Владислав Гончаров
АНДРЕЙ ЛАЗАРЧУК. ВСЕ, СПОСОБНЫЕ ДЕРЖАТЬ ОРУЖИЕ...
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© В. Гончаров, 1999
Уральский следопыт.- 1999.- 3-6.- С. 151.
Пер. в эл. вид Д. Бахтерев, 2002 |
Андрей ЛАЗАРЧУК
ВСЕ, СПОСОБНЫЕ ДЕРЖАТЬ ОРУЖИЕ... Роман
Умножение сущностей со времен Оккама считалось делом неблагодарным. И хотя вся фантастика, по сути дела, является умножением этих самых сущностей, выход "переработанной и дополненной" версии давно известного романа мог лишь насторожить читателя - всем известно, что хорошим книгам глобальные переделки с раздуванием объема обычно на пользу не идут.
Однако новая книга Андрея Лазарчука "Все, способные держать оружие..." хоть и прямо основывается на тексте прежнего его романа "Иное Небо", по сути является не его переделкой, а самостоятельным произведением, со своей идеей, фабулой и новым, неожиданным для Лазарчука поворотом одной из его излюбленных тем - темы Войны.
Стоит напомнить сюжет "Иного Неба" - развилка в альтернативной истории нашего мира произошла весной 1941 года, когда, напав на Советский Союз месяцем или двумя раньше (очевидно, вместо Балкано-Критской кампании), к началу 1942 года Германия захватывает почти всю Европейскую территорию СССР. Но танковые колонны Гудериана разбиты на пути к Омску, Гитлер гибнет в авиакатастрофе, а пришедший к власти Геринг подписывает мир с Сибирской Республикой. Пятьдесят следующих лет России предстоит оставаться разделенной, но наступают роковые девяностые годы, и империи, еще недавно казавшиеся несокрушимыми, начинают вдруг разваливаться. Играет ли здесь роль какая-то историческая закономерность - или мы просто имеем дело с чьим-то вмешательством в предначертанный ход Истории?
Этому и посвящены "дописанные" автором главы - как повествующие о событиях, произошедших до критического 1991 года, так и те, действие которых разворачивается десятилетием позже, в самом начале XXI века. За хитросплетениями шпионских интриг, перестрелок, кровавых террористических акций и политических меморандумов встает истинная подоплека событий, но авторское объяснение происходящего вызывает в читателе разочарование и откровенное недоверие. Ведь по воле автора вход Истории, как выяснилось, вмешиваются беженцы из уютного, теплого и благополучного мира Будущего, подвергшегося нападению технологической цивилизации... индейцев майя из параллельной вероятностной ветви, достигшей столь высокого прогресса благодаря группе энтузиастов, которая отправилась в прошлое и не дала конкистадорам уничтожить индейское государство на Юкатане.
Не слишком ли это отдает расхожим стереотипом о последствиях темпорального вмешательства... в частности из повести Любови и Евгения Лукиных "Миссионеры"? Впрочем, похоже, все эти заморочки со временными петлями, индейцами и темпоральными мигрантами автора не особо волнуют - ему интересен сам мир, образовавшийся в ходе временной вилки 1941 года. Мир, где к началу XXI века возрождена Российская Империя - великая, могущественная, простирающаяся от Балтики до Тихого океана и от арктических льдов до вожделенных Черноморских проливов. Сбылась вековая мечта отечественного империализма - над градом Константинополем наконец-то развевается православное знамя. Россия - первая в этом мире, мире, где каждый знает, что такое война и смерть (темпом игр анты из нашего будущего позаботились об этом), где искусство тайной войны и терроризма достигло своих вершин. Мире, где царит истинный дух Фронтира - каждый способен взять в руки оружие и защитить себя и своих близких от любого врага.
Да и столь ли уж прекрасен сам этот мир Фронтира? Ведь, наряду с искусством убийства здесь оттачивалось и другое искусство - убийства чужими руками. Искусство манипулирования психикой человека, столь тонкого, что никто не может быть уверен, что завтра не расстреляет по чьему-то приказу всех своих самых близких друзей и соратников, тотчас же потеряв память об этом. Ведь группа поручика Валинецкого уничтожена им же самим, забывшим себя - вот вам и разгадка страшной тайны, оставленной без ответа в "Ином Небе". Недаром жуткий генерал Гейко, шеф сибирской контрразведки, остается на своем посту при всех режимах, несмотря на множество тайных и явных своих преступлений.
Вам хочется жить в таком мире? Мне - нет. И уж не антиутопию ли написал Андрей Лазарчук? Антиутопию, где исполняются сокровенные желания "настоящих" мужчин, готовых убивать и умирать - за кого-то, кто будет лишь нажимать нужные кнопки.
|