Назначение данного измерителя – определение качества и места ИОС в
мировой художественной культуре.
Обучаемым важно знать, - измерять (оценивать) можно всё что угодно. Было
бы чем. Поэтому предлагается «линейка»
для выявления состояния искусства, где шкалой служат
пять критериев (предлагалось и четырнадцать, разработанные заслуженным
педагогом И.Волковым,- см. Приложение №
6):
v
Критерий 1:
НОВИЗНА.
v
Критерий 2:
УЗНАВАЕМОСТЬ ТЕМАТИКИ, ИДЕИ.
v
Критерий 3:
КАЧЕСТВО КОЛОРИТА И КОМПОНОВКИ ИОС.
v
Критерий 4:
ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ИСКУССТВА.
v
Критерий 5:
СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, ЧУВСТВО.
Рассмотрим каждый критерий подробнее, который в свою очередь состоит из
системы пяти баллов.
9.1. КРИТЕРИЙ
1: НОВИЗНА
Новизна ИОС зависит от степени её отличия от прототипа
(от уровня изобретений средств выражения, жанров, направлений искусства), от
качества применения приёмов фантазирования к известным объектам различного
ранга иерархии искусства, изменённым до нестандартности, фантастичности,
неузнаваемости.
1 балл – прямой повтор известных
выразительных средств. Воровство «интеллектуальной собственности», плагиат.
Произведения этого уровня всегда имеют конкретный прототип. ИОС создаётся
репродуктивно.
Æ
Пример:
v
Первый вариант картины Рембрандта «Даная»
представлял собой точную копию одноимённой картины Каррачо.
v
На первых порах сюрреалисты подражали
творчеству реди-мейд Марселя Дюшана.
2 балла – незначительные изменения в
рамках известной структуры; замена одних известных выразительных средств на
другие известные выразительные средства в данном жанре. Нового качества нет. ИОС создаётся репродуктивно.
Æ Пример:
v
Французский
художник Эдуард Мане композицию картины «Олимпия» (1863) перенял с полотна
Тициана Вечеллио «Венера Урбинская»
(1538).
v
Б. Кустодиев в работе «Групповой портрет
художников общества «Мира искусства»» (1920) принципы компоновки взял с фрески
Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».
3 балла -
изобретение конкретного выразительного средства или новое частное
применение уже известного ВС. Существенное изменение прототипа: выход за рамки
общепринятых подходов. Появляется многофункциональное восприятие. Разрешается
противоречие: прототип есть – прототипа нет. ИОС создаётся творчески-репродуктивно.
Æ Пример:
v
Поль Сезанн перенёс принцип работы с
близким пространством в натюрморте на портрет, пейзаж и др. жанры.
v
К. Петров-Водкин изобрёл сферическую
перспективу, - новый способ передачи пространства и объёма на плоскости.
v
Леонардо да Винчи для передачи «хищного»
характера внешне привлекательной женщины даёт ей в руки известного своим злым
нравом зверька – горностая, и придаёт даме и горностаю одинаковые позы («Дама с
горностаем»).
4 балла – изобретение нового
типа выразительных средств; возникновение поджанра в
рамках жанра, направления. Прототип неузнаваем. ИОС создаётся творчески.
Æ Пример:
v
Леонардо да Винчи изобрёл воздушную
перспективу.
v
А. Васнецов создаёт исторический пейзаж.
v
Л. Кранах
разрабатывает цветную ксилографию (1507).
5 баллов – изобретение нового
жанра или вида искусства. Прототипа нет. ИОС может сама служить прототипом для других
художественных систем. ИОС создаётся максимально творчески.
Æ Пример:
v
Оскар Рутерсвард
является родоначальником импоссибилизма – нового
жанра в изобразительном искусстве, - невозможных фигур на плоскости и в
пространстве.
9.2. КРИТЕРИЙ 2: УЗНАВАЕМОСТЬ ТЕМАТИКИ, ИДЕИ
Тематика ИОС взаимосвязана с культурной группой. Чем выше балл, - тем
ниже «потребление», узнаваемость (для современников). И наоборот: чем ниже
оценка, тем легче и приятней узнаваемость. Эта зависимость происходит от уровня
изобретения новых выразительных средств, которые трудно воспринимаются при
принципиально новой теме.
1 балл – повтор темы.
Углубленное и более развёрнутое описание уже известных нюансов.
Æ Пример:
v
Тема материнства, известная ещё с времён первобытнообщинного строя, в наше время уже
исчерпана. Художники, берущиеся за эту тематику, нового ничего ни привносят,
как, например графическая работа Л. Ильиной «Мир тебе» (1989).
2 балла – нюанс подтемы – некоторая новая тонкость в самоощущении членов
культурной группы в уже известной композиции.
Æ Пример:
v
Тема распятия И. Христа раскрыта многими художниками мира, начиная с
искусства Византии, древнерусской иконописи, культуры Возрождения и заканчивая
эпохой Модернизма. Несколько поиному трактует идею
Сальвадор Дали в работе «Распятие (гиперкубическое
тело)» в 1954 году, изобразив кубообразный крест, с
тремя пространствами на плоскости, поместив рядом фигуру Галарины
– жены сюрреалиста. В теле Христа не чувствуется страдания за род людской.
