Евгений Харитонов
ОТ АВТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ
|
ТЕОРИЯ ФАНТАСТИКИ |
© Е. Харитонов, 2003
Харитонов Е. Наука о фантастическом в России: Биобиблиографический справочник. Исправленная и дополненная версия: 19 мая 2003 г.
Любезно предоставлено автором |
ПРЕССА О ПЕРВОМ ИЗДАНИИ
[Харитонов Е. В. Наука о фантастическом. М.: Мануфактура, 2001. - 240 с.]:
"Справочник получился вполне достойным, именно на него стоит равняться всем, кто намерен в будущем выпускать энциклопедические издания, посвященные НФ. Филологи, искусствоведы, библиографы, книговеды, студенты и аспиранты гуманитарных гуманитарных факультетов получили хорошее подспорье в работе. Но значение книги Е. Харитонова выходит за рамки утилитарной полезности. "Наука о фантастическом" вносит ощутимый вклад в утверждение статуса фантастиковедения как неотъемлемой и благородной части академической филологии. Самим фактом своего выхода справочник будет способствовать развитию данной дисциплины".
Александр Ройфе (Книжное обозрение. 2001, 28 февр.)
"...Автор сознательно усложнил задачу. Он взялся не только составить список всех книг о фантастике (литературоведческих, критических, научно-популярных), изданных в нашей стране с 1857 по 2000 годы, а также всех кандидатских и докторских диссертаций, защищенных по этой теме, но и поименно представить тех, кто в упомянутые временные рамки писал о фантастике. Уже сама масштабность задачи, поставленной автором, заслуживает уважения - вне зависимости от конкретного воплощения замысла".
Роман Арбитман (Саратов-СП. 2001, 2 марта)
"На чем ином, кроме как на подобных изданиях, держится наша "критическая" песочница?.. Книга Евгения Харитонова лишь наполовину библиография, справочное руководство. Хотя, к примеру, предпринятая им попытка создания отечественного "who's who in fantastikovedenie" - затея пионерская, а потому заслуживающая уважения и элементарной благодарности (увы, собственный опыт подсказывает, что не дождешься...)".
"Перед нами работа, пронизанная пафосом защиты фантастики, стремлением повысить ее общественный статус - и статус фантастиковедения как неотъемлимой части современного литературоведения. Работа эта не имеет аналогов по замыслу, вложенной в нее творческой энергии, профессиональной увлеченности и опыту. Работа очень своевременная, ибо необходимость ее для нашего фантастиковедения была давно очевидна...
Выход книги Е. Харитонова - событие, значение которого трудно переоценить. Уже сейчас отечественные фантастиковеды могут заявить с полным основанием: мы - не Иваны не знающие родства, вот наша родословная. И, наконец, преисполнимся же чувством глубокого удовлетворения: теперь нам есть что предъявить кичливому Западу".
"Справочник Е. В. Харитонова представляет собой издание, точно занявшее пустующую нишу. В российском литературоведении известно несколько словарей, посвященных писателям-фантастам. Однако до настоящего времени не было ни одного специального справочного издания по критикам, литературоведам и историкам фантастики. Таким образом, книга Е. В. Харитонова уникальна... Добротная работа, которая, надо полагать, будет служить ценным источником информации еще ни одно десятилетие".
"[В справочнике] мы сталкиваемся с сомнительными новациями и спорными приемами препарирования информации. Именно к такого рода нововведениям можно отнести привлечение в качестве исследуемого материала работ, посвященных фольклорной и литературной сказке ... Думаеся, не ошибусь, если скажу, что книга Е. В. Харитонова создана в значительной степени в духе современного "виртуального фантастоведения". Методологически она построена на раздвоенном отражении истории отечественной фантастики и фантастоведения: занижает значение того, что было создано до 1991 г., и необоснованно выпячивает скудные в общем-то достижения последнего времени".
Александр Осипов (Библиография. 2001, № 3)
Светлой памяти Виталия Ивановича Бугрова и Игоря Георгиевича Халымбаджи
ОТ АВТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ
Прежде всего - несколько цитат, в которых дается характеристика фантастики и фантастического:
"Фантастика не противопоказана никакому литературому методу, она может "поступить на службу" и к романтизму, и к реализму, и к модерну" (Т.А.Чернышева, литературовед, д-р филол. наук).
"Фантастика порождается реальностью и современностью и обращена к ним как метод их художественного раскрытия" (Е.Д.Тамарченко, литературовед, канд. филол. наук).
