С. Белый
ПИШЕМ ЕМКО И БЫСТРО...
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© С. Белый, 1999
Книжный клуб (Екатеринбург). - 1999. - 2-8 нояб. - ( 44 (161)).
Текст любезно предоставлен Е. Пермяковым, 2001 |
Соболь А. Шпаков В. Мир наизнанку. - М.: Изд-во "АСТ", 1999. - 448 с. (Звездный лабиринт).
Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок... К сожалению, по части лжи у нас, кажется, получается неплохо, а вот в плане намеков авторы окончательно отказались от каких-либо амбициозных притязаний. Соврем - недорого возьмем, немного и потратим. Честное слово, довольно сложно назвать кого-либо, кто пытается вслед за Стругацкими сочинять по-настоящему художественную и нетривиальную фантастику. Изобретает неоднозначные ситуации писатель Дяченко, по-настоящему талантлив Евгений Лукин, предлагающий не просто занимательные сюжеты, но и мудреные головоломки, в которых героям приходится выбирать не из нынешнего вездесущего "убить или не убить?", а из более философского ряда: "жить или не жить, а если жить, то как?" Читая Лукина, абсолютно не знаешь, что будет преподнесено тебе в следующей главе: исхоженных путей писатель намеренно избегает.
Но это, увы, литературные исключения. В своем подавляющем большинстве пишущая братия, как в детективах, так и в фантастике, абсолютно предсказуема. Успех "Волкодава" Семеновой соблазнил немалое количество авторов, и десятки наделенных силой и познаниями в области восточных единоборств героев ринулись в неведомые дали добывать неведомо что. Не стал исключением и некто Рангар, главный персонаж писателей А. Соболя и В. Шпакова. Довольно емкая книга повествует нам о долгих и бессмысленных скитаниях Рангара, о магах, коих в данном романе превеликое множество, о поединках, без которых сюжет моментально потерял бы последнюю привлекательность. Собственно, главное свое кредо авторы демонстрируют уже в самом начале книги, когда на чужой земле и в чужом времени неизвестно откуда появляется скрюченный голый мужчина. По прочтении первого же абзаца перед глазами встает Арнольд Шварценеггер, в роли терминатора заброшенный в прошедшие века. Кадр действительно интригующий - вот и решили господа авторы его повторить. Как бы на бис и как бы по многочисленным заявкам публики. При этом, если цели у робота-терминатора имелись вполне определенные, то персонаж Шпакова и Соболя понятия не имеет, кто он такой и что ему следует делать. Ход, кстати сказать, неглупый, и стратегия авторов довольно прозрачна: заставить героя воевать и преодолевать препятствия, а пока суть да дело, увлекшийся читатель, глядишь, и сам позабудет, с чего там все начиналось. Своего коварства авторы не скрывают. Перед началом повествования в книге подается эпиграф-цитата: "Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что". Этой ссылкой на русскую народную сказку находчивые и не чурающиеся компиляций сочинители, в сущности, все и объясняют. Загадок нет и целей особых нет, а есть могучий герой, который обязан в течение определенного времени бродить по неведомым землям, избивая всех встречных магов, участвуя в гладиаторских поединках, время от времени вступаясь за добрых людей и наказывая злых.
При этом появлением внезапного героя иномир явно встревожен. Местные правители, называемые Сверкающими, предвосхищают появление чужака и на уничтожение последнего посылают самых свирепых воинов. Чем он им грозит и за что его следует так срочно ликвидировать - об этом в книге ни единого вразумительного слова. Положено - и все тут! Потому что в противном случае писать просто будет не о чем. А так и злодеям находится занятие, и герой бездельем не мается - знай отмахивается от наемных убийц да скрытно перемещается с места на место. При этом лишних вопросов он не задает, а если и задает, то в качестве разъяснений получает сентенции следующего рода: "...При раскапсулировании коллапсара ты попал в нулевой поток времени... который, как я понимаю, и вынес твою психоэнергетическую матрицу в Надмирье. Короче говоря, с того момента, как ты вошел в Цитадель, прошло около года..." И так далее в том же духе. Кто понял все до единого слова, должно быть, прочтет книгу Шпакова и Соболя с превеликим удовольствием, всем прочим лучше изначально отречься от мысли получить какие-либо разгадки. Сказка, как было уже говорено, ложь... А далее... Далее, как видно, не для нашего брата.
|