3 балла - новая подтема – новый тип членов культурной группы или новый вид
связи с другими группами.
Æ Пример:
v
Воспевание морских волн (не моря и не
океана), бушующей стихии, свечения солнца сквозь туман в творчестве И. К.
Айвазовского.
4
балла – принципиальный поворот темы – новое состояние культурной группы.
Æ Пример:
v
Построение социализма и коммунизма – это
«плохо». Картина И. Глазунова «Великий эксперимент».
5
баллов – изобретение принципиально новой темы – введение в сферу
изобразительно-объёмного искусства новой культурной группы.
Æ Пример:
v
Построение социализма и коммунизма – это
«хорошо», единственно верно.
9.3. КРИТЕРИЙ 3: КАЧЕСТВО КОЛОРИТА И КОМПОНОВКИ
ИОС
Цветовое и композиционное решение ИОС
влияет на доступность-недоступность раскрытия замысла, тематики.
Узнаваемость-неузнаваемость зрителем выразительных средств становится (не) ясной или (не) полной, в зависимости от
степени преобразования известных объектов приёмами фантазирования в нестандартые (фантастические) образы, особенно от способов
их размещения и цветовой трактовки по отношению к композиционному прототипу.
1 балл - полная колористическая и композиционная расогласованность, дисгармония. ИОС не раскрывает сполна
тематику.
Æ Пример:
v
Как правило – это ученические ИОС юных
творцов, не овладевших сполна приёмами колорита, взаимодействия цвета и
замысла.
2
балла - частичное (неуверенное) цвето-световое и композиционное
решение, не дающее ясного представления о тематике ИОС.
Æ Пример:
v
В основном – это работы
студентов-художников, обучающихся на «удовлетворительно».
3 балла – колорит и композиция
ИОС согласованы с тематикой и выразительными средствами, дающими полное и ясное
впечатление о жанре, направлении искусства.
Æ Пример:
v
Живописные произведения Н. К. Рериха о
духовном развитии человечества колористически и
композиционно выдержаны: цвет несёт символическое значение Востока и Запада.
4 балла – нестандартная (непривычная) цвето-световая и композиционная
трактовка художественного образа в рамках
развитого жанра, направления искусства.
Æ Пример:
v
Цвето-световая
и композиционная мозаичность в творчестве П. Филонова,
создавшего новое направление модернизма – «аналитическое искусство».
5 баллов – принципиально
новое колористическое и композиционное решение ИОС в рамках нового жанра,
направления искусства.
Æ Пример:
v
Колористическая изменчивость и динамика,
композиционное раскрытие мерцающих художественных образов в творчестве
импрессионистов, перешедших также к серии композиций.
9.4. КРИТЕРИЙ
4: ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ИСКУССТВА
Качество применения техники в искусстве зависит от её типа, степени
взаимодействия, изменения инструментов и изделий, от их преобразования при
получении новых эффектов следа.
1 балл – использование
известной и развитой технической системы для искусства, дающей распространённые
художественные эффекты следа.
Æ Пример:
v
Эффект штриховки
чёрной тушью в технике офорта сухой иглой. Работа К. Писсарро
«Пастушка на берегу» (к.ХIХ- н.ХХвв).
2 балла – повышение
качества художественных эффектов следа, их нюансов, подражание другим известным
эффектам с применением известной технической системы в данном жанре,
направлении искусства.
Æ Пример:
v
Фотографический эффект в маслянной живописи. Портретный жанр в творчестве И.
Глазунова.
3 балла – изобретение
нового художественного эффекта следа при изменении частей известной технической
системы в рамках жанра, направлении искусства.
Æ Пример:
v
При постоянстве известной техники: тушь,
перо и бумага, - изменён характер следа – отрывистый и мелкий, волнообразный в
графическом творчестве Ван Гога.
4 балла -
изобретение комплекса новых художественных эффектов при создании
новой технической системы или новых её частей, что влечёт за собой появление
нового жанра или направления искусства.
Æ Пример:
v
Техника акватинты является частью
технической системы офорт. Изобрёл акватинту французский художник Жан-Батиста Лепренс в 1765 году.
Эффект акватинты напоминает рисунок, выполненный акварелью с отмывкой.
Акватинта имеет ряд других эффектов, разработанных последователями.
5 баллов – крупнейшее
изобретение принципиально новой технической системы, дающей развитие новым
художественным эффектам, жанрам, направлениям и видам искусства. Как правило художник ещё не знает скрытые свойства этой техники.
Æ Пример:
v
Первобытный художник впервые попробовал
рисовать сухой глиной, древесным углём на стенах пещер, отражая культовую
тематику охоты. Это было крупнейшее изобретение графической техники, названное
искусствоведами «наскальной графикой».