"Фантастику часто называют жанром, темой, особым видом литературы... Фантастика - это не жанр, не тема, это способ думать, она позволяет создавать такие ситуации в литературе, которые я не могу себе представить иначе. Человечество волнует множество глобальных, общечеловеческих, общеморальных забот. Как их перевести на язык литературы? Можно написать трактат, но в трактате не будет людей. Ну, а раз появились люди, то и задачи ее приближаются к общелитературным задачам, или - как любили говорить раньше - к человековедению" (А.Н.Стругацкий, писатель).
"Фантастика - это понятие мировоззренческое, а не жанровое <...> Реалистическая литература изучает в первую очередь отношения реально аписанных людей в реальной обстановке, адекватно отражая окружающую действительность. Фантастическая литература изучает в первую очередь отношения человека и общества, человека и окружающего мира, используя в качестве главного орудия гиперболу, то есть неадекватно отображая окружающую действительность, дабы ярче и глубже раскрыть ее суть" (Кир Булычев, писатель, д-р востоковедения).
"Фантастика - продолжение того, что мы явью зовем..." (В.А.Шефнер, поэт, прозаик).
"Фантастику трудно определить индуктивным путем хотя бы потому, что литературоведение не располагает для этого достаточно прочной теоретической базой" (Леонид Геллер, литературовед-славист, Франция).
Определить дефиницию и художественную природу фантастики пытаются с тех самых пор, как известный французский писатель и критик Шарль Нодье опубликовал в 1830 г. статью "О фантастическом в литературе" и ввел в обиход само понятие "фантастика" применительно к особому роду литературы. Не одно поколение литературоведов, философов и даже социологов ломает копья в жарких дискуссиях, пытаясь найти абсолютное определение фантатическому. Масла в огонь добавил предприимчивый американский инженер Хьюго Гернсбек (его именем названа одна из самых престижных премий в области фантастической литературы) - издатель первого в мире специализированного журнала фантастики "Удивительные истории". Ему же приписывается "придумывание" в 1926 г. термина "научная фантастика" (далее - НФ), или "Science Fiction", хотя двенадцатью годами раньше, в 1914 г., понятие "научно-фантастический рассказ" успел ввести в обиход российский популяризатор науки Яков Перельман.
Не умаляя несомненые заслуги Гернсбека перед фантастикой, все же отметим, что сыграл он и печальную роль в ее судьбе. Инженер по образованию, он считал, что задачи НФ должны сводиться к предвосхищению будущих чудес прогресса ("Рассказ в жанре НФ должен быть на три четверти литературой и на четверть - наукой") и мечтал обособить НФ от остальной литературы и своего добился - на долгие годы вся фантастическая литература (а не только ее научно-прогностическая ветвь) была загнана в своего рода "литературное гетто", прозябая на полках третьесортного чтива. Тем не менее термин прижился, и сегодня, говоря о фантастике в целом (исключая, конечно, сказку и фэнтези), литературоведы и критики нередко используют аббревиатуру "НФ". Да и собственно НФ с годами трансформировалась, усложнялась, разветвлялась на поджанры (социально-философская фантастика, роман предупреждения, киберпанк и т.д.).
В целом же фантастика - одно из самых широко трактуемых и многозначных определений в литературоведении. Неправомерно, на наш взгляд, определять фантастику как жанр. Мы имеем дело с разветвленной системой жанров, где обнаруживаются не только собственно научная фантастика, но и условно-метафорическая проза, и фантасмагория, и утопия, и фэнтези, и мифологический роман, и гротеск, литературная сказка, наконец... Фантастическое, как художественный метод отражения реальности, занимает существенное место в литературе и искусстве. И особенно это заметно в прозе 1980-1990-х гг. Эта многогранность фантастического привлекает внимание специалистов самых различных отраслей - филологов, философов, искусствоведов, социологов, библиографов. Поэтому вполне закономерно, что с середины 1950-х гг. в отечественном литературоведении и искусствознании формируется область знания, получившая название фантастоведение (другие варианты: фантастиковедение, фантастология). О становлении и развитии науки о фантастическом в нашей стране рассказывается в предваряющем книгу очерке "Наука о фантастике вчера и сегодня".
