МАСТЕР
Завтра 100 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© 1991
Лесная газета.- 1991.- 14 мая.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Мягкая лиричная фотография из семейного архива впервые представлена на выставке в Москве, посвященной жизни и творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова. Он запечатлен в своей квартире в момент творческого вдохновения и отрешенности от повседневной суеты. Взгляд, немного игривый и мечтательный, устремлен в будущее. Может быть, именно в эти минуты рождались загадочные образы Мастера, кота Бегемота, Воланда и Маргариты - героев романа, которому писатель всецело посвятил последние годы жизни.
Ныне к читателям возвращается наследие М. А. Булгакова, мастера российской словесности, чей талант, глубокая человечность и неподкупная искренность подтверждают его собственные слова, что "рукописи не горят". Тысячными тиражами изданы в последние годы романы "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия", "Жизнь господина де Мольера", "Театральный роман". Экранизированы "Дни Турбиных", "Бег", "Собачье сердце", а на сценах театров вновь открылся мир "Зойкиной квартиры".
Мишенью Булгакова в первые пореволюционные годы были бескультурье, наследственная российская "азиатчина", пережитки недавнего прошлого, всплывший на поверхность во времена нэпа мир мещан и приспособленцев. Вспомним хотя бы новые похождения Чичикова, воспользовавшегося подходящей минутой и основавшего в Москве "трест для выделки железа из деревянных опилок"! И как карикатурны в сатирическом зеркале писателя герои эпохи уплотнения, затаившиеся в своих роскошных квартирах, развесив на их стенах портреты красных вождей!
А не созвучна ли во многом нашему времени повесть "Роковые яйца"? Навсегда запомним эту фантастическую историю, случившуюся со строгим кабинетным ученым, который открыл в своей лаборатории диковинный "луч жизни". А благодаря ретивому администратору, поторопившемуся использовать открытие для скоростного выведения цыплят, в теплице "под лучом жизни" вывелись чудовищные змеи, уничтоженные благодаря лишь счастливой случайности. Булгаков высмеял размашистость, нахрап, отсутствие культуры у работников, которые "бегут впереди прогресса", сулят заманчивые результаты, обольщаются немедленным эффектом, а по существу, не учитывая последствий своих поступков, скатываются к авантюризму.
Михаил Афанасьевич Булгаков, равный по таланту В. Катаеву, М. Зощенко и Ю. Олеше, тем не менее лучше этих и других маститых писателей видел необходимость преемственности в судьбе страны, ее великой культуры, творческой интеллигенции. На одном из публичных диспутов Булгаков сказал: "После Толстого нельзя жить и работать в литературе так, словно не были никакого Толстого... То, что был появление Льва Николаевиче Толстого, обязывает каждого русского писателя после Толстого, независимо от размеров его таланта, быть беспощадно строгим к себе. И к другим". Сейчас эти слова, полные уважения к великому писателю, звучат как очевидная истина. Но тогда они вызывали бурю возражений в среде молодых литераторов, не желавших считаться с традициями и авторитетами. Стрелы вражды и зависти летели в писателя со всех сторон, друзей у него было мало, хотя творчество мастере высоко ценили и поддерживали М. Горький, В. Вересаев, А. Фадеев.
Сатирико-философский роман "Мастер и Маргарита" был задуман писателем как исторически и психологически достоверная книга о своем времени, его людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И а то же время это повествование обращено в будущее, являясь книгой на все времена. Вспоминали, что слушателям авторского чтения словно хотелось вскочить, броситься куда-то вперед, что-то догнать и в чем-то убедиться... Творческая мысль великого мастера и в самом деле опередила свое время, и по сей день приходится ее "догонять" и убеждаться в ее самобытной глубине.
|