9.5. КРИТЕРИЙ 5: СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА
Данный критерий не требует обоснований. Полная зависимость от личного
ощущения по принципу «нравится – не нравится», от
чувствительности через каналы восприятия
«мощной силы и магнетизма» или её отсутствия в ИОС.
! Примечание: Приводимые примеры соответствуют
внутреннему ощущению и восприятию Автора.
1 балл – никакого
ощущения.
Æ Пример:
v
Творчество Ильи Глазунова.
2 балла – ощущение, что в этом что-то
есть.
Æ Пример:
v
Триптих молдавского живописца Юрия Хоровского «Пикник» или «Капля счастья в конце недели».
3 балла - ИОС производит сильное впечатление.
Æ Пример:
v
Сюрреалистическая живопись и графика
Сальвадора Дали; скульптуры Б. Микеланджело и К. Брэнкуш.
4 балла – ИОС хочется много
раз смотреть и изучать, которая даёт что-то новое при
восприятии, притягивает к себе, излучает «силу».
Æ Пример:
v
Творчество нидерландского художника И.
Босха; византийская и древнерусская иконопись; церковная архитектура Румынии и
России.
5 баллов – ИОС оказывает
влияние на жизнь (судьбу), на мировоззрение.
Æ Пример:
v
Живопись Николая Рериха и
его сына Святослава.
9.6. КАК ОЦЕНИВАТЬ ИСКУССТВО?
При оценивании искусства воспользуемся сводной таблицей инструментов для
измерения качества и места ИОС в мировой художественной культуре на примере
картины М. А. Врубеля «Пан» (см. Таблицу № 28).
Таблица № 28: Измеритель качества и
места
изобразительно-обёмной системы
в мировой художественной культуре
№ п/п
|
Критерии
|
Баллы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Новизна
|
|
|
ÿ
|
|
|
2
|
Узнаваемость
тематики, идеи
|
|
|
ÿ
|
|
|
3
|
Качество
колорита и компоновки ИОС
|
|
|
ÿ
|
|
|
4
|
Техническая система для искусства
|
ÿ
|
|
|
|
|
5
|
Субъективная
оценка
|
|
ÿ
|
|
|
|
ИТОГО (средний
арифметический балл)
|
2,4
|
Æ Пример: Оценим картину М. А. Врубеля «Пан»: 1899, холст, масло, 124х106,3. Третьяковская галерея
(с 1907), инв. № 1461.
v
Критерий 1: НОВИЗНА. 3 балла: выразительные
средства зритель поймёт только после прочтения книги Анатоля Франса «Святой
Сатир». Такое ВС, как «нижняя часть фигуры» – пень-копыта – фантастический
объект: сказочное существо сливается с землёй. Или другое выразительное
средство «руки» – мускулистые плечи
и старческие пальцы рук передают тему былой мощи и нынешней беспомощности. А ВС
«цевница в руке» подчёркивает тематику
внутреннего музыкально-народного мира, принадлежность Героя к славянской
культуре.
v
Критерий 2: УЗНАВАЕМОСТЬ ТЕМАТИКИ, ИДЕИ. 3 балла: показана старость греческого бога природы –
Сатира,- принявшего славянский облик Лешего. Раскрыта черта уставшего
(фантастически-реального) состарившегося русского крестьянина – обыкновенного
пастуха.
v
Критерий 3: КАЧЕСТВО КОЛОРИТА И КОМПОНОВКИ
ИОС. 3 балла: фигура Пана
размещена на линии золотого сечения в
соотношении 62:38, использована двусторонняя асимметрия от условной вертикали,
на которой изображён Герой. Цвето-световая
гамма картины подчёркивает тему угасания былой силы Сатира.
v
Критерий 4:
ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ИСКУССТВА. 1
балл: обыкновенная маслянная живопись с известными эффектами следа.
v
Критерий 5:
СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА. 2 балла: в этом что-то есть.
Теперь
осталось вывести по законам арифметики средний балл: (3+3+3+1+2):5 = 12:5 = 2,4
?
Задание:
Педагог совместно с ребятами может
рассматривать и оценивать известные иллюстрации к лучшим сказкам молдавского и
русского (любых) народов, репродукции с
картин, скульптур, архитектурных построек и т. д., свои учебные произведения,
применяя Измеритель… (На первом этапе рекомендуется вместо цифр использовать
цветовые характеристики, например, 1 балл – чёрный цвет, 2 балла – серый цвет,
3 балла – красный цвет, 4 балла – синий цвет, 5 баллов – золотисто-жёлтый цвет. Возможны варианты).
þ Результат: Обучаемые должны уметь оценивать
изобразительно-объёмные системы, предложенной
«линейкой»: определять степень новизны по отношению к прототипу, уровни
тематики и техники для искусства, качество цветовой гаммы и композиционной
структуры, развивать чувствительность к
ИОС, аргументировать свои ощущения и восприятие.
Дети должны быть
способны проявлять любовь к искусству, стремиться быть не просто Зрителем, а
Зрителем-исследователем, и Творцом.