Последние 30 лет заметно возрос интерес к фантастическому в академическом литературоведении и искусствоведении: различные аспекты фантастики и сказки стали объектом диссертационных и дипломных исследований, во многих гуманитарных вузах страны читаются спецкурсы по теории и истории фантастического, произведения фантастики входят в программу высших и средних школ. Вместе с тем исследователи, диссертанты и преподаватели нередко испытывают трудности в поиске и выборе специальной литературы, а некоторые работы грешат явственной поверхностностью, а иногда и откровенным незнанием материала и специфики фантастического метода.
В настоящем биобиблиографическом справочнике впервые предпринята попытка систематизировать сведения как об отечественных исследователях фантастики и литературной сказки, так и о специальной критической и библиографической литературе, а более широко - это первый опыт создания библиографической истории изучения фантастического метода в отечественном литературоведении, искусствознании, философии, социологии и педагогике. "Наука о фантастическом" содержит информацию о о почти 200 критиках, литературоведах, икусствоведах, библиографах и писателях прошлого и настоящего, чьи работы и публикации составляют историко-теоретическую базу фантастоведения. Справочник отражает также и историю взглядов на фантастику в российской и советской критике.
СТРУКТУРА СПРАВОЧНИКА
Книгу предваряет историко-критический обзор, характеризующий основные этапы становления, развития и тенденции отечественного фантастоведения (в критике, литературоведении, искусствознании и библиографии).
Собственно справочную часть открывают библиографические материалы, отражающие динамику изучения фантастики и сказки в отечественном литературоведении, искусствоведении и библиографии (на примере книжных изданий и диссертационных исследований) за 1857 - 2003 гг.
Далее следует основная часть - биобиблиография исследователей фантастики и сказки. Словарная статья включает в себя титул, где сообщается имя, фамилия, отчество, даты жизни, основные псевдонимы; в основном содержании статьи отражены факты биографии, названы наиболее значительные работы или произведения (если речь идет о писателе-критике) автора, дается краткая, но содержательная характеристика критического и библиографического творчества в контексте названной темы. Завершается каждая статья библиографией, где приводятся (в общем алфавите названий) книжные и журнальные публикации автора по вопросам фантастики и сказки: сначала перечисляются книги (если таковые имеются; сюда же входят и авторефераты диссертаций), они отделены линейкой от публикаций в периодике и сборниках (линейками выделены и серийные публикации). Акцент сделан на статьях и очерках, газетно-журнальные рецензии представленны в меньшей степени. В некоторых случаях в персональных списках выделены библиографические публикации автора. В заключении многих статей сообщаются сведения и о критической литературе о жизни и творчестве автора. Библиографические списки не претендуют на исчерпывающую полноту.
К сожалению, не по всем авторам удалось собрать информацию о фактах биографии и датах жизни, поэтому автор-составитель будет признателен за любые дополнения.
Справочник не является энциклопедическим, в нем охвачены не все критики, библиографы и писатели, "отметившиеся" в фантастоведении.
Книга расчитана на широкий круг читателей - филологов, искусствоведов, библиографов, книговедов, преподавателей гуманитарных факультетов, в частности для подготовки спецкурсов, студентам и аспирантам, а также всем желающим больше узнать о фантастической и сказочной литературе. Настоящая работа может служить основой для создания обширого справочника по отечественным литературоведам, искусствоведам, критикам и библиографам.
При подготовке справочника использовались следующие источники информации:
- Анкетирование
- Картотека и архив Российской книжной палаты и журнала "Библиография"
- КЛЭ
- Кто есть кто в русском литературоведении: Справочник (М., 1992)
- Чупринин С. И. Новая Россия: мир литературы: Энцикл. словарь-справочник (М., 2002-2003)
- Энциклопедия фантастики: кто есть кто. Под ред. Вл. Гакова (Минск, 1995)
Автор-составитель выражает глубокую признательность Г. А. Алексеевой (Москва), Д. Н. Байкалову (Москва), В. И. Борисову (Абакан), Д. М. Володихину (Москва), Н. С. Выгон (Москва), Вл. Гакову (Москва), Э. В. Геворкяну (Москва), В. Л. Гопману (Москва), Ю. Ю. Зубакину (Челябинск), А. Б. Косаревой (Екатеринбург), А. В. Мешавкину (Пермь), А. Н. Осипову (Москва), А. М. Ройфе (Москва), В. А. Фокееву (Москва), И. Г. Халымбадже (Екатеринбург), С. И. Чупринину (Москва), А. М. Шалганову (Москва) за поддержку и помощь в подготовке этой книги.
|