И. Черный
В ТИСКАХ ЧУЖОЙ ПАМЯТИ
Путь женщины из сердца мужчины
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© И. Черный, 1999
Любезно предоставлено творческой мастерской «Второй блин» |
Дяченко М., Дяченко С. Казнь: Фантастический роман. - М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ"; СПб.: Terra Fantastica, 1999. - 480 с: ил. - (Звездный лабиринт).
Если бы не имена авторов, указанные на обложке, то, познакомившись с романом "Казнь", можно было бы подумать, что редактор серии ошибся и выпустил в "Звездном лабиринте" книгу, предназначавшуюся для "Шарма", "Очарования" или "Обольщения". Потому что новое произведение киевского супружеского дуэта Марины и Сергея Дяченко, на первый взгляд, как нельзя лучше подпадает под определение "женского романа". Главная героиня - женщина-писатель Ирена, запутавшаяся в лабиринте взаимоотношений со своим бывшим мужем Анджеем, экзистенциально копающаяся в закоулках души и памяти, пережевывая эпизоды неудавшегося супружества. Что это, как не очередная порция чтива для разведенок?..
Не стоит, однако, спешить с выводами. Не все так просто в "Казни". Конечно, главное, на чем зиждется здание романа, как и почти во всех книгах Дяченко, - отношения Женщины и Мужчины. И если в "Казни" женщина стоит на первом месте, являясь главной героиней, то это еще не повод для отнесения романа к разряду "женских". Книга достаточно многослойна. При более глубоком знакомстве с нею тут можно обнаружить элементы готического романа или романа ужасов: казематы, инквизиция, палач-вампир, осуществляющий приговоры суда в своем высокогорном, отрезанном от всего мира замке. Ряд глав "Казни" написан в духе старой доброй фэнтези: благородные рыцари-защитники, Толкователи судеб, всевидящее Провидение. Отчасти роман напоминает и триллер. Безумный маньяк преследует жертву, ставя ее в безвыходные положения: фабрикует улики, изобличающие в героине убийцу; делает ее объектом охоты религиозных фанатиков и т.п.
Наконец, "Казнь" - это книга о Творчестве. Писателям часто задают вопрос: как вы пишете. Ответить на него очень сложно. Откуда появляется замысел книги; как рождаются образы, обретая плоть и кровь; почему герои ведут себя так, а не иначе? Что бы ни говорили сочинители об особенностях написания ими своих книг, - все будет не совсем так и не совсем то. "Казнь" - тысяча первая попытка описать процесс СоТворения художественного текста. Попытка смелая и интересная. В принципе, роман двойственен. Весь его сюжет можно воспринимать и как простое прокручивание в голове писательницы Ирены различных МОДЕЛЕЙ-вариантов новых произведений, блуждание героини в мире "теней не созданных созданий".
Кто здесь является главным - Женщина или Мужчина? Судя по всему, сказанному выше, - женщина. Но ведь толчком к развитию сюжета стало изобретение Анджея, желающего видеть в мирах, созданных его воображением, только одного реального человека - свою бывшую жену. Анджей с чисто мужской логикой собственника не может смириться с тем, что Ирена самостоятельно приняла решение и ушла от него. Кромар привык, чтобы все и вся подчинялись правилам игры, установленным им самим. Поступок Ирены Хмель выбивает его из привычной колеи и становится раздражающим фактором, превращаясь в идефикс, в манию. Вся дальнейшая деятельность Анджея направлена на то, чтобы что-то доказать себе и Ирене, вновь обрести душевное равновесие. И что же может родиться в глубинах неспокойной, обиженной души, как не ущербный, извращенный мир, призванный смоделировать все те казни, которым Мужчина хотел бы подвергнуть бросившую его Женщину. Вампиры, инквизиция, ледяной холод одиночества... И жалкий, мятущийся Создатель, прячущийся от прямого, лобового столкновения с Иреной.
На протяжении почти пятисот страниц мы с неослабевающим вниманием следим за этим странным поединком, совершающимся на фоне странных же миров. Инь и Янь. Мужчина и Женщина. Единство и борьба противоположностей. Кто из них прав, кто виноват? Кто палач, кто жертва? По нашему мнению, в ролях казнимого и казнящего Ирена и Анджей пребывают диалектически одновременно. И кто здесь может выступить в качестве третейского судьи, сказать сложно. Разве что маленький Андрусь (!), появляющийся в эпилоге романа. Формально, сын Ирены Хмель и вампира Яна Семироля. Но ведь Семироль - фантом, созданный воображением Анджея, по сути являющийся воплощением-аватарой Кромара. Так где же истина и "что есть истина"?
|