История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

А. Ермолаев

ЭТА РАЗНООБРАЗНАЯ ФАНТАСТИКА

Приглашаем к разговору

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© А. Ермолаев, 1985

Комсомолец Татарии (Казань).- 1985.- 2 июня.- 65 (6151).- С. 2.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2004

Если спросить меня, люблю ли я фантастику, то я, не раздумывая, воскликну: "Конечно!" Если с тем же вопросом обратиться к окружающим, что я делаю при каждом удобном случае, то окажется, что большинство молодежи, да и изрядное количество людей пожилого возраста ответят на этот вопрос утвердительно. Вот только хорошей фантастики некоторые и в глаза не видели: в магазине купить эти книги почти невозможно, да и в библиотеках достать трудновато, потому что они всегда на руках. Впрочем, может быть, это и неплохо, что на руках - значит, их читают! Настораживает другое: мне часто приходилось беседовать со студентами филологических факультетов, и я сделал неутешительный вывод - более девяноста процентов из них не имеют ни малейшего представления о современной фантастике и судят о ней по старинке, сводя все к Жюлю Верну и Александру Беляеву. А ведь это будущие учителя литературы!

Между тем, под влиянием ли НТР или других причин, но фантастика во второй половине XX века претерпела необычайно сильное развитие и прочно заняла свое место в ряду других литературных жанров,

Фантастическая литература очень разнообразна, но вся она построена на использовании особого приема, когда писатель что-то изменяет в окружающем нас мире. Он либо вводит нечто новое, несуществующее (например, черта или пришельца из космоса), либо, напротив, убирает из нашей жизни нечто привычное и обыденное, либо может просто изменить составляющие окружающего мира, - например, уменьшить скорость света или обогнать ход времени. При этом иногда производится столько замен, что вымышленный мир совершенно перестает походить на реальный. По словам писателя Еремея Парнова, фантастика представляет собой игру с мировыми сущностями.

Общепринятого названия этого приема не существует. Одни называют его фантастическим допущением, другие - мысленным экспериментом. Мне бы хотелось назвать его способом Условных Изменений Реальности или просто фантастическим способом построения художественного образа.

Условные Изменения Реальности могут быть самые разные, и в соответствии с ними всю фантастику делят на научную (когда необыкновенное создается материальными силами, то есть наукой и техникой) и ненаучную (где присутствует нечто сверхъестественное). Ненаучная фантастика существовала всегда, основоположником же научной обычно считается Жюль Верн. На первый взгляд, все просто.

Но в последнее время в "серьезную" фантастику все чаще вплетаются сказочные элементы, научная и ненаучная фантастика активно сливаются, в результате чего появились на свет "кибернетические" сказки Станислава Лема, "Понедельник начинается в субботу" братьев Стругацких и многие другие, по выражению литературоведа А. Воздвиженской, научно-фантастические сказки. Так что разделять фантастику на основе научности становится все труднее и труднее.

Между тем, возможна другая классификация: не по принципу научности Условного Изменения, а зависящая от идейной направленности произведения. И вот тогда вся фантастика органично делится на три большие группы.

В первую группу попадает развлекательно-приключенческая фантастика. Она продолжает традиции столь любимой детьми (и не только детьми) приключенческой литературы, по сути дела это и есть приключенческий роман, построенный на фантастическом материале. Американские авторы, - начиная с Эдмона Гамильтона, темой своих романов часто избирают "космические" войны, произведения же советских авторов (например, "Аэлита" А. Толстого, "Страна багровых туч" А. и Б. Стругацких) проникнуты гуманизмом и человечностью. Среди произведений этого жанра множество ненаучной фантастики, в числе лучших образцов которой можно назвать искрометную повесть Д. Пристли "31 июня" (многие смотрели фильм, сделанный по этой повести).

Вторую группу составляет познавательная фантастика. Ее целью является популяризация данных науки, а также научных гипотез и технических прогнозов. В. Обручев описывал вымерших животных (роман "Плутония"), Ю. Долгушин увлекательно рассказывал о современных ему воззрениях на физиологию нервной системы (роман "ГЧ"), Ж. Верн и А. Беляев пропагандировали в своих книгах достижения технической мысли, сегодня этим же занимаются А. Кларк, Г. Альтов, А. Казанцев. Этот жанр фантастики имеет много Общего с научно-популярной литературой, отличаясь от нее занимательным сюжетом.

И, наконец, третья группа - это социально философская фантастика. Она исследует этические и философские проблемы, интересуется психологией своих героев и путями развития общества, короче, она изучает Человека. Ее традиции идут от Джонатана Свифта и Франсуа Рабле, важным этапом явилось творчество Герберта Уэллса, современные образцы этой фантастики - произведения Ивана Ефремова, братьев Стругацких, Виктора Колупаева, Станислава Лема, Рея Брэдбери, Роберта Шекли, Клиффорда Саймака. Вообще-то, человековедение. - это главная задача всей художественной литературы, поэтому социально-философская фантастика смыкается со многими традиционными жанрами "большой литературы", но привносит в них нечто свое. Фантастический способ дает уникальную возможность моделировать поведение планеты в целом, что позволило Е. П. Брендису назвать фантастику "человечествоведением".

И я думаю, что огромная популярность фантастики объясняется не столько пышным антуражем, сколько тем, что она оперативнее всего откликается на наболевшие вопросы нашей, столь богатой научными, техническими и социальными свершениями, беспокойной и величественной эпохи.

А как думаете вы?

    А. ЕРМОЛАЕВ,
    сотрудник КГУ, руководитель литературно-критической секции казанского КЛФ.

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы предлагаем читателям включиться в разговор о фантастике. Какие произведения последних лет привлекли ваше внимание? Почему? Считаете ли вы фантастику "серьезным" жанром?

Ждем ваших писем по адресу: 420066, Казань, ул. Декабристов, 2, редакция "Комсомольца Татарии", "Машина времени".



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001