителю-читателю, взыскательному и справедливому. Как же так: потребитель единый, а критерии разные?
Но в том-то и дело, что потребитель совсем не единый